Русские Вести

«Деятели культуры обязаны понимать зону своей ответственности…»


Ролью главврача военного гарнизона Марины Голощёкиной в фильме «Граница.Таёжный роман» Александра Митты, отмеченной Госпремией РФ, Ольга Будина предопределила свою будущность в кинематографе, как в смысле характеров киногероинь – открытых, искренних, смелых, так и профессиональных занятий – актриса, режиссёр, продюсер, общественно-политический деятель, таких активных разносторонних личностей ещё поискать. Всем памятны работы актрисы в фильмах – «Романовы – Венценосная Семья», «Дневник его жены», «Идиот», «Московская сага», «Баязет», «Земский доктор», а также на телевидении и в аудиозаписях.

Будина – призёр многочисленных кинофестивалей, член-корр Российской Академии кинематографических наук и искусств, кавалер орденов Михайло Ломоносова, «Слава нации», «Верность и вера» II степени, обладатель награды «Легенда России». Лауреат премии Правительства Москвы «Крылья аиста», эксперт Патриаршей комиссии по вопросам семьи, автор книги «Говорящая беременность». Сейчас монтирует документальный фильм о белгородском приграничье «Иди за мной!», в котором выступает как режиссёр и продюсер.

Сегодня Ольга Будина гость «Столетия».

 Ольга, недавно вы участвовали в Медиа форуме «Герой будущего времени», каковы ваши впечатления?

– Форум проходил несколько дней, приехали подростки, у которых было много вопросов и, конечно же, своё мнение обо всём, что происходит сегодня в мире и в России. Ребята оставили очень хорошее впечатление. Главное, они хотят стать полезными обществу, освоить профессию журналиста, составить более полное представление о том, как устроена работа СМИ изнутри. Им интересно было узнать о том, какими изощренными методами наши противники ведут сегодня бои на полях информационных войн, они прекрасно понимают, что с этим нужно срочно что-то делать. И форум этому, конечно, способствовал.

В секции документального кино шёл разговор о том, с чего нужно начинать работу в СМИ. Это всегда с теории, с изучения документов, определяющих вектор развития нашей страны. К сожалению, этому мало уделяют внимания в наших учебных заведениях, а ведь мы все сегодня – свидетели исторического момента, который свершается в нашей стране. Говорю не о военной составляющей, мы люди гражданские, а о том, что случилось за полгода до начала СВО, а именно – 2 июля 2021 года была подписана новая Стратегия национальной безопасности. И если бы к ней было привлечено больше общественного внимания, возможно, у нас не было бы такого количества «поуехавших». В документе доступно разъясняется, почему, к примеру, Россия не является частью западной цивилизации, а эпоха неолиберализма на нашей территории вынуждена сворачиваться. Мы начали движение в противоположном направлении, и России нужно, как можно скорее, выстроить свой суверенный курс. Очень интересный и доступный для прочтения даже школьниками документ.

Далее, в качестве продолжения положений новой Стратегии нацбезопасности, 9 ноября 2022 года вышел 809 указ «О сохранении и укреплении традиционных российских духовно-нравственных ценностей». И, опять же, на пальцах можно пересчитать тех, кто с ним ознакомился. Должна сказать, что мы с коллегами ещё с момента публикации проекта этого указа на сайте Минкульта выступили в его поддержку и очень ждали следующего шага нашего правительства. А потом с горечью восприняли факт открытого письма президенту от деятелей культуры, сравнивших его с цензурой советских времён. На мой взгляд, большинство моих коллег по цеху, увы, давно стали аполитичными, как они считают, и разучились критически мыслить. Но жить старыми мерками не получится, поменялось время, и процесс не остановить.

 Что вы имеете в виду?

– Невозможно не брать на себя ответственность, если трудишься в сфере культуры, а у нас деятели культуры почему-то полагали, что искусство никому ничего не должно. Возможно, эта аксиома применима в обычное, мирное время, но оно закончилось. И если мы понимаем, что культура является прямым продолжением государственной идеологии, то и произведения искусства должны меняться. Говорю, прежде всего, об этике. Совсем недавно не считалось зазорным демонстрировать в фильмах и книгах откровенно безнравственные образы, сегодня так не получится. И в документах, о которых мы говорили, чёрным по белому написано, что мы три десятилетия прожили в деструктивной идеологии, а сегодня возвращаем наши вечные ценности и учимся мыслить в государственном масштабе.

Любой художник создаёт свои образы через трансляцию тех или иных моделей поведения: его герой совершает поступки, основанные на своей индивидуальной мотивации. Если ты считаешь, что бескорыстной любви не существует, а есть только взаимообмен, тебе сложно будет понять, к примеру, мотивы поведения героев русской литературы XIX и XX веков, и как же ты сможешь над ними работать? Опираясь на старые принципы, ты будешь не в состоянии объяснить мотивы поведения тех же Зои Космодемьянской или Александра Матросова, а наши ребята на фронте понимают их. Я много с ними общаюсь, знаю. В мировоззренческом аспекте наше общество сейчас сильно поляризовано, но при этом мы все понимаем, что возвращение к чистым истокам – нравственности, чести, человеческого достоинства – для русского человека неизбежно.

 Думаете, наши деятели культуры осознают это?

– Не знаю, что вам ответить. Мировоззрение трансформируется под влиянием произведений искусства. Когда советские подростки посмотрели «Сельскую учительницу», сотнями тысяч пошли штурмовать педвузы, а современные подростки после сериала «Слово пацана» стали формировать уличные банды. Модели поведения героев книг, фильмов, игр, а также самих актёров и блогеров, неизбежно подхватываются зрителями. И когда зрители видят деструктивные модели поведения, допустим, женщины не хотят рожать детей, бабушки сидеть с внуками, а мужчины боятся брать ответственность за семью, когда слышим похабные шутки про отношения мужчин и женщин, а подростки бесконечно сидят за компьютерами, это тут же становится нормой для зрителя. Так устроена наша психика, человек всему учится через подражание. Деятели культуры обязаны понимать зону своей ответственности. Кстати, в старом Голливуде, который соблюдал Кодекс Хейза, был даже прописан этот пункт: продюсеры и режиссёры несут ответственность за происходящие в обществе перемены.

 Не припомню подобного пункта в советские времена...

– А он был и не нужен, когда кинематограф финансировался и регулировался государством. Советская стратегическая культура выстраивалась в русле решения задач народосбережения, в отличие от западной, обслуживавшей интересы транснациональных корпораций, а теперь – трансгуманистов. Голливуд для этого и был создан, а совсем не ради развлечений и задач искусства, как полагают иные мои коллеги, это являлось, скорее, бонусом. А «сберечь народ» без традиционных духовно-нравственных ценностей не получится. В основе благосостояния и процветания общества, а, следовательно, и государства, лежит нравственность – такая вот математика. И деятели культуры должны хорошо это осознавать, поэтому так важно сделать привлекательными для зрителя образы добра. Тем самым и поможем стране выбраться из демографической ямы.

 На чём вы сделали акцент в своем выступлении, посвящённом документальному кино на службе Родине?

– В связи с тем, что прошлом году я снимала документальный фильм на территории Белгородской области и много общалась с военными и волонтёрами, считаю, что именно о таких людях нужно сегодня говорить максимально громко. Они живут настоящей героической жизнью в нашем представлении, для них же это – обыденность. Война пробудила в них лучшие человеческие качества и высокие порывы. Мне хотелось обратить внимание творческой молодёжи, приехавшей на форум, на таких людей, живущих рядом с фронтом и на фронте, хотелось, чтобы юные журналисты и кинематографисты не просто учились фиксировать события новейшей истории, а показывали в своих репортажах и фильмах примеры истинного патриотизма, деятельной любви к Отечеству.

 Как вас «позвал» Белгород, что стало импульсом для создания фильма?

– Началось всё с того, что в 2022 году профессор Белгородского университета, доктор юридических наук Елена Викторовна Сафронова, соорганизатор Белгородского юридического форума, пригласила меня выступить по теме культуры. Когда же Белогорье превратилось в линию фронта, я предложила делать эфиры о том, что у них происходит. Мы пригласили жителя Белгорода, полковника запаса, ветерана боевых действий, писателя и публициста Геннадия Тимофеевича Алёхина, и в моём Telegram-канале стали появляться ежедневные «Белгородские хроники». Два года назад о происходящем в Белогорье можно было узнать только из наших эфиров, и многие мои подписчики сохраняли их на своих носителях. Мы успели сделать более 130 выпусков. Думается, когда-нибудь они могут понадобиться историкам как реальный источник, в котором зафиксированы события тех дней. Сейчас, к сожалению, проводить эфиры невозможно, постоянно звучит сирена, оповещающая о прилётах, и нужно бежать в бомбоубежище. Главным импульсом в создании фильма послужило, конечно же, моё общение с бойцами, белгородскими разведчиками – именно с них всё началось. Мне захотелось рассказать всем на свете, какие это потрясающие люди.

– Как вы с ними познакомились?

– Ребята обратились за помощью в приобретении Мавиков (ультракомпактный квадокоптер), разведчикам они необходимы. Так я занялась сбором гуманитарной помощи для наших военных, и между нами стали складываться доверительные отношения. И когда ребята приехали в отпуск в Подмосковье, а, на самом деле, стали заниматься инструкторской работой с новобранцами, я решила записать с ними интервью. Оно оказалось настолько актуальным, что я загорелась идеей сделать о них фильм, который невозможно было снять вне контекста с военными событиями на Белгородчине. Вот так цепочка и выстроилась. С июля по ноябрь 2023-го сняли основную часть фильма. Сейчас делаем небольшие досъёмки и монтаж.

 В каких условиях проходили съёмки?

– Было сложно, но очень интересно. Несколько больших эпизодов в течение двух недель снимали на линии боевого соприкосновения, со стороны города Шебекино, который ежедневно обстреливается, как второй Донбасс. И, конечно, сегодня ни о каких съёмках в тех краях не могло бы идти и речи. А мне удалось поговорить с командирами и бойцами, а также с волонтёрами, которые для меня герои не меньшие, чем бойцы. Они выполняют колоссальный объём работы! Как героически живёт тыл, это не возможно не показывать! Тяжело живёт. Только мы этих слёз не увидим, потому что белгородцы не любят показывать свою печаль, слёзы могут быть во время беседы, но как только включается камера, они улыбаются и говорят: «Ничего, выдержим, справимся, победа будет за нами!»

 Каким вы увидели Белгород?

– Знали, что Белогорье подвергается бесконечным обстрелам, но, приехав туда, увидели ровные дороги и красивые дома. Недоумевали – как так, это же город военного времени! Ответ простой – после прилётов на объект тут же приезжают коммунальные службы и быстро всё ремонтируют, а потом ещё и цветы высаживают. Невероятно, но такова природа белгородцев: они не хотят видеть разруху, и её у них нет. Гордые, трудолюбивые, добрые и очень отзывчивые люди. Знаете, почему большинство не уезжают в другие места? «Пока мы здесь, говорят, бойцам есть к кому обратиться, мы и накормим, и носки свяжем, и ободрим, и обогреем, потому что мы – такой карман для них, из которого они могут взять всё, что им надо. Если уедем, кто будет с ними?» Жители Белогорья для наших бойцов стали заботливыми родителями. Считаю, что после нашей победы Белгороду нужно дать звание Города-героя.

 Общались ли с молодыми белгородцами, как они себя чувствуют?

– Среди тех, кто помогает фронту, нет разделения на молодых и старых, они уже давно едины. Когда в конце мая 2022 года была первая за время СВО попытка прорыва государственной границы, и на Белгородчину зашли диверсионные группы ВСУ, эвакуировать жителей приграничья помогали студенты Белгородского университета. Они же потом дежурили в пунктах временного размещения. Пережили тяжелейшие 12 дней агрессии украинской армии, когда нужно было быстро ориентироваться и самим решать, что и как делать. Давать советы подчас было некому: когда с ними встречалась, видела глаза взрослых ответственных людей. Преподаватели были вместе со студентами, подавали пример. На протяжении пяти суток спали урывками, поток нуждающихся в помощи был огромен.

На Белгородчине все знают первоклассницу Машу, которая вместе с мамой записывает для бойцов ролики со стихами, и эти видео разлетаются по всему фронту. Среди посланий – стихи волонтёра Тани Витязь, которая стала настоящим фронтовым поэтом. Стали нормой письма белгородских школьников бойцам – складывают их треугольничками и передают на фронт с гуманитарной помощью. В блиндажах и больничных палатах я видела эти детские письма и рисунки на стенках. Бойцы трепетно к ним относятся, берегут, перечитывают, рассматривают. В этом и проявляется единство народа, который нельзя победить. В этом – наша суть, наш генетический код и воплощённые заветы предков.

 Как родилось название фильма «Иди за мной!»?

– Из фразы нашего командира-разведчика, капитана «Читы», которого спросила в интервью, что бы он сказал тем ребятам, которые и хотели бы пойти на фронт, но им страшно. И он ответил так: «Ничего не бойся, вот я иду, ты за мной иди и всё нормально будет!». И эту фразу могут сегодня сказать все люди, которые встали в полный рост и защищают нашу страну.

– И всё-таки, ощущали вы состояние страха - в людях, в воздухе, в самой себе?

– Мне страшно не было. Здесь – да, а там нет. Возможно, потому, что меня окружали герои, и подсознательно я чувствовала себя защищённой. До меня на позициях не было ни одной женщины, и все ребята были подчёркнуто уважительны и приветливы. Когда меня попросили надеть разгрузку (защитный разгрузочный жилет, в который вшиты металлические пластины, предназначенный для ношения большого количества мелких вещей. – Ред.), решила подчиниться, чтобы им было спокойней, а ещё хотела проверить, насколько удобно будет двигаться. Хватило меня на полдня.

Интересно было услышать мнение военных о страхе: находясь постоянно на природе, в тяжелейших обстоятельствах, они начинают больше общаться с Богом. И, несмотря на то, что многим страшно, преодолевают свои слабости, благодаря этому единению: все под Богом ходим и только ему известно, что с нами будет.

 Да, мы живём во времена рождения новых героев, и первыми в пантеоне славы появились имена тех, кто много лет воюет на Донбассе. На слуху у всех, кто следит за военными действиями, имя самобытного поэта, бойца ЧВК «Вагнер» Юрия Волка: воевал с 2014-го, получил тяжелейшее ранение в бою под Попасной и через несколько месяцев умер от ран…

– Это удивительный человек, и я бы очень хотела, чтобы его стихи включили в школьную программу. Часто читаю их на своих концертах и в видео-интервью. В прошлом году, когда проводила сбор гуманитарной помощи, записала целый цикл «Поэзия СВО», куда вошли стихи пяти современных авторов и, конечно же, Юрия Волка (1973-2024). Размышляя о его жизни и читая его поэзию, невольно приходишь к выводу, что сам Бог подарил нам такого поэта. Стихи он стал писать по совету доктора госпиталя, где приходил в себя после ранения под Попасной в декабре 2022 года, где пережил тяжелейшую контузию и ампутацию обеих ног. Произошло невероятное: стихи сразу стали разлетаться по всей стране, как птицы, и оказались такого высокого полёта, что уже в марте 2023 года его единогласно заочно приняли в Союз писателей России. А 7 апреля Юрия Волка не стало. Короток был его творческий путь, всего три месяца, но он оставил нам бриллианты военной поэзии.

К творчеству Юрия Волка необходимо привлекать внимание молодёжи, и я надеюсь, что когда-нибудь о нём снимут хорошее кино. Написано много музыки на его стихи, эти песни исполняют, записывают и пересылают по интернету. Вышли в свет две его книги: «Имя на камень» и «А завтра будет май». Его стихи написаны кровью, болью и любовью, и это очень чувствуется.

 В интернете можно прочесть интервью Зинаиды Кириенко под названием «Разве эта молодёжь пойдет защищать Родину? Нет, не пойдет», а вы утверждаете, что нас и сегодня, спустя почти 80 лет, сломить невозможно, откуда такая неколебимая уверенность?

– Интервью Зинаиды Михайловны не видела, но понимаю, почему она так сказала. Именно с такими мальчишками, которые ничего не хотят, и не понимают, что такое любовь к Отечеству, имеют дело наши инструкторы, обучающие их на полигонах перед отправкой на фронт. Перестроить их сознание очень сложно, но необходимо, иначе и сами погибнут, и пользы не принесут. И в том – не их вина, а их беда: какую информацию они поглощают, какие ценности впитывают, на каких примерах воспитываются? Мы живём на жесточайшем фронте информационной войны, и все снайперские удары русофобов летят в головы наших детей, а мы их до сих пор очень плохо отбиваем. Нужно быстрее разворачиваться на законодательном уровне.

А сколько случаев мне рассказывают, когда в учебных учреждениях до сих пор преподают проукраинские учителя… Знаю точно, что защищать страну пойдут бывшие волонтёры, которые вначале подключились к помощи Донбассу, потом возили гуманитарку, подружились с бойцами и наконец стали ими. Желающих из мегаполисов, понимаем, найдется немного, но, я уверена, что мы в любом случае победим, в нас силён генетический код. И сейчас, после тридцати лет жизни в стране с разрушенной национальной культурой, а мальчишки только в ней и жили, эта военная драма пробьёт внутренний голос крови, и память предков начнёт просыпаться. Инструкторы рассказывают, что парни начинают очень быстро включаться и переформатироваться на интуитивном уровне.

 На фестивале «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова в Павловском Посаде вы исполнили песню «Тыловая» – «неофициальный гимн героев тыла», – расскажите, как она родилась?

– Написали её волонтёры Наталья Мурзина и Максим Шампоров, и это один из примеров того, как просыпается народ. Я не знакома с авторами, но песня потрясающая, и она должна исполняться как можно чаще, чтобы пробуждать тех, для кого войны до сих пор нет. В последние два года наблюдается небывалый музыкально-поэтический бум, пишут много стихов и песен, в основном, жители прифронтовых зон. В годовщину начала СВО 24 февраля в Белгороде уже два года подряд, под бомбёжками, проходит народный музыкально-поэтический фестиваль «Русский дух неодолим!» при поддержке Минобороны и Белгородского отделения Союза писателей России. В этом году я была ведущей и свидетельствую, что это уникальный фестиваль! Принять в нём участие может любой автор, достаточно прислать свою песню или стихи в отборочную комиссию фестиваля, где ваше произведение оценят писатели.

 Сейчас много говорят о том, как воспитывать в детях патриотизм, у вас есть на этот счёт своё видение?

– Воспитать, на мой взгляд, можно только личным примером, поучениями ничего не добьёшься. Невозможно воспитать из ребёнка патриота, если сам не будешь делать ничего хорошего для страны. Например, если я, директор школы или учитель труда, говорю ученикам: «А сегодня будем плести маскировочные сети» или «Будем писать письма и рисовать рисунки бойцам» – это будет воспитание патриотизма. Если мы запаслись мусорными пакетами и пошли в лес убирать мусор – это тоже патриотизм. Если ты отказываешься от пива и наркоты, а читаешь книги и занимаешься спортом и искусством – это тоже патриотизм, потому что нам нужны здоровые и талантливые потомки. Если женщина отказывается от аборта в пользу новой жизни – это патриотизм, потому что нас должно быть много. Если сильно хочешь накричать на кого-то, но сдерживаешься и выстраиваешь добрые отношения – и это патриотизм, потому что необходимо укреплять наши горизонтальные связи, без них выжить сложно. Слово «патриотизм» – сегодня глагол, это – действие! Хочешь почувствовать себя патриотом, проснувшись утром, найди, что полезного можно сделать сегодня для своей страны, чем помочь ей как родному? Слово «патриотизм» – сегодня глагол, это – действие! возможностей проявить свои лучшие качества – множество.

 И напоследок скажите, Ольга, а в кино, что вам сегодня интересно, где хотели бы сняться?

– Всегда счастлива заниматься любимой профессией, но, к сожалению, мне сложно представить себя в тех кинопроизведениях, которые вижу. А предложение Минпросвещения переснять 30 культовых советских кинофильмов, среди которых «Летят журавли», «Восхождение», «Война и мир» и другие шедевры, воспринимаю как глубокую ошибку людей, «живущих на Луне»... Вы знаете, хотя бы одного режиссёра, который смог бы переснять «Как закалялась сталь»? Я – нет. А тут – аж тридцать режиссёров нужно найти! Сегодня это невозможно, их сначала нужно правильно обучить, воспитать в любви к Отечеству, искоренив навязанную русофобию и западноцентричность. А кто будет этим заниматься?

Глубинный русский народ не считает добро слабостью, а секс любовью, не ставит прибыль во главу угла… Творцам тоже надо переформатироваться, подобно нашим мобилизованным. А где взять «инструкторов», способных изменить сознание наших режиссёров и сценаристов, воспитанных на голливудских методиках, и направить их в сторону формирования русской стратегической культуры, основанной на высокой нравственности? Видите, как много сложных вопросов…

 Автор: Нина Катаева

Источник: www.stoletie.ru