Русские Вести

«Есенины и Рубцовы в России не перевелись…»


А началось все с кинофорума, который через два года отметит 30-летие. Изофорум, литературный и музыкальный добавились к кино- и театральному в 2010 году, когда президент «Золотого Витязя», народный артист России Николай Бурляев, по примеру крупнейшего Эдинбургского фестиваля искусств, решил привлечь к новой инициативе лучших деятелей культуры славянского мира. Среди почетных председателей Славянского форума искусств – народные артисты СССР Юрий Соломин и Владимир Федосеев, народный художник СССР Александр Шилов, сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин, народный артист России Никита Михалков.

О новых программах Николай Бурляев и его сподвижники рассказали журналистам в Московской картинной галерее А.Шилова, предварительно зачитав приветствие президента России Владимира Путина. Бурляев напомнил, что именно деятельность «Золотого Витязя», 28 лет назад заговорившего о необходимости сохранять традиции и духовные нравственные ценности, легла в основу новой государственной культурной политики.

Министр культуры Мединский назвал указ президента «конституцией для чиновников», которые, к сожалению, заметил Бурляев, пока не очень стараются жить по ее постулатам.

В сентябре в Севастополе открылась выставка «Лики унесенного времени. Страницы нечитанных книг» художника-керамиста Вадима Сташкевича, экспозиции художников-педагогов и учеников Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки, а также «Донбасс – память сердца» выпускника Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова Алексея Крюкова. Алексей ездил в Донецк и Луганск, где на передовой рисовал портреты борцов за русский мир, в марте его выставку увидели во Владимире. А в июне, в рамках форума изобразительных искусств, в Суздале прошла уникальная выставка московского фотохудожника и издателя Юрия Холдина «Свет фресок Дионисия», который воссоздал на фотополотнах фрески Ферапонтова монастыря.

На XXVIII кинофоруме в Севастополе, кроме кинопоказов, провели международную конференцию «Государственная культурная политика – будущее России», а также заложили Аллею звезд. Именные деревья высадили народные и заслуженные артисты России и других стран, среди которых – Николай Бурляев, Василий Ливанов, Александр Михайлов, Владимир Гостюхин, Михаил Голубович, Талгат Теменов, Ивана Жигон. Вход на все мероприятия, как всегда, был свободным. Бурляев с удовольствием рассказывает историю о том, как кинофорум осел в Севастополе: «Был, видимо, в этом Промысел Божий, потому что за 20 с лишним лет блуждания фестиваля по городам и весям, я не раз слышал от губернаторов: «Ну, что вы мыкаетесь, каждый год в новом городе – немыслимо, осядьте, мы все для вас сделаем». Но меня что-то удерживало. И как только Севастополь вернулся в Россию, мы провели там кинофорум, теперь его называют Севастопольским».

В Севастополе (без копейки финансирования) провели и музыкальный форум, предоставив возможность детям из музыкальных школ сыграть на концерте с Севастопольским симфоническим оркестром под управлением заслуженного работника культуры России, лауреата премии Крыма Владимира Кима. Дипломы юным талантам подписал сам Владимир Федосеев.

Николай Бурляев рассказывает: «Пять лет назад я предложил тогдашнему губернатору Севастополя построить кинотеатральный комплекс, не хуже, чем в Каннах, чтобы та часть кинодеятелей планеты, которая исповедует наши принципы – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека», рвалась сюда за статуэтками «Золотого Витязя», а не в Лос-Анджелес».

И дальше продолжает: «Ему идея понравилась, мы обратились в администрацию президента. И что ж, поистине нам не дано предугадать, как наше слово отзовется – президент издает Указ о строительстве культурного кластера, треугольник которого захватит Калининград, Владивосток и Севастополь, где, кроме дворца кино, предполагается возвести филармонию, выставочные залы – всего пять строений культуры. Скажете – утопия, возможно, но все же я надеюсь, пусть не на моем веку, но это произойдет, и люди будут смотреть трансляции торжественных церемоний вручения статуэток «Золотого Витязя» из Севастополя. Уверен, все возможно, если чиновники наконец начнут жить по культурной «конституции» и поддерживать движение «Золотого Витязя не теми крохами, которые получаем сегодня, а министр обратит внимание на культурный уровень своих сотрудников, который чудовищен – не знают ни поэтов XIX века, ни – кто такой Алексей Баталов».

На конкурс литературного форума из 400 произведений отобрали 90. В Пятигорск, в день рождения Лермонтова – 15 октября приедут литераторы из 25 регионов России, из Беларуси, Украины, Казахстана, Сербии, Австрии, Китая, Италии. «Неожиданных встреч бывает множество, – сказал Николай Петрович, – так, вчера на трапезе я пообщался с итальянской документалисткой Донателлой Бальиво, автором фильма о съемках «Ностальгии» Тарковским. Так она показала мне на компьютере свою будущую книгу в 500 страниц – с потрясающими фотографиями Андрея». Золотую медаль им. Пушкина в этом году получат Галина Медведева-Афанасьева, автор многотомной энциклопедии говоров Сибири и поэт, драматург, почетный сопредседатель литературного форума и правления СП России Константин Скворцов.

Директор литературного форума Владимир Орлов сказал, что волноваться за русскую литературу не надо, с ней все хорошо, и совсем скоро те 90 процентов хороших писателей, которые сейчас издаются исключительно за свой счет, «прорвутся на рынок». «Ежегодно получаем на конкурс произведения высокого уровня, – отметил Орлов, – ничего нового не изобретено, кроме великолепного русского языка». И подчеркнул, что, как прежде, чем дальше от автора описываемые события, тем больше ему открывается, так, недавно единогласно отметили три романа – о Гражданской войне, Великой Отечественной и землетрясении в Армении. О сиюминутном ярко пишут поэты.

Константин Скворцов заверил всех, что Есенины и Рубцовы в России не перевелись, просто их имена пока не известны, поиском и занимается «Золотой Витязь».

Назвав XVII театральный форум «аккордом юбилейного года», Бурляев посетовал, что Минкульт предложил провести его за мизерные деньги и, если бы не помощь коллег, и, прежде всего, почетного председателя, худрука Малого театра Юрия Соломина, событие вряд ли состоялось бы. На этом фоне Николай Петрович не мог не поделиться своими мыслями о проекте Закона о культуре, в котором говорится о том, что государство не должно вмешиваться в творческую деятельность художников, вникать в их исторические концепции и оценку бытия. Его обязанность – давать деньги. Он напомнил, в этой связи, что говорил Пушкин: «Нельзя позволять проповедовать на площадях каждому, что взбредет в голову, государство вправе остановить раздачу рукописей».

Возвышать душу человека, показывая прекрасное, воспитывать на образцах служения родине или играть на низменных чувствах – разговор о миссии искусства продолжил Александр Шилов. «То, что искусство должно контролироваться государством, для меня аксиома, – сказал художник. – И я преклоняюсь перед Юрием Соломиным, который сохранил в Малом театре его душу, сердце, независимость от моды. А то сейчас "интерпретаторы" – убирают часть партитуры у Чайковского или текста у Островского, уродуют произведение, впускают в него хамские выражения, мат, а народ смотрит и смекает: значит разрешено. И начинает копировать. А телевидение, которое еще Говорухин припечатал, у нас "важнее, чем мама и папа". К чему готовим подрастающее поколение? Считаю, если срочно не поставить ТВ под контроль государства, потеряем свою родину Россию. Не понимаю, зачем такое искусство: человек плюнул на холст – «я так вижу» или бьет ногами по барабану и называет это музыкой. Во все времена главы государств боролись за идеологию в искусстве, потому что знали: с его помощью легко погубить страну. Посмотрите на Европу – ее уже нет, в одном Лондоне закрыли 500 католических церквей».

Шилов произносит этот монолог на фоне своих портретов – партизан, генералов, солдат, летчиц, благодаря которым живем в свободной стране, не всегда помня об этом.

Художник устраивал выставки патриотического искусства в Севастополе и Волгограде. По 18 городам боевой славы провез свои картины под эгидой «Золотого Витязя». Поддерживая мысль Говорухина и Шилова о ТВ, Бурляев рассказал, как Алексей Петренко за месяц до ухода звонил ему – «Коля, что они со мной делают?!», возмущаясь вмешательством ТВ в его личную жизнь. «Они делают это и с Шукшиным, и с Высоцким», – заметил Бурляев и привел в пример музыкально-драматическую композицию Андрея Мерзликина и Антона Жукова, дирижера, худрука ансамбля «Калина красная» – «Человек земли», основанную на письмах Шукшина. – Вот как нужно говорить о Василии Макаровиче сегодня».

Выступление же Юрия Соломина было наполнено столь глубоким чувством благодарности учителям его жизни, что стало понятно всем, почему Малый театр под многолетним его руководством зрители называют лучшим в Москве. «Я не могу смотреть перевернутого Островского, – сказал Юрий Мефодьевич, – не понимаю, зачем режиссеру что-то изобретать, если в названии написано – «Волки и овцы», «Без вины виноватые», «Свои люди – сочтемся»… Зрители приходят в это старое здание, в котором мы открыли 264 сезон, если хотите, как в музей, и мы храним его».

Юрий Мефодьевич Соломин пригласил «Золотой Витязь» в залы Малого: фестиваль откроется его премьерным спектаклем «Дальше – тишина» с участием народных артистов России Людмилы Поляковой и Владимира Носика.

Директор проектов Славянского форума искусств Наталия Полукарова уверила, что провинциальная театральная жизнь сегодня ярче столичной. «В Москве лишь несколько театров держат планку, – сказала она, – а провинция всегда готова дать фору. Когда формируем заключительную часть театрального форума, в нее всегда попадают театры из Владивостока, Нижнего Новгорода, Владимира, Арзамаса. Кудымкарский драмтеатр из Коми-Пермяцкого национального округа за спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» на XV форуме получил «Золотого Витязя», и им, между прочим, построили новый театр. Труппа очень хорошо работает, надеюсь, в этом году они приедут со спектаклем «С любимыми не расставайтесь», отмеченным на фестивале «У Золотых ворот» во Владимире. Из Тбилиси ждем Театр им.Грибоедова с «Шинелью», они уже получали «Золотого Витязя» за «Холстомера». Владимирский театр – частый наш гость, а вот кукольный из Витебска – «Лялька» приедет впервые. В кукольных театрах сейчас ставятся не только детские спектакли, работают там и куклы, и люди».

– Если суммировать, за 10 лет  мы явили миру славянскую культуру  – во всем ее уникальном  звучании, недосягаемом для увядающей  культуры западного мира, – подвел итоги Николай Бурляев. – Культура Запада дехристианизирована, а мы говорим о высоких нравственных идеалах.

P.S. Форумы пройдут: изо – с 14 сентября по 31 декабря в Севастополе, Суздале и Москве, литературный – с 15 по 18 октября в Пятигорске, театральный – в октябре-ноябре в Москве, музыкальный – в сентябре-декабре – в регионах России.

Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru