Эдуард Владиславович Бояков – российский театральный продюсер, режиссёр, педагог. Совместно с СТД – учредитель фестиваля «Золотая маска», создатель Московского пасхального фестиваля, фестиваля современной пьесы «Новая драма», фестиваля театра для детей «Большая перемена»; основал и долгое время руководил театром «Практика», был ректором Воронежской государственной академии искусств. С 2018 по 2021 руководил МХАТом им. М. Горького. После ухода из последнего инициировал создание вместе с университетом «Синергия» Школы Нового театра. И вот теперь театральный мир пополнился новой площадкой и репертуаром.
Несмотря на крайне непростое время работы во МХАТе им. Горького, Бояков покинул его стены с командой последователей и соратников. Это народный артист России Валентин Клементьев, отдавший МХАТу 30 лет и бывший правой рукой Дорониной, и продюсеры Екатерина Меньшова, Евгений Скуковский. Перешли в Новый театр вслед за Бояковым и многие другие актеры – теперь они заняты в его постановках и преподают в Школе Нового театра.
На пресс-конференции Эдуард Бояков пояснил, в чем основные принципы и задачи Нового театра. «Есть три главных тезиса, определяющие его. Первый – традиция как философия, традиционализм. Это и идеалы русского традиционного искусства, и традиционной семьи, и русской культуры в целом. Это и про Родину, и про православие, и про армию. Потому что мы с нашей Родиной, с нашей армией». При этом это не значит, что такой подход отменяет современные тенденции. «Напротив, второй тезис – как раз поиск современного языка, мы хотим создавать современное искусство. Достоевский создавал современное ему искусство. Мы тоже остаемся в контексте своего времени, следуя духовным традициям русской культуры». Третьим тезисом, на котором базируется Новый театр, Эдуард Владиславович назвал «новую антропологию» – творческий подход, предусматривающий много работы с молодыми талантливыми артистами. В этом ему помогают председатель Попечительского совета, коммерческий директор Уральской горно-металлургической компании Игорь Кудряшкин, члены Попечительского совета – президент корпорации «Синергия» Вадим Лобов, председатель Московского экономического форума Константин Бабкин, которые также разделяют этот подход и готовы оказывать поддержку проектам Боякова.
Сочетание современности и традиций – идеологическая опора Нового театра. Даже само старинное здание, которое станет основной площадкой (притом, что многие постановки будут идти по всей Москве и за ее пределами), расположенное по адресу ул. Мясницкая, д. 7, стр.2, – усадьба Чертковых-Салтыковых – свидетельствует об этом.
Уникальный особняк в самом сердце столицы и архитектурой фасада, и интерьерами выделяется среди шумных соседних улиц и площадей с их отелями, ресторанами и бизнес-центрами. Сохранивший декор авторства Шехтеля и Врубеля, особняк и сам несет в себе уникальный культурный код страны. Ведь в этих стенах конца XVII в. в стиле рококо и с убранством времен Серебряного века позже был Клуб красных директоров, Всесоюзное общество «Знание», снимали легендарные «17 мгновений весны». Удивительно, но похожая эклектичность и сочетание традиций и инноваций сопровождали и создание МХТ им. Чехова, и отделившийся от него в 1970-х гг. МХАТ им. Горького. И этот постоянный обмен старого и нового продолжается прямо сейчас. Внутри усадьбы Салтыковых-Чертковых есть тематические, сохранившие оригинальный декор интерьерные залы (Готический, Мавританский, Тронный, Каминный и др.), но проводятся и ремонтно-реставрационные работы для «адаптации» пространства под Новый театр.
В ближайших репертуарных планах театра три постановки: «Лубянский гример» по «Тупейному художнику» Лескова (премьера в ноябре) «Скупой» Мольера и популярный, обкатанный еще во МХАТе «Лавр» Водолазкина. На подходе еще шесть.
«Лубянский гример» – это экспериментальный иммерсивный спектакль, рассчитанный на 200 зрителей, которые будут перемещаться вместе с актерами по залам, а затем окажутся в едином пространстве, где постановка продолжится. Многие артисты спектакля – ученики Школы Нового театра.
Помимо основной задачи – проведения спектаклей, Новый театр под руководством Боякова также много внимания уделяет духовным и социальным проектам. Сотрудничает с театральными деятелями ДНР, ЛНР, Мариуполя.
А 28.09.2022. планирует провести вечер памяти Дарьи Дугиной, убитой 20 августа этого года после посещения фестиваля «Традиция», который регулярно проводит Эдуард Владиславович. Дарья (как и ее родители – философы Александр Дугин и Наталия Мелентьева) не один год сотрудничала с ним, вела его уникальный проект «Открытые сцены МХАТ» с насыщенной просветительской и культурной программой.
Юлия Милович-Шералиева