Русские Вести

Евгений Сидихин. Полвека грёз


Как складывалась непростая судьба актёра, подарившего нам палитру незабываемых образов настоящих русских мужчин

Евгений Сидихин родился 2 октября 1964 года. В детстве Женя «подметал» клешами Невский проспект, посещал клуб юных моряков и мечтал стать капитаном. Немудрено! Его отец строил корабли. И парнишка был в неописуемом восторге каждый раз, когда новые суда спускали на воду. В такие дни у берегов Невы собиралось огромное количество народа. И радость людская не знала границ.

Огромная семья Сидихиных жила на 20 метрах комнаты в коммунальной квартире. Женя спал между родителями на диване.

В 20-метровой комнатушке каким-то немыслимым образом умещались малыш, его родители, дядя Боря, его жена — тётя Галя, их сын «Борис Борисович» и бабушка Жени.

Особой теплотой проникнуты воспоминания Евгения о матери.

— Она будила меня по утрам так, как не будил больше никто и никогда в моей жизни. И в один из вечеров она уложила меня спать. А разбудить не смогла. С тех пор всё происходящее я вижу, как во сне, — вспоминает сегодня актёр.

Однажды весело игравший в детском саду Женька увидел, как за ним пришла не мама, а отец. На нём не было лица. Крепче обычного он сжал ладошку мальчугана и повёл домой.

— Женя, я должен тебе что-то сказать, — начал он, и голос его предательски дрогнул. — Мамы... больше нет.

Они свернули во дворик, где стоял колодец, и подле него долго просили друг друга не плакать. Двое мужчин. Маленький и большой. Просто стояли и рыдали вдвоём.

Ей было 29 лет. Всё случилось очень быстро. Онкологическое заболевание унесло молодую и красивую женщину, у которой всё должно было быть впереди, за считанные недели.

Вскоре отец встретил другую женщину по имени Алла, которая постаралась сделать всё возможное для того, чтобы заменить маленькому Жене, мать. И он, действительно, стал называть её мамой.

С Аллой отец был по-настоящему счастлив. Но и это счастье длилось недолго. Всего три года. А потом эту женщину сразил страшный диагноз «опухоль головного мозга». Владимир 5 лет сидел подле неё, оберегая и ухаживая за ней до самого конца, а после пытаясь погасить нестерпимую горечь утраты известным русским способом.

Победить и пережить детские и подростковые невзгоды и печали Евгению помог спорт. Оказавшись в 4-м классе в секции борьбы, он целых пять раз становился чемпионом Ленинграда.

Окончив школу, парень, всё же, не пошёл по стопам отца. Он поступил в театральный институт на курс Игоря Петровича Владимирова. Легендарный ЛГИТМИк тепло принял юношу с чисто мужской внешностью молодого русского богатыря. И некоторое время всё было прекрасно.

Команда № 152

На первом же курсе процесс обучения вдруг прервала бумажка, опущенная почтальоном в его ящик для писем. Она разделила жизнь на «до и после». Но кто знает? Не опусти её почтальон равнодушной рукой в почтовый ящик квартиры, где проживал Евгений, разве был бы у нас тот Сидихин, которого сегодня уважают и любят зрители? Текст в бумажке был такой:

«Сидихину Евгению Владимировичу... Повестка... На основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» Вы призваны на действительную военную службу и зачислены в команду № 152. Приказываю Вам 19 октября 1983 года явиться для отправки на сборный пункт по адресу: г. Ленинград, Южное шоссе, дом 104. Райвоенком А.Депелян. Внизу значилась приписка: «Рассчитать по месту работы».

...Месяц Евгений пробыл в Туркменистане, в обычной учебке, под Тедженом.

Театральный институт, белый рояль и вежливый педагог по мастерству Ирина Петровна Кузнецова, которая, обращаясь к ребятам, называла их не иначе, как «Мальчики» или «Гусары мои!», сменились суровыми армейскими буднями.

— Песок, полное отсутствие воды и «невероятная доброжелательность» офицерского состава, — с грустной усмешкой вспоминает о тех временах Евгений Владимирович и, вдруг, осекается.

Об Афганистане он говорить не любит. Для Сидихина эта тема — табу.

— О чём вспоминать? Бежит на тебя противник. Ты стреляешь. Он падает. Ты расстраиваешься, — только и скажет бывало актёр.

И, пожалуй, он один из немногих, кто, исполняя роли военных и силовиков, не выглядит эдаким самоуверенным болваном. Именно Сидихин передаёт на экране широчайший диапазон эмоций, чувств, испытываемых человеком, которому судьбой предназначено лишать жизни одних людей и сохранять её другим.

Демобилизовавшись, Евгений восстановился в родном институте, но теперь уже на курсе легендарного Льва Додина.

«Додинцы» считались небожителями. Они занимались на третьем этаже. Ну, а «кукольники» (студенты кафедры театра кукол) ютились на втором. Среди них была и Таня Барковская.

Татьяна и Евгений познакомились случайно. Художница Леночка, учившаяся на кафедре театра кукол, уезжала работать в Липецк и передала Татьяне «по наследству» арендуемую комнату. Татьяна была приезжей, в комнате не было... ни одной подушки.

С хозяйкой девушке «повезло». Трезвела арендодатель только в тот момент, когда необходимо было «стребовать» деньги за проживание в очередном и «внеочередном» порядке, если нужны были средства на «поправку здоровья».

Бывая в Ленинграде, Леночка останавливалась у Татьяны. Ей и пришла в голову мысль познакомить подругу с парнем. Однажды, вернувшись домой, Таня увидела, как «небожитель Сидихин» вместе с Леной чаёвничает в её комнате:

— Какие люди, — только и смогла выдохнуть она.

Любовь «через час»

С первого взгляда любви у Евгения и Татьяны не получилось. Лишь через «целый час» диалога, в ходе которого Евгений Владимирович, по его собственному, признанию отчаянно «рисовался» перед девушкой и пытался произвести на неё впечатление, он вдруг понял, что не может без неё жить.

Смеркалось. Женю подружки уложили на раскладушку. Готовясь к завтрашнему дню, Татьяна сидела у зеркала и заплетала какое-то совершенно невообразимое по тем временам количество косичек.

Евгений (192 см рост) едва умещался на выделенном ему «койко-месте». В отражении зеркала Татьяна видела, как торчат его босые ноги, свешивающиеся на пол. Молодому дембелю не спалось. Женя всё смотрел и смотрел, как появляются на голове девушки косички.

Татьяна не выдержала и сказала: «Рассказывай!». Застигнутый врасплох студент не ожидал такого напора: «Что?» — удивленно переспросил он. — «Как — что? Сказку!» — последовал ответ.

Разыгравшееся среди ночи воображение парня помогло ему на ходу сочинить историю с каким-то закрученным «андерсеновским» сюжетом. «Наверное, у него мёрзнут ноги», — заслушавшись, вдруг подумала Татьяна. И накрыла его одеялом.

И они запомнили. Таня сказку, рассказанную красивым голосом. А Женя — этот простой и непринуждённый жест подлинной женской заботы. В его памяти промелькнуло что-то давно забытое. И пришло понимание, что без этой девушки ему больше не прожить и дня. Так и случилось.

На следующий день он приехал к ней с «дембельским чемоданчиком», в котором лежала их первая и пока что единственная подушка.

Предложения, стоя на одном колене, Евгений не делал. Всё случилось как-то само собой. В один из дней Женя пригласил Таню домой. Двери им открыла его бабушка, мама отца, приехавшая в гости из далёкой Сибири. Внимательно посмотрев на Женю и Таню, она вдруг сказала ей:

— Проходи, доченька.

И назад дороги уже не было.

С Татьяной актёр этим летом отметил тридцатилетие счастливого брака, в котором родились «три сестры».

Старшая из них, Полина, является сегодня набирающей известность актрисой российского кинематографа.

Наступили девяностые. Период, когда в профессии смог удержаться далеко не каждый народный артист уходящего в историю СССР. Студент Евгений Сидихин пытался заработать на жизнь семьи, в которой родилась старшая дочь, любыми способами. Однажды на его глаза попалось объявление «Требуются уборщики метрополитена». И он целый месяц убирал платформу метро «Московские ворота».

— Доллары, марочки! Курс выше, чем в обменнике! — помните ли вы эту «историческую» фразу? Менялой в те годы был и Евгений Сидихин, занимавшийся валютными махинациями.

А что делать, если новорожденная дочь таяла на глазах, теряя вес? Нужны были детское питание, врачи... средства! Откуда их взять студенту? О памперсах речи ещё даже не шло. И когда Евгений возвращался в 2 часа ночи со студенческих репетиций у Додина, его ожидала гора пелёнок, которые стирал он сам. Ведь Таня ещё не восстановилась после тяжелых родов.

— Женя, а почему у вас кровоточат руки? — спросил кто-то из педагогов.

Ну, что он мог ответить? О том, что стирка подгузников и мытьё полов в «Московских воротах» занимают остаток его ночи и часть утра до репетиций, начинающихся ровно в 9?

Не нужно бояться

Когда состояние маленькой Полины стало по-настоящему пугающим, Таня... получила знак свыше. Войдя в детскую, она увидела голубя, который преспокойно сидел на форточке. Ужас обуял молодую женщину, слышавшую что визит пернатой птицы — крайне плохая примета, предвестник скорой смерти.

И вдруг! Голубь взмахнул крыльями, спикировав на край кроватки. Некоторое время птица придирчиво смотрела на улыбающегося ей ребёнка, а затем выпорхнула в окно. И страх сменился пониманием того, что вот теперь-то всё точно будет хорошо.

Так оно и случилось. Полина поправилась. Таня восстановилась после родов. А у Евгения появилась первая настоящая работа.

Взлёт

Вскоре вся страна узнала и полюбила Евгения Сидихина за его первые работы в кино. В 1990-м, когда советская эпоха трещала по швам, был снят фильм «За последней чертой», где актёр исполнил роль бывшего боксёра, возвращающегося после трёх лет отсидки за драку.

Какие возможности открывает перед ним приобретённый «волчий билет»? Денег нет. Работы для бывшего зэка не предвидится. Милиция и «угорающее» советское общество посматривают на молодого парня с презрением и свысока.

После ряда досадных коллизий его с распростёртыми объятиями принимают в одну из расплодившихся на излёте 80-х организованных преступных группировок. Возглавляет её Гарик, роль которого исполнил Игорь Тальков, умерший в этой картине на экране точь-в-точь так, как спустя ровно 1 год он погибнет, не дожив до премьеры двух месяцев.

Пронзительной, шокирующей и... абсолютно невозможной с точки зрения художественного воплощения стала семейная драма 1992 года «Исполнитель приговора», где молодой Евгений Сидихин сыграл в паре с уже знаменитой на весь бывший Советский Союз Верой Глаголевой, год назад ушедшей из жизни.

Главный герой фильма Юрий Кирсанов, как и Евгений Сидихин, исполняющий его роль, прошёл через Афганистан. На «гражданке» его знания и опыт оказались востребованы в спецназе МВД. У пары, бережно хранившей друг другу верность, в результате какой-то немыслимой, абсолютно чудовищной ошибки, диагностирован ВИЧ.

Но, как оказывается, не так страшен СПИД, как реакция общества, которое мгновенно переводит Юрия и его жену Валерию с маленьким сыном в касту «неприкасаемых». Финал фильма по-настоящему страшен.

Уходя от преследования с женой и ребёнком на заднем сиденье Юрий въезжает на мост и, обменявшись взглядами с Валерий, выворачивает руль в сторону пропасти, которая выглядит спасительной в сравнении с бездной цинизма и непонимания, проявленного обществом. Кирсанов — исполнитель приговора, вынесенного озлобленным окружением для его семьи.

И, конечно же, зрителю понравился славный Бояров, бывший, опять-таки, воин-афганец из сериала «Русский транзит».

Герой Сидихина вновь предстаёт перед зрителем выдающимся в прошлом спортсменом, которому сломали жизнь «родина и партия», поставившие карате вне закона и назначившие реальные сроки за преподавание этого вида восточных единоборств. Отсидев, отслужив, Бояров тихо спивается в роли вышибалы в ленинградском баре «Пальмира». «Разнообразие» в его жизнь привносит встреча с мафией, которая обеспечивает бесперебойный наркотрафик с Ближнего Востока в США через Санкт-Петербург.

В основу шестисерийного фильма легла первая часть трилогии Вячеслава Барковского. После выхода картины на экран романы «Русский транзит» и «Последний транзит Боярова» сметались с прилавков книжных магазинов.

Вряд ли будет ошибкой допустить, что успех именно этих трёх фильмов стал своеобразной детерминантой, предопределившей «вектор» развития карьеры Евгения Сидихина.

В последующие 25 лет им были воплощены роли настоящих мужчин, имеющих за плечами годы боевого опыта или несправедливо «отмотанного» срока. У этих людей было военное, лагерное или спортивное прошлое. А ещё интригующее и весьма неопределённое будущее в интересных предлагаемых обстоятельствах. Изобретательные сценаристы помещали в них персонажей, экранное воплощение судьбы которых можно было доверить только Евгению Сидихину.

И в каждую из этих ролей Евгением Владимировичем были вложены те человеческие качества, востребованные сегодня, как никогда. Это мужественность, смелость, решительность. Не напускные. Подлинные. За них мы любим и ценим сегодня этого по-настоящему славного русского актёра, пребывающего на пике формы, в самом расцвете своей творческой карьеры. Это даёт нам право ожидать новых интересных ролей Евгения Сидихина.

Андрей Карелин

Источник: rusplt.ru