16 января в пресс-центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция нового руководства МХАТ им. М. Горького, где были обнародованы планы и перспективы развития театра.
Назначенный на должность худрука МХАТа им. М. Горького Эдуард Бояков заверил журналистов, что театр сохранит свой статус репертуарного академического театра и не превратится в проектную площадку.
Заместитель министра культуры Павел Степанов подтвердил: «Преемственность была соблюдена, Татьяна Доронина остается президентом театра и будет участвовать в формировании творческой политики. А театр должен усиливаться и отвечать запросам современного зрителя».
Одним из рычагов усиления будут внешние контакты – гастрольные и гостевые программы. «Ядро театра - труппа и репертуар. Мы не хотим злоупотреблять приглашёнными актерами. Но труппа должна быть в хорошей форме, ощущать конкуренцию, поэтому работать с приглашёнными актерами и режиссёрами мы конечно будем», - сказал Эдуард Бояков и передал слово Андрею Кончаловскому. Выдающийся режиссёр театра и кино уже скоро поставит на сцене МХАТа «Сцены из семейной жизни» Ингмара Бергмана, перенесённые в Россию времен перестройки. «Хорошо, что МХАТ им. Горького сохранил в своем названии букву А, - отметил Андрей Сергеевич. - Русский театр - это прежде всего добро, любовь и идеология».
«МХАТ всегда был славен своими студиями, лабораторными работами, поиском новых имен. Мы просто обязаны открыть драматургов, которые будут представлять литературу и театр XXI века», - продолжил Эдуард Бояков и передал слово своему заместителю по литературной части, писателю Захару Прилепину. «Я пришёл не для того, чтобы ставить свои тексты в театре. МХАТ в 20-е годы прошлого века был нацелен на советскую литературу: Всеволод Иванов, Михаил Булгаков, Леонид Леонов, Валентин Катаев. Мне кажется, это то, чего сейчас не хватает современному театру. Моя работа - присматриваться к творчеству Евгения Водолазкина, Сергея Шаргунова, Александра Терехова, Алексея Иванова, Алексея Варламова, чтобы понять, какие их тексты можно перенести в театр. Классика важна, но мы должны узнавать себя в произведениях самых одарённых людей современности». Также Захар Прилепин рассказал о запланированной творческой лаборатории, основанной на стихах Есенина и документальных свидетельствах о поэте, чей 125-летний юбилей мы будем отмечать в следующем году.
О творческих лабораториях МХАТ говорил и Сергей Пускепалис, новый заместитель худрука по художественной части, имеющий большой опыт работы со сложившимися театральными коллективами. «Мой фронт работы – это понимание потенциала труппы, возможности реагировать на все предложения и стратегии руководства. Я знаю, что это труппа серьёзная, образованная, талантливая. Тем не менее, труппу надо понять, почувствовать, чтобы не было насилия. Лаборатория поможет нам узнать друг друга. Если не возникнет «романа», о чём можно говорить в дальнейшем? Всё должно быть естественно и по любви». В планах Пускепалиса - поставить «Последний срок» Валентина Распутина. «Написанная в 69-м году, книга не потеряла актуальности. Сегодня мы часто забываем, что патриотизм это любовь к родине и преданность своему народу. И когда эти понятия начинают использоваться в корыстных целях или подменяться чем-то, возникает деформация отношения к тем, кто был до тебя, и кто будет после», - заметил Пускепалис.
Важнейшим направлением работы театра остается текущий репертуар, самым знаковым явлением которого более века является спектакль К. Станиславского «Синяя птица», идущий в театре практически без перерывов более 100 лет. Легендарному спектаклю по пьесе Метерлинка и традиции «прямой передачи» актерского опыта на пресс-конференции был посвящен отдельный разговор. Заслуженная актриса России Наталья Пирогова рассказала, как училась у Анны Горюновой, дочери Веры Бендиной, которая играла в спектакле у самого Станиславского.
О философском клубе МХАТ, в котором просмотр спектакля будет сопровождаться беседами философов, актеров, критиков, рассказал профессор философского факультета МГУ Алексей Козырев: «Первый такой эксперимент будет с «Синей птицей». Сегодня мы живем в эпоху, когда такой театр как мистерия, нам совершенно не близок. Нам ближе всего иронический стендап. А вот серьёзный театр, театр религиозный, мистериальный, приоткрывается нам, пожалуй что, в профанации. Как говорить о высоком, о сакральном, не профанируя этого? В «Синей Птице» есть сцена на кладбище, где открываются гробы, а оттуда выходят не покойники, нет, а вереницы цветов.... Это совершенно пасхальный сюжет! Это сцена воскресения. Как о ней можно говорить современный театр и как ее может услышать современный зритель? Это очень интересный вопрос, мы должны восстановить традицию серьезных диспутов».
В планах нового руководства МХАТ – возродить первоначальную, считавшуюся «взрослой» версию спектакля, дополнив знакомую всем «Синюю птицу» изъятыми в 30-х годах сценами волшебного леса, таинственного кладбища, страны будущего.
Здание МХАТ им. Горького – шедевр советского модернизма 70-х годов. Предметом особой заботы нового руководства театра станет восстановление прежнего эстетического облика здания и совершенствование театральной инфраструктуры. Эдуард Бояков рассказал, что театру предстоит ремонт, который будет проводиться при участии приглашенного архитектора Тамары Мурадовой и консультативной поддержке самого автора проекта – Владимира Кубасова. Эти работы не помешают реализации творческих планов театра на текущий и следующий сезоны.
В заключении, Эдуард Бояков сообщил, что планируется активизация общения театра со зрителями, создание медиа-платформы, образовательной и лекционной программ.