«Смелое заявление», – скажете вы. «Такое мог сказать только фанатик и ограниченный человек», – упрекнут некоторые. «Мы свободные люди, в свободной стране!», – отмахнутся другие. Эта статья для тех, кто так не мыслит.
Давайте разбираться.
Я сам выжил в 90-е. У моего старшего брата 3 судимости и он дожил до 24 лет. Был убит другом, таким же отмороженным, как и он. Я сам ходил по району с молотком за пазухой, пока не купил пистолет. Поверьте мне, лучше вам не встречаться со мной двадцать лет назад, и уж точно я не хочу, чтобы те времена вернулись. А судя по фильмам, они не за горами. Уверяю Вас, будет очень много страданий и слёз.
По фильмам можно сделать срез – какое настроение царило в стране в тот или иной период, какие ценности, какой юмор, какой уровень морали и духовности был в государстве. Но так же есть фильмы, которые не только показывают это, но и формируют всё это. Они создают вектор развития целого общества.
Разве у нас не было примеров с фильмами «бумер» и «бригада»? Простите, я сознательно не могу писать название таких фильмом с большой буквы. Неужели государственные чиновники не видели статистики роста бандитизма, связанной с этими фильмами? Это очевидный факт, что герои фильмов являются примером для многих.
Очевидный факт и статистика многократного увеличения преступности, судимостей и заключённых, которые, вдохновившись этой тюремной кино-романтикой, встали на этот путь. На допросах подсудимые рассказывали, что начали так жить после просмотров фильмов и даже клички взяли как у героев фильмов.
Мы знаем также пример с фильмом «джокер», после которого в Америке начались социальные беспорядки, разносили целые гипермаркеты, разрушали целые кварталы. Этот фильм, по сути, сделал маленькую гражданскую войну. Тысячи людей пострадали от него, кто-то сел в тюрьму, кто-то лишился имущества, но самое главное то, что похмелье от такой ментальной интоксикации растянулось на десятилетие. А дальше будут подрастать новые поколения, которые будут знакомиться с такими фильмами и вдохновляться на «новые революции», ведь кино всегда найдет своего зрителя.
Да, сериал «слово пацана» сделан качественно, по всем канонам кинематографа: твердый сценарий, хорошая операторская работа, актеры и кровавые спецэффекты. В этом ремесленники от кино постарались. Но ведь их никто и не винит, они профессионалы. Им заказывают и они делают. Но вот та идеология, та философия, которую несёт фильм, – именно она и повлияет на сознание людей. Это как вкус конфеты в красивой обёртке, а внутри у неё отрава. Тут встаёт вопрос к реальным создателям этого продукта.
Почему такие фильмы могут так сильно воздействовать на человека?
Но ведь и зритель у нас не дурак. Хотя может быть и необразованный. Он смотрит то, что ему показывают. Но как такую «чернуху» может принимать трезвый зритель? Очень просто, берёте что-то чистое, вечное, понятие дружбы, честности, искренности, да и веру в Бога можно взять и подмешиваете туда яд. И все люди будут это принимать.
Любое разумное правительство использует кинематограф в целях формирования сознания людей. Так было в советском кинематографе, когда формировали понимание, что советский человек – освободитель мирового пролетариата. Пусть у нас свой уровень жизни не на высоте, но зато мы поможем тем, у кого ещё хуже. Всегда найдутся те, у кого хуже. Справедливость – это то, что воспитывалось в советском человеке многими поколениями. Это сидит в нашем геноме. Это сидит в русской идеи. Самоотречение, даже саморазрушение ради справедливости! Ради справедливости наши деды гнали фашистов и освобождали всю Европу. Но ведь справедливость у каждого тоже будет своя. И время нам это показало. Главное – что к этому можно подмешать то, что нужно заказчику.
Возьмем примеры американского кинематографа, ведь почему у них так популярны фильмы про мафию, про гангстеров? Это вышло из философии ковбойской жизни.
Герой-одиночка, свободный и одинокий. Где-то у него есть возлюбленная, обычно не одна. И конечно же, скоро приедет поезд, нагруженный золотом, который он и ограбит. И вот тогда они заживут со своей пассией. Согласитесь, как-то не уживается с семейными ценностями, где нужно жить верно, хранить верность, трудиться и развиваться. Долго и мучительно. Хочется много и сразу! Но вот формат мафиозного клана – это уже другое дело. La mia famiglia – моя семья. Слово мафия – переводится моя семья! Вот она подмена, опять взяли вечную ценность, вечное понятие семьи. Защиты, верности и подмешали туда свои «вкусовые добавки» согласно современным реалиям рынка. Если в наших семьях нет чистоты, нравственности, верности, то это будет в семье мафии. Ведь известно – живым из неё не выходят. А у нас сейчас развод на каждом шагу, так что лучше пойдемте в банды, там надежнее. Вот и появились фильмы «Крестный отец», «Лицо со шрамом», а позже «Банды Нью-Йорка» и тому подобные.
Заметьте, что первые фильмы про гангстеров в Америке набрали дикую популярность, когда был период Великой депрессии. Экономика была в упадке. Безработица и нищета. В этот период расцветали только банды, которые торговали алкоголем и оружием, незаконные махинации и казино. Гангстеры стали настоящими героями для мальчишек того времени. В нашей стране сейчас тоже не самое спокойное время.
И к чему мы хотим привести общество такими вдохновляющими фильмами? К новым 90-м годам? Или сразу гражданской войне? С кем будем воевать? С соседними государствами? Стенка на стенку уже идёт. Теперь надо развязать войну ещё и в каждом квартале! А президент нам рассказывает про концепцию цивилизаций, равенства народов, культур.
В сериале «слово пацана» эти вечные ценности взяты за основу и завернуты в новую, очень странную шубу. А главное – это не односерийный фильм, который посмотрел и переварил, это сериал, который действует методично, цинично, «то что доктор прописал», по рецепту, чтобы излечение народа проходило медленно и верно.
Встаёт вопрос – кто же выписывает такой рецепт. Мы не будем примешивать сюда идеи с мировым правительством и прочими империалистическими концепциями, возможно их там и нет. Но должна же быть гражданская позиция. Должна же быть ответственность режиссёра, который понимает, к чему приведет его качественный продукт. Представьте на секундочку, что если бы наши классики писали произведения не про сострадание, не про поиск смысла жизни, не про нравственность, а про «популярную правду», которую можно выгодно продать! Про суровую правду, ради которой надо убить. Но ведь сострадание выше любой правды, иначе эти бойни никогда не закончатся.
Чем отличается человек от животного? У него тоже есть клыки. Тем, что у него есть разум, но больше – у него есть сердце. Когда искусство не работает с сердцем, тогда оно работает с гениталиями и клыками.
Из-за санкций и ухода с нашего кинорынка западных производителей, наш кинематограф начал оживать, так пусть же он будет «нашим» по настоящему. С душой, с сердцем. Ведь русский человек всегда отвечает и за слова, и уж тем более за дела. Готовы ли ответить за свое кино создатели и к чему оно приведет – покажет время. Хотя мы уже все понимаем, чем это всё закончится – мы увидим через несколько лет, когда посмотрим очередную статистику.
Каждый из нас может сказать – в какой стране он хочет жить. Каждый может сказать – что он хочет видеть в каждом дворе. И каждый может сказать – что он чувствует в своем сердце.
Главное, что придется держать слово каждому. И ведь держать нам его придется не перед пацанами, а перед детьми, перед страной, перед собой и в конце концов перед Богом.
Автор: Режиссёр Николай Евстифеев