Русские Вести

Эрмитаж запускает новогодний карнавал по мотивам скандальной выставки Яна Фабра


В прессе продолжается дискуссия вокруг скандальной выставки Яна Фабра в Эрмитаже.

Представители музея всё рассказывают о некоем социальном смысле выставки – что, мол, художник призывает к защите животных. Тех, видимо, которые висят сейчас в стенах Эрмитажа среди серпантина.

“Чучела настоящих животных развешаны в залах фламандской живописи – Эрмитаж гордится тем, что сделал такую тонкую отсылку к фламандским корням Яна Фабра… Задумки кураторов и самого художника остались непоняты: в чём смысл развешивания чучел животных рядом с полотнами Рембрандта?” – писал ранее Ермак-инфо.

Соцсети и книга отзывов Эрмитажа пестрят гневными отзывами посетителей:

“– Что происходит в этом мире? Художника за решётку, за пропаганду жестокости! Директора туда же! Господи, не дай детям увидеть этот беспредел!

– Это что за искусство такое? что за каша в голове у создателя этой экспозиции?

– Товарищи это конец искусству!!!!!

– Рамки дозволенного должны быть в искусстве, а это не искусство, а сомнительный пиар.

– Совсем с ума сошли! Мерзость! Это не свобода выражения, это извращение!

– ноги затряслись … Слов больше нет… Шок, кошмар, мозгом у руководства и не пахнет…

– дальше некуда. Деградация полнейшая”, – подробнее – Жители Санкт-Петербурга, потрясённые выставкой Фабра в Эрмитаже, требуют вернуть цензуру.

Против выставки высказались представители РПЦ:

«Очевидно, что черепа, умершие животные, которые там висят, говорят о природе смерти, о том, что его это интересует. Что за этим стоит, есть ли там высокие смыслы и идеалы, или это просто больное воображение — большой вопрос», — сказал глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин.

Целый ряд независимых журналистов вполне объективно оценивает уровень художественной ценности инсталляций, представленных в Эрмитаже: фрагмент интервью куратора выставки Дмитрия Озеркова газете “Вестник Петербурга”:

“- Почему подвешенные чучела животных считаются искусством?

– Чучела сами по себе – не искусство. Это произведение таксидермии. Произведением искусства является инсталляция, частью которой они являются. Она придаёт чучелам смысл.

– Почему Эрмитаж идет наперекор общей линии правоохранительных органов и судебной системе в стране? Пока одни ловят и сажают живодеров, Эрмитаж потакает и учит людей получать удовольствие от извращений?

– Эрмитаж этому не учит: это ваши фантазии.”

Все призывы рядовых жителей Санкт-Петербурга сталкиваются, как видим, с агрессией организаторов выставки. Вместо того, чтобы прислушаться к людям, для которых они вообще-то и должны работать, – они принимают высокомерную позу, сообщая, что такое выдающееся искусство нашему недоразвитому обществу оказалось не по зубам.

Появляются статьи, предположительно, вдохновлённые высокопоставленными сотрудниками Эрмитажа, где нам рассказывают, что это просто люди слишком серые и необразованные для того, чтобы оценить уровень мысли бельгийского светила Яна Фабра.

Вместо того, чтобы подумать, почему их деятельность вызывает неприятие в народе, российские менеджеры от мировой искусствоведческой индустрии, представителем которой – а, вернее, товаром, – является Фабр, – организуют все более вызвающие мероприятия по следам выставки.

Первым из них стала экскурсия “Страхи и фобии”, которая призвана рассказать об “отражении страхов и ужасов в творчестве известных художников”. Тем самым “кураторы” попытались поставить Фабра в ряд великих мастеров вроде Рембандта и Строцци, в полотнах которых прослеживются следы тяжелых переживаний, испытаний, тревог. Увы, уровень “ужасов” у Рембандта и у Фабра принципиально разный: в первом случае это духовный поиск себя и поиск истины, а во-втором – достаточо беспомощные попытки пожилого морально выпотрошенного буржуа “срубить денег” на эпатаже.

И вот теперь новый экзерсис от Эрмитажа: в здании Главного штаба, где размещены шедевры Фабра, 24 декабря начинает свою работу “бесплатный новогодний костюмированный “Карнавал от Брейгеля до Фабра”.

Мероприятие включит в себя, как заявлено организаторами, “веселые народные конкурсы”, дефиле костюмов, выбор короля и королевы вечера, петушиные бои” – и – внимание – “соревнования по поеданию еды на скорость”.

“Координатор проектов Студенческого клуба Эрмитажа Ладомир Зелинский” приглашает:

“В Главном штабе Эрмитажа мы организуем новогодний карнавал по мотивам нашумевшей выставки Яна Фабра! Будет мой диджей-сет, веселые потехи, конкурс костюмов и куча всего сопровождающего народный карнавал. Кутеж будет длиться всего лишь до 9 вечера, но за это время мы попытаемся запомниться вам надолго”.

Это всё для утверждения ценности произведений Фабра?

Думается, после конкурса “поедания еды на скорость” серые народные массы будут окончательно посрамлены и уйдут, побитые, в свои спальные кварталы, стесняясь даже слово сказать против бельгийского гения.

Это все очень подходит Эрмитажу – не тому, который мы знали в детстве, советскому Эрмитажу, где учили ценить и уважать великие произведения, – а тому, который мы видим сегодня, – стремящемуся уничтожить в людях человеческое – например, трепетное отношение к малым нашим братьям… Не имеющему что предложить действительно великого – и в силу собственной скудости, видимо, стремящемуся потрепать свысока по плечу великих старых мастеров, развесив среди них жалкие пластиковые поделки с панцирями насекомых…

Будем откровенны: реальная роль культурного события, которое называется “выставка Фабра в Эрмитаже” – вот в чём: наконец-то отечественный менеджмент от мировой искусствоведческой индустрии сбросил маски и показал своё высокомерие, свой снобизм, своё отношение к народу и свою пустоту.

Ива Любомилова

Иллюстрация – фрагмент картины Брейгеля “Триумф смерти”

Источник: ермак-инфо.рф