Русские Вести

Движение вверх


«В каждой школе, в каждом поле стадионы.
До чего ж молодёжь горяча!»

Лев Ошанин «Футбольная песенка»

Спортивная фотография – отдельный вид фотоискусства и, пожалуй, наиболее сложныйстановить мгновение, сделав его динамичным и остро-молниеносным. Это оксюморон! Сочетание несочетаемого! Тем не менее, порой и это удаётся. Кому же? В Мультимедиа Арт-Музее на Остоженке сейчас проходит выставка «Спорт в фотографии. От Родченко до наших дней», где представлены работы Александра Родченко, Макса Пенсона, Аркадия Шайхета, Бориса Игнатовича, Льва Бородулина, Александра Абазы, Дмитрия Донского, Сергея Гунеева, а также современных фотохудожников. Экспозиция повествует не только об эволюции жанра, но и рассказывает об обществе. Спорт – это и мироощущение, и политика, и важнейший социокультурный феномен. В общем, как у Поэта: «И божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь».

В 1920-е годы возникло понятие «физкультура», а телесная энергия сделалась такой же общеобязательной, как и революционный оптимизм. 1920-е годы – время культа машин, техники. Человеческий организм - такой же агрегат, как и прочие механизмы со своими деталями и винтиками. Его надо улучшать, упражнять, чтобы он функционировал чётко и бесперебойно. Смысл прост и отчетлив, как лозунг. Спорт – средство закалки и залог работоспособности человека-машины. Забеги, заплывы, матчи, лекции о пользе солнечных ванн. Родителей убеждают закаливать и ни в коем случае не баловать своих детей. Повсеместно проводятся физкультминутки.

Возникают издания, обращённые к физической культуре. В экспозиции представлены образцы специализированных журналов «Известия физической культуры», «Физкультура и спорт» и «Спартак». Чудесны рисунки Александра Дейнеки для «Красной нивы»! Небезынтересны и обложки «Женского журнала» - популярной дамской прессы, где печатались моды, рассказы о любви, полезные советы, а на разворотах были картинки, посвящённые плаванию, теннису, гимнастике и ритмике.

Проект не замыкается в рамках фотоискусства и потому зрителя не должны смущать эскизы, скетчи, рисованные форзацы журналов. Здесь и коллажные плакаты, связанные со Спартакиадой 1928 года. Молодая Страна Советов показывает свою мощь! Технику коллажей наши дизайнеры позаимствовали у французского дадаизма, но создали из неё культурно-идеологическое явление.

Телесная эстетика 1920-х – начала 1930-х годов проста и грубовата, как вся новая культура, и потому на фотографиях той эпохи, например, у Макса Пенсона отсутствует какой бы то ни было глянец. Его «Боксёр» (1928) и «Копьеметатель» (1928) не позируют, но словно бы выхвачены из гущи бытия. Такова же «Юная спортсменка» (нач. 1930-х) Ивана Шагина – растрёпанная девчонка смеётся, подбоченившись и глядя куда-то в сторону. Тогда критиковали постановочные кадры, считая их фальшивыми. Пройдёт всего несколько лет и всё переменится.

В 1930-х спорт приобретает отчётливый привкус …пороха. Предвоенные годы - сполохи грядущего пожара. Подготовка к оборонительной битве – такова задача спортсмена. Вместе с тем, начинает культивироваться античный идеал красоты – это уже не человек-машина, а человек-эталон, и поэтому актуальны декоративно-постановочные фото.

Александр Родченко, говоря словами его друга Владимира Маяковского, наступил «на горло собственной песне» и практически полностью сменил узнаваемый почерк. Родченко 1930-х - бытописатель физкультурных парадов – богато-помпезных, как шествия Древнего Рима. В экспозиции – ряд фоторабот 1936 года, когда Родченко создавал свой спортивный цикл. Несмотря на то, что в кадре – движение, оно представляется застывшим, точно всё это - на древнем барельефе.

Не менее примечателен знаковый снимок Анатолия Егорова «Футбол на Красной площади» (1936). По существу, то было театрализованным действом. Для проведения матча пришлось сшить огромный, в девять тысяч квадратных метров, зелёный ковер. Прославленный футболист Андрей Старостин в книге «Повесть о футболе» вспоминал эту невиданную феерию: «Забивали красивые голы. Мяч все время находился в игре, потому что нарушений правил мы не позволяли. И когда пошла последняя минута, я с облегчением подумал, что спектакль удался: матч сопровождали частые аплодисменты. Однако по прошествии пятнадцати минут последовало указание игру продолжать…»

После войны декоративность только усилилась – возник триумфально-победный стиль в архитектуре, живописи, фотографии. Тому пример – фото Льва Бородулина, сделанное на параде физкультурников начала 1950-х. Тут уже не антик, но барокко – тяжеловесно-шикарное и прихотливое. По степени пышности это напоминало балеты Короля-Солнца Людовика XIV. Мы видим то ли вазон, то ли рог изобилия, составленный из тел спортсменов – зрелище и жуткое, и завораживающее одновременно.

Хрущёвская Оттепель и 1960-е – пора юной искренности, а фотохудожники снова обратились к «жизни» и сугубой реальности. Ещё недавно было бы немыслимым смешное, зевающее «Жюри» (1960) того же Льва Бородудина, что запечатлевал барочные пирамиды из тел на параде физкультурников. Актуальна ирония – всенепременный атрибут эпохи, когда все шутили – физики, лирики, фотохудожники.

В 1950-х годах Советский Союз включился в олимпийское движение, и буквально сразу наши спортсмены принялись завоёвывать награды. В 1920-1940-х годах СССР довольно редко участвовал в международных соревнованиях. Например, были памятны матчи «Локомотива» и «Динамо» со сборной Страны Басков 1937 года, но это всего лишь исключение. В основном упор шёл на физическую культуру и совершенствование тела, а не на «спорт результатов». После войны концепция изменилась, и уже было бы невозможно представить турнирные таблицы без красных флажков с серпом и молотом. СССР сразу вошёл в тройку лидеров.

На фото Льва Бородулина - олимпийский чемпион, гимнаст Павел Столбов (1956), неизменный чемпион мира, сочетавший редкую гибкость со стальной мускулатурой. А тут – прославленная гимнастка Лариса Латынина (1964) – красавица, рекордсменка по количеству олимпийских медалей в своём виде спорта. В 1950-1960-х гимнастика - востребованный вид спорта. Отчасти потому, что советские гимнасты завоёвывали все возможные медали. Это – человеческий фактор - приобщение к триумфу, желание быть такими же, хотя, это один из самых травматичных видов спорта. Но чем труднее, тем прекраснее! К тому же, гимнастика отвечала эстетическим воззрениям Оттепели – лаконичность линий, стройный силуэт, математическая выверенность жеста. Мнимая хрупкость. Художники, поэты и писатели обращались к образам гимнастов, а Иван Ефремов в своём опусе «Лезвие бритвы» вывел в качестве героини гимнастку Симу Металину: «Физическая красота девушки сливалась с её душевной сущностью, растворялась в ней, странным образом теряя свой вызывающий оттенок».

Вот - символическое фото Льва Бородулина с характерным названием «В космос!» (1964) – баскетболист кидает мяч, мы видим часть корпуса и напряжённую руку, а движение вверх воспринимается, как устремлённость к вершинам духа, в тот самый космос, покорённый советским народом. По сути, любое занятие спортом и физическими практиками – это положительная динамика, то самое движение вверх.

В 1970-х годах парадигма сменилась. Физическая культура - для результата, ради мест на пьедесталах. Отбор и тщательная фильтровка. Это критикуют в центральной прессе: мы так загубим наш массовый спорт! Но… Международный престиж советских спортсменов - на небывалой высоте. Мы берём все призы, а на Западе возникают устойчивые словесные обороты «русский хоккей» и «русское фигурное катание» - по аналогии с русским балетом. Вот – изящное фото Александра Абазы «Золотая пара» (1975), где Ирина Роднина и Александр Зайцев выполняют пируэт в свете ярких софитов. Нашим фигуристам аплодировали во всём мире – и это в условиях Холодной войны. Спорт завязан на мировую политику, и советские фигуристы, хоккеисты, гимнасты оказались частью той «мягкой силы», что формировала положительный образ социализма.

В спортивной фотографии наметился новый тренд – уже никого нельзя было изумить ракурсами, как в 1920-х и в 1960-х или же красивой постановкой, как в сталинскую эру – требовался мини-рассказ, интересная история. Такая, как, например, в сюжете Льва Бородулина «Блок» (1975). Блокировка в футболе – это прием, направленный на закрытие доступа противнику к мячу. Здесь -команда, руки, солнце - как мяч и - полнота бытия.

Олимпиада 1980 года запомнились надолго – то был настоящий праздник мира и красоты, но враждебная политика США тогда оказалась сильнее здравого смысла. Многие страны бойкотировали московские Игры, а представители ряда капиталистических держав приехали в частном порядке, а не в составе своих сборных. Причиной явилось эпичное противостояние сверхдержав, а поводом - война в Афганистане. Как бы то ни было, олимпийские мероприятия запомнились надолго, а из радиоточки звучала песня:

«Самое мирное

Сраженье – спортивное. / Нет крепче оружья, / Чем верная дружба».

А какой был простор для фотохудожников! Часто публиковались работы Сергея Гунеева. На выставке можно увидеть его «Бег с препятствиями» (1980). Тут и ощущение тех препятствий, и волы к победе, и радостный свет. В 1980-х годах авторы оттачивали умения – то увлекались видами сверху, то снизу, то поражали изысками. Так, «Пластика» (1984) Владимира Вяткина – это момент сложнейшего гимнастического пассажа с мячом. Этот момент поймать так же сложно, как и выполнить то упражнение.

«Старт» Сергея Гунеева (середина 1980-х гг.) – миг соприкосновения пловца с водной гладью: брызги, рисунок мускулов, чёткие линии тела. Фотографии 1980-х – это всегда какой-нибудь причудливый выверт. Шла эпоха индивидуализма, в том числе и в спорте. Неслучайно родилась мода на аэробику да бодибилдинг – тренировать своё тело ради глянцевой красы, карьеры, личного счастья.

1990-2010-е - взрывная эра цифровых технологий, Интернета, скорости, информации, а удивить снимком – пусть и уникальным, стало довольно сложно. Тем не менее, наши мастера и теперь делают почти невозможное – в этом легко убедиться при взгляде на фото Олипиады-2014, не менее эпичного события, чем Игры-1980. Что касается нынешнего спорта, он ещё более политизирован и ангажирован, не говоря уже о тотальной коммерциализации процесса. Сейчас самое то – идти параллельным курсом и развивать физическую культуру и массовый спорт, но это тема – совсем для другой беседы. А пока – идём на выставку!

Макс Пенсон. Копьеметатель. Узбекская ССР. 1928

Юная спортсменка Ивана Шагина (Нач.1930-е)

Александр Родченко. Физкультурный парад на Красной площади. 1936

Александр Родченко. Физкультурный парад на Красной площади. Ритмическая гимнастика. Москва. 1936

Анатолий Егоров. Футбол на Красной площади. 1936

Лев Бородулин. Пирамида. Москва. Перв.пол.1950-х гг.

Лев Бородулин. Жюри. 1960

Лев Бородулин. Гимнаст Павел Столбов (1956 год)

Лев Бородулин. Олимпийская чемпионка гимнастка Лариса Латынина (1964 год)

Лев Бородулин. В космос. 1964

Лев Бородулин. Фехтование. 1960-е

Лев Бородулин. Блок. 1975

Александр Абаза. Золотая пара. 1975.

Сергей Гунеев. Бег с препятствиями. Москва. 1980

Владимир Вяткин. 1984

Сергей Гунеев. Старт. Москва. 1984-1986

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru