«Двадцатый год – прощай, Россия!»


Одна из главных тем фестиваля в этом году – 100-летие Русского исхода. Были представлены документальные и художественные картины о наших соотечественниках, вынужденно покинувших Родину, но сохранивших русский язык и культуру.

100 лет назад Россия пережила одну из величайших катастроф своей истории – исход более миллиона граждан, оказавшихся выброшенными за борт родной страны в результате невиданного политического шторма. Уезжали, уплывали не в поисках лучшей жизни, а поисках спасения и убежища из творившегося ада, где могут убить свои же соотечественники, где можно лишиться жизни лишь за своё происхождение. От воцарившегося хама, от охватившего страну безумия, в котором падали на землю кресты с храмов и горели фамильные альбомы. Дороги этих изгнанников исчертили практически весь земной шар: кто-то остался в не столь далёкой Турции и на Балканах, а кого-то судьба понесла далее – в Германию, Францию, Китай, США… И даже на острове Тубобао звучала русская речь.

Если быть совсем точными, то сигналом к бегству и спасению был уже залп «Авроры». Немало людей стало эмигрантами еще в годы Гражданской.

Но самый массовый отток начался в 1920-м: союзники антибольшевистских сил окончательно отвернулись, после двух попыток взять Петроград Юденич оттеснён в Эстонию, поход Деникина на Москву потерпел поражение, в феврале – расстрелян Верховный правитель России адмирал Колчак…

Для людей, не желавших принимать новую захватническую власть, никаких надежд уже не оставалось. Весь 1920-й – это год прощаний с русской землёй для десятков тысяч изгнанников. Поочерёдно провожали свои пароходы в феврале  Одесса, в марте  Новороссийск и, наконец, самыми последними в ноябрьском сумраке и холодном тумане прощались с ними берега Крыма. «И в этот день в Чуфут-Кале, Сорвав бессмертники сухие, Я выцарапал на скале: Двадцатый год — прощай, Россия!»,  писал поэт Николай Туроверов, тоже свидетель тех событий и их непосредственный участник.

Спустя целый век память о тех людях возрождает ежегодный тематический и просветительский кинофестиваль «Русское зарубежье», который проходит в стенах Дома русского зарубежья им.А.И.Солженицына в Москве. За 14 лет своего существования этот кинофестиваль открыл дорогу к зрителю для более чем 500 документальных и игровых фильмов о русской эмиграции. Герои этих картин – наши соотечественники из самых разных уголков планеты, эмигранты всех волн русской эмиграции, их потомки и современники. Литераторы и учёные, артисты и музыканты, гении военной и политической мысли, казачество и священники…

Все они жили и живут, словно повинуясь завету Ивана Бунина: «Мы не в изгнании, мы – в послании». Сегодня это колоссальное интеллектуальное наследие, созданное зарубежной Россией, непременно должно изучаться в России исторической.

В этом году фестиваль (из-за продолжающейся пандемии) прошёл в формате онлайн. Конечно же, очень не хватало привычных тёплых встреч в кинозале Дома русского зарубежья… Но во всём всегда есть свои положительные стороны. «Благодаря​ интернет-технологиям​ мероприятия форума смогут увидеть не только зрители Москвы, но и наши соотечественники в самых разных точках планеты. А консолидация русских во всём мире — главная наша задача.​ В то же время, проведение фестиваля онлайн — большая ответственность, так как это является для нас новым опытом», – сказал Президент кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссёр Сергей Зайцев.

100-летие Русского исхода – заглавная тема XIV кинофестиваля «Русское зарубежье». Фильм Александра Гурешидзе «Исход» полностью развенчивает сложившееся в сознании советских людей представление об экономической отсталости дореволюционной России. О русских, сохранивших Россию в своём сердце и воспитывавших своих детей русскими патриотами рассказывает фильм Даниила Сырых «Великий русский исход». Режиссёр Марина Улыбашева представила на конкурс картину, героем которой стал наш современник – художник Дмитрий Белюкин, автор картины «Белая Россия. Исход». О выдающихся русских учёных в Европе, силами которых создавались научные школы и институты, рассказывает в своей работе режиссёр Алексей Денисов (картина «Русский исход»). Фильм режиссёров Елены Чавчавадзе и Екатерины Китайцевой проливает свет на один из самых таинственных, спорных и непростых эпизодов в истории Гражданской войн и русской эмиграции. В картине «Золото Колчака» прослеживаются пути перемещения золотого запаса и выясняется, кому и при каких обстоятельствах стало принадлежать это российское богатство. А картина режиссёра Магды Грон (Россия) «1919» во многом позволяет понять, почему и что сподвигло многих людей бежать из России: главный герой – врач, проживающий с семьёй в Одессе, в которой лютуют большевики, и этой семье грозит гибель…

Также в рамках фестиваля состоялся круглый стол, на котором научные сотрудники Дома русского зарубежья им. А.И. Солженицына обсудили проблемы изучения истории Русского исхода.

Но этот год знаменателен и чередой других важных дат, связанных с русским зарубежным миром, и эти даты также были отмечены в программе нынешнего кинофестиваля.

Немало фильмов в конкурсной программе было посвящено 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны. Фестивальную программу открыл фильм российского режиссёра Юлии Герра «Сопротивление. Русские французы» – о детях русских эмигрантов первой волны, которые встали в ряды Движения Сопротивления.

Три героя-рассказчика, каждый со своей историей. Семья Игоря Лопатинского помогала советским военнопленным, пригнанным нацистами на строительство Атлантического вала, укрывая беглецов в своей парижской квартире. Потом эти спасённые советские пленники примкнут к французским партизанам и подпольщикам. Ирина Котомкина смогла обнаружить в лесу пусковую установку ракет ФАУ и подземный завод, оперативно сообщила в свой отряд  и вскоре эти объекты были уничтожены союзниками. Другая героиня фильма – Мария Лопухина (урождённая Оболенская)  родная сестра Николая Оболенского, который вместе с женой Вики (Верой Макаровой) тоже сражался в рядах Сопротивления. Вики была казнена нацистами, а Николай через много лет после войны стал священником. Герои фильма вспоминают о том, как стараниями детей русских эмигрантов начинали разлетаться по оккупированному Парижу первые листовки, как формировались первые подпольные организации, многие из которых – под предводительством русских студентов. Как начиналась борьба за свободную Францию… и весь мир. Этот фильм заставляет задать много риторических вопросов (с комком обиды в горле): например, почему в шуме официозных речей в каждой из стран-союзниц, в грохоте бронетехники на парадах, в стуке шагов марширующих по брусчатке, почти не слышны имена этих «маленьких» героев большой войны? Почему до сих пор о них мало знают на их исторической родине?

«Никогда более я не видела такой любви к России, такой преданности к Отечеству, как в этих людях,  говорит создатель фильма Юлия Герра, Работая над картиной, я постоянно задавала себе вопрос: а если бы я оказалась на месте моих героев, смогла бы я сделать этот сложный выбор и пожертвовать жизнью? Я хочу, чтобы каждый зритель этого фильма попробовал представить, а как бы поступил он?».

О русских, оказавшихся на чужбине в годы Второй мировой войны, рассказывает и фильм режиссёра из Швеции Тамары Сушко «Не рабы рыбы». В оккупированной нацистами Норвегии на рыбных заводах работали тысячи советских военнопленных и гражданских из СССР и стран Европы. На заводе родилось 139 детей. Тайну своего рождения расследует вместе с историками и поисковиками художник Юрий Сальников, восстанавливая важные факты и забытые имена той войны.

Теме Великой Победы посвящён и фильм «Подмога» режиссёра Геннадия Новикова. Его герои – участники «Арктических конвоев», которые доставляли в СССР грузы по ленд-лизу. История показана глазами жителя Мурманска, который наблюдал за теми событиями ребёнком. Пережитое в детстве яркими красками предстаёт в его рассказе.

Фильм российского режиссёра Ирины Васильевой «Клетка» – тоже о сопротивлении нацистскому «монстру». Герой картины – русский учёный-биолог, основатель лазерной хирургии Сергей Чахотин. Активный общественный деятель, он был среди тех, кто с самого начала понял чудовищную природу нацизма и боролся с режимом в Германии в 30-е годы.

Уже упомянутый фильм о русских в Сопротивлении и картина «Великий русский исход» – не единственные конкурсные фильмы о детях русской эмиграции. Эти дети, их сознание и судьбы  особый феномен, который изучается и ещё будет подробно исследован в отечественной исторической науке. Поколение, выросшее уже гражданами Франции, Германии, Великобритании и других стран, но воспитанное в русской традиции и в любви к Отечеству, которое они знали лишь по рассказам родителей, книгам и учебникам. Герой фильма режиссёра Марины Некрасовой «Русский дом» уехал из России во Францию с родителями, и теперь пытается понять, кто же он в большей степени – русский или француз?

Своё столетие в этом году отмечает и Русская православная церковь за рубежом. Белорусский режиссёр Анастасия Кобзарёва представила фильм «Русские американцы» о православной русской молодёжной общине за океаном. А режиссёр Александр Слободской (Россия, Израиль) – картину о русской школе и приюте для девочек в Вифании под руководством Русской духовной миссии РПЦЗ.

Ещё две важные даты этого года – 150-летие со дня рождения Ивана Бунина и Александра Куприна. Вне конкурса был показан документальный фильм Никиты Михалкова «Лёгкое дыхание Ивана Бунина», игровой фильм Владимира Толкачикова «Несрочная весна» (по рассказу Бунина), а творчество Куприна предстало в художественной картине Анны Стерховой «Капитан», а также в документальном фильме Павла Прохоренко «Поединок с жизнью».

Зрители кинофестиваля, как всегда, знакомились с малоизвестными страницами из жизни выдающихся деятелей культуры Русского Зарубежья и открывали для себя удивительные имена: артист цирка и создатель уникальной системы физических тренировок Александр Засс, педагог и создатель русских школ и приютов в Бразилии Елена Антипова, хранитель русской культуры и активный участник «YMCA» Пол Андерсон, русский отец канадского балета Борис Волков… и многие другие.

И это далеко не все герои, горизонты и темы, которые открывал фестиваль…

Неизменный символ и главный приз кинофестиваля – статуэтка философского парохода (работа скульптора Галины Шилиной). В этом году лучшим игровым фильмом жюри признало картину режиссёра Андрея Смирнова «Француз».

Картина, поистине заслуживающая столь высокой награды. Это история о студенте из Франции, который в 1957 году приезжает в Москву на стажировку в МГУ. В его родном Париже молодёжь охвачена идеями классовой борьбы, а он мечтает увидеть страну, которую знает лишь по рассказам матери-эмигрантки. Он изучает русскую литературу и балет, быстро заводит знакомство с молодыми московскими интеллектуалами, влюбляется в балерину... Но у Пьера Дюрана есть ещё одна цель в этой поездке – найти своего отца – белого офицера Татищева, арестованного и сосланного в лагеря в 1930-х. Ему открывается совершенно удивительный и контрастный мир, в котором непризнанные художники пишут не хуже немецких экспрессионистов, люди втайне слушают иностранные радиоволны, дети священников преподают марксизм, а студентки предлагают себя в жёны едва знакомым иностранцам (лишь бы уехать как можно дальше)  но все знают и помнят формулу жизни: «Болтай поменьше и не доверяй никому». Какой-то воскресшей Атлантидой возникает среди всего этого маленькая комнатка двух тётушек Пьера (в исполнении Натальи Теняковой и Нины Дробышевой): в грязной и прокуренной коммуналке две старушки, потерявшие более десятка лет жизни в сталинских лагерях, вспоминают журфиксы и артиллериста Алекса… Этого Алекса, своего родного отца, Пьер встретит в конечном итоге – и эта сцена встречи отца и сына, пожалуй, один из самых сильных и символических эпизодов картины. Это встреча России зарубежной, эмигрантской (в лице Пьера) и России лагерной, избитой, но не уничтоженной (в лице Алексея, которого блестяще сыграл Александр Балуев).

Свой «пароход» получила и лучшая неигровая картина. Ей стала работа российских режиссёров Людмилы Шахт и Константина Козлова «Возвращение Пьера Жильяра» – об учителе французского языка и наставнике детей императора Николая II, приглашённом из Швейцарии. Он был разлучён со своими учениками в мае 1918 года.

После известия об их трагической гибели он помогал следователю Соколову в Сибири, а также сумел разоблачить нескольких самозванцев, выдававших себя за детей последнего императора, как в России, так и в эмиграции. Благодаря Жильяру и его фотокамере сформировался уникальный архив царской семьи. Создателям фильма удалось разыскать племянников Жильяра и отразить в картине многие малоизвестные страницы биографии героя.

Своими впечатлениями от фестиваля поделилась член жюри неигрового кино, российский журналист в Сербии Катарина Лане: «Мне было очень приятно сотрудничать в жюри с такими мэтрами и читать их выверенные письма, полные где-то даже старомодных, но очень милых речевых оборотов, которыми, увы, в современной переписке почти никто не пользуется, а жаль. Для меня читать их письма было настоящим удовольствием. Конечно же, наши мнения по поводу победителей разделились, но, в итоге, мы все же договорились, благодаря взаимному пониманию, вниманию к друг другу и уважению к труду участников кинофестиваля. Без сомнения, для меня было честью участвовать в жюри».

В нынешнем году в программе кинофестиваля была широко представлена Сербия – картинами сербских документалистов, а также работами российских режиссёров о русской эмиграции на Балканах. Режиссёр Бошко Милосавльевич представил картину «По следам свидетеля»  о политике Василии Шульгине. О русском художнике Игоре Васильеве, родившемся в Белграде, снял документальный фильм Андрия Димитриевич. А российский режиссёр Денис Чуваев в картине «Русский комикс королевства Югославия» показал, как выходцы из России внесли серьезный вклад в развитие на Балканах нового жанра в искусстве.

«Сербские режиссёры  большие молодцы, что участвуют в российских кинофестиваляx,  говорит Катарина Лане.  Я с удовольствием слежу за творчеством Бошко Милосавльевича. Он широко пользуется современными технологиями, не злоупотребляет xроникой, разбавляя её постановочными сценами, он снимает по-настоящему красивое Kино и, конечно же, подкупает неиссякаемым интересом к перипетиям нашей общей российско-сербской истории. Можно сказать, что его имя уже стало настоящим брендом сербской документалистики. Как мне показалось, второй фильм "Лабиринты Игоря Васильева" серьёзно уступил первому по качеству, однако, я надеюсь, что сербские режиссёры не в обиде на жюри и на следующий год представят фильмы, которые станут победителями. Мне бы очень этого хотелось, и я от души желаю сербам продолжать! Фильм" Русский комикс королевства Югославия", полагаю, прольется бальзамом на душу тем, кто любит Белград, виды которого представлены в ленте. А сама тема, конечно же, особенно для зрителя непосвященного, может стать настоящим открытием!».

Отдельно специальными дипломами фестиваля были награждены фильмы «Апостасия» (режиссёр – Андрей Мурадов) о четырёх историях, произошедших на разных войнах ХХ века, где герои не связаны между собой, но их поступки эхом отражаются на жизни других, и «Андрей Тарковский. Кино как молитва» (режиссёр – Андрей Тарковский-мл.), где в уникальной записи всемирно известный режиссёр рассуждает о творчестве и смысле жизни.

Картины, принявшие участие в конкурсе и показанные вне конкурса, познакомили зрителей с самыми разными историями о русских соотечественниках. Разных поколений и с разными судьбами. В разные периоды ХХ и ХХI века оказавшихся скитальцами, и каждый – по своим причинам и в поисках своего убежища.

Но каждая из этих историй вырастает из самой первой и самой главной – из истории Великого Русского Исхода, начавшейся ровно 100 лет назад.

Татьяна Бондарева-Кутаренкова – кандидат филологических наук, доцент РГГУ

Источник: www.stoletie.ru