«СССР – это воплощение некой громадной и дремавшей тысячелетиями человеческой задачи и потребности в создании нового социума, нового человека, новых отношений между людьми и государствами, между государством и природой, между человеческим и надчеловеческим, между живыми и мёртвыми».
Александр Проханов
Этот грандиозный проект – попытка объять необъятное, причём подбор экспонатов cначала кажется хаотическим или же подчинённым какой-то магической логике. Что связывает эскизы Мавзолея, иллюстрации детских книг, скульптуру «Физкультурница», костюм Андрея Миронова для постановки Бомарше, терменвокс, фотоаппараты 1920-х годов, картины Петрова-Водкина, Таира Салахова и Константина Юона, эксперименты ВХУТЕМАСа и полузапретный андеграунд 1960-1980-х?
Такое чувство, что экспозиция «Дом культуры СССР», представленная в московском Манеже, обращена к внеземному населению, с которым наконец-то довелось выйти на контакт, и теперь нужно срочно объяснить, что на данной планете был и такой вариант развития.
Хотя, мы сами по отношению к своему же прошлому – давно инопланетяне, ибо активно множим легенды и мифы о советском периоде. Все. Дружно. Скопом. Одни выдумывают «покинутый Рай с лучшим в мире мороженым», вторые – тотальный ГУЛАГ с запретом на джинсы. На деле, СССР не был ни Парадизом, ни Преисподней. Спрессовано всё – и свершения, и репрессии, и победы, и промахи. И космос, и балет, и великолепное образование, позволявшее человеку видеть нюансы бытия. Плюсов больше, чем минусов.
Название выставки удачно и многослойно. «Дом культуры СССР» — это не о ДК и рабочих клубах (впрочем, им посвящён целый раздел!), но о цивилизации высокой культуры. СССР, как дом, вместилище культурных ценностей. Отсюда – такой колоссальный разброс, при том, что заявлены не только шедевры, но и посредственные, курьёзные экспонаты.
Всё, чем жил советский человек, будь он правоверный коммунист, обыватель, диссидент – неважно, а как выяснилось позже: сторонники и противники были спаяны единым ритмом и смыслом. Так что идём смотреть на артефакты краснознамённой Империи, которую мы застали, но не смогли до конца понять и – удержать.
Гулкое пространство Манежа вместило тринадцать мини-залов. Каждый из них посвящён отдельной тематике – скульптуре, кино, архитектуре, книжной иллюстрации, музыке и так далее. Зрители могут наконец-то увидеть всё то, что либо никогда не экспонировалось, либо выставлялось довольно редко. Допустим, проекты Мавзолея. Мы так привыкли к изящному щусевскому зиккурату, что не мыслим себе иных сооружений у Кремлёвской стены, а ведь были разные предложения – роскошные, монструозные, забавные. Конкурс-то объявлялся открытым, и потому всяк человек, даже грамотный крестьянин или провинциальный учитель рисования, мог проявить себя.
Вот – занятное нагромождение, походящее на венецианские палаццо, но с русскими башенками, а по центру – земной шар с твёрдо стоящим на нём Лениным. Рядом – какая-то театральная декорация с двумя Ильичами, развёрнутыми в сторону востока и запада, но венчает всю эту конструкцию трио атлантов, поддерживающих всё тот же глобус.
Рисунки содержали в себе идею Мировой Революции и подчёркивали грядущую общность народов. Предлагались и антично-эллинские темы – в духе гробницы Мавсола в Галикарнасе, и лапидарные плиты без изысков, и нечто древнеегипетское. На контрасте - рисунки Алексея Щусева и макет первого, ещё деревянного мавзолея. Сколь хорошим оказался вкус у отборной комиссии, что она оценила труд бывшего храмостроителя, возведшего святыню новой религии – а СССР никогда не был грубо-атеистическом обществом!
Точка сборки – дома, дворцы культуры. Их прообраз – народные дома, строившиеся ещё до революции. Россия приняла красное знамя, будучи сильной державой, где производственные силы томились в тенетах архаичных производственных отношений. Показательна и терминология. В конце 1910-х это называлось ещё по старинке народными домами, в 1920-х были «интернациональные» рабочие клубы (clubs), а уже при Сталине возникли «дворцы».
Стилистика тоже поменялась – функциональный конструктивизм уступил место ренессансному, ампирному, а потом и барочному шику. Интересный момент - до начала 1920-х не существовало никаких чётких воззрений, и архитекторы искали себя и свои пути. Например, будущие флагманы конструктивизма братья Веснины в 1918-1919-х годах всё ещё предлагали классицистические вариации для народных домов при фабриках. Их эскиз фабричного нар-дома в селе Бонячки удивляет наполеоновской пышностью.
Здесь – полноценная палитра мнений. Дуэт Гегелло и Кричевского с их питерскими фантасмагориями, космический Леонидов, мысливший категориями далёкого будущего, лаконичный Голосов, чьи ДК напоминали тогда заводские помещения, библиотека для рабочего клуба от дизайнера и фотографа Родченко на Парижской EXPO и многое другое – знаковое и подзабытое.
Величавая грёза эпохи – несостоявшийся Дворец Советов, как ещё один символ коммунистической воли к власти. То был уже не общесоюзный, а международный конкурс, где с русскими архитекторами соревновались американцы и немцы (сам Гропиус!). Пробовал свои силы и любезный приятель Страны Советов – француз Ле Корбюзье. Принял участие итальянец Армандо Бразини, чей проект – помпезная фантазия в стилистике Пиранези - экспонируется редко.
На примере Дворца Советов мы наблюдаем, как в первую половину 1930-х шла битва двух течений – «рацио-футуристов» и «консерваторов». Победили консерваторы, а потому труды братьев Весниных, Гинзбурга, Ладовского и Мельникова были отвергнуты, а последнего жестоко высмеяли в прессе за то, что выдумал скрещивать гигантоманию с «машинной эстетикой» ушедших 1920-х.
Консервативное крыло, раздираемое склоками, наконец, возглавил Борис Иофан. Он-то и вышел победителем той сложной гонки. Экспозиция помогает проследить, на каком этапе сменился курс, а изначальные эскизы Иофана говорят о том, что сей зодчий умел быть гибким и держал нос по ветру – поначалу не было эффектной вертикали с Лениным во главе. Креативные устроители выставки не только явили макет иофановского детища, но и подвесили к потолку …реконструированное ухо Ильича, дабы зритель мог убедиться в масштабах сооружения. Ходили слухи, что в указательном пальце памятника может поместиться библиотека. До указующего перста не дошли, но всеслышащее ухо предъявили.
Новый мир жадно требовал идеальных форм, поэтому как нельзя кстати пришлись скульптурные композиции Матвея Манизера с его немецкой дотошностью и уважением к аполлонической гармонии. Вот – эллинская «Физкультурница», восходящая к «Амазонке» Поликлета, вот – динамичные фигуры американских рабочих, сбрасывающих куда-то ящики с надписью USA, а по сути – ярмо капитализма, а вот – женщина, словно кричащая: «Остановитесь!». Невзирая на ярую стремительность, манизеровские персонажи несут на себе печать благородного эстетства – никакого хаоса, ощущение античной пьесы. Иначе смотрятся мятущиеся «торсы» Веры Мухиной и «Рабочий» Эрнста Неизвестного, когда ваятель ещё не увлекался западническим формализмом и уродствами.
Залы, посвящённые живописи – это рассказ о том, что соцреализм был всеобъемлющим методом. В нём спокойно уживались различные формы: от импрессионизма и фовизма до гладкой неоклассики и «передвижнической» достоверности. На примере Александра Самохвалова можно заметить эволюцию мастеров искусств – авангардистская «Кондукторша» и брутальный «Ткацкий цех» не идут ни в какое сравнение с «Делегатками», напоминающими сказочных принцесс в виду их яркой декоративности.
Кузьма Петров-Водкин представлен идиллической «Весной», где молодая пара томится в предвкушениях любовной страсти и – малоприятной картиной «Рабочие» - автор изобразил такие физиономии, что это выглядит карикатурой на пролетариат. Не было единого взгляда! Много Малевича, имеется Филонов, чуть-чуть Дейнеки, есть и Юон с могучими селянками (картина «Молодые. Смех»), но почему-то вовсе забыт Пименов! Хорош малоизвестный, отлично выписанный «Рабкор» Виктора Перельмана – портрет интеллигента-культуртрегера 1920-х.
Суровому стилю Оттепели отведён большой зал, и центральным экспонатом является «Поднимающий знамя» Гелия Коржева, хрестоматийная работа, помещавшаяся и в школьные учебники, и в альбомы по искусству, и на календари Политиздата. Следом - Таир Салахов с «Женщинами Апшерона», портретами и лиричным «Гладиолусом», этаким символом оттепельной бодрости. Красота обязана быть не очевидной, минималистской и где-то примитивной. Долой вазу с русалками — на её место водружаем стеклянную банку. В ней цветы - свежи и нетривиальны. Лёгкость на подъём и безразличие к помпе. Краткая прелесть цветка и — такая же недолговечная, будто случайная склянка. Поодаль – трагический Виктор Попков и его «Двое», где каждый отдельно и порознь. Так начиналась атомизация советских людей, часто выражаемая стихами и песнями о «модном» одиночестве. Романтизация Гражданской войны заявлена «Партизанской Мадонной» Михаила Савицкого - ещё одной картиной из школьного учебника. Тут – явственная перекличка с Петровом-Водкиным, написавшим «Петроградскую Мадонну», а локальные цвета – красный, чёрный, белый намекают и на супрематизм, вынырнувший из небытия в 1960-х, и на русскую иконопись.
Музыкальный уголок экспозиции – это увлекательный экскурс в историю звука. Отечественные эксперименты в области звучания повлияли на электромеханическую музыкальность XX века, подобно тому, как опыты Родченко-Стенановой-Лисицкого – на становление западного дизайна. Посетителям предлагается поиграть на терменвоксе – великой русской диковине. Первый электромузыкальный инструмент, спроектированный Львом (Леоном) Терменом в голодном Петрограде 1919 года! Термен – питерский дворянин с французскими корнями, электротехник, виолончелист, мечтатель. Звук, издаваемый терменвоксом – неземной и пугающий: не то радиоволна поёт, не то …привидение плачет. Ленин встретился с Терменом и довольно быстро смекнул, что «поющая» штука может послужить не одному искусству – именно свойства терменвокса были положены в основу сигнализации.
Какая же дискотека без цвето- и светомузыки? А ведь её изобретатель – Александр Скрябин, работавший в русле символизма и так называемого синтеза искусств, когда сливаются краски, ноты, рифмы. Густой красный – фа мажор, золотой – ре мажор и так далее. (Василий Кандинский, поклонник Скрябина, вычленил теорию цвета, где тёмно-зелёный похож на благодушную корову посреди июльского луга, киноварь звучит, как утренняя побудка, а синий – интровертен). Помимо аппаратов Термена и Скрябина, в ряду экспонатов есть и другие чудеса – «Симфония заводских гудков» Арсения Авраамова, электробалалайка 1947 года и андеграундный, стёбный утюгофон Тимура Новикова.
Затемнённый зал театра – царство мистификаций и бутафорий. Весь мир – театр, а театр – наш мир. От мейерхольдовских прорывов - до успокоенно-классического репертуара 1970-х. От конструктивистских наворотов – до выстраивания на сцене аутентичной обстановки. Цитаты мастеров –Немировича-Данченко, Плучека, Захарова. Блёсткий наряд Фигаро-Миронова, в котором он излагал нестареющие истины о человеческой природе; смелое платье для Бетси Тверской в сценической версии «Анны Карениной»; следование журналам мод Серебряного века – для костюма и шляпки Аркадиной из «Чайки»; узнаваемые «маски» вахтанговской «Принцессы Турандот» - культового спектакля позднесоветской эры, когда в привычную канву пьесы Карло Гоцци вторгались элементы артистического капустника.
Поведать обо всех ответвлениях этой масштабной выставки попросту невозможно, а её идея кристаллизуется лишь к финалу просмотра. Авторы хотели показать СССР, как развивавшийся организм, имевший и противоречия, и внутренние столкновения, и недуги. Отсюда прямое соседство официоза с «подпольем», а экспериментов – с традицией. СССР – это не Атлантида или Китеж-Град, он жив до сих пор – в любимых фильмах, зданиях, песнях. В семейных альбомах. И это самое главное. Культура не умирает – она растворяется в будущем.
Макет Мавзолея Ленина. Проект Алексея Щусева
Проект Мавзолея Ленина
Проект Мавзолея Ленина
Братья Веснины. Народный дом. 1918
Илья Голосов. Народный дом. Проект
Александр Гегелло и Давид Крический. Проект рабочего клуба для Ленинграда
Илья Голосов. Клуб имени Зуева
Александр Родченко. Оформление рабочего клуба
Армандо Бразини. Проект дворца Советов
Вальтер Гропиус. Проект Дворца Советов
Скульптура Матвея Манизера. Физкультурница
Скульптуры Матвея Манизера
Александр Самохвалов. Кондуктор
Александр Самохвалов. Ткацкий цех
Александр Самохвалов. Делегатки
Виктор Перельман. Рабкор
Кузьма Петров-Водкин. Весна
Кузьма Петров-Водкин. Рабочие
Павел Филонов. Колхозник
Константин Юон. Молодые.Смех
Гелий Коржев. Поднимающий знамя
Таир Салахов. Гладиолусы
Виктор Попков. Двое
Михаил Савицкий. Партизанская Мадонна
Костюмы Аркадиной для спектакля Чайка и Бетси Тверской для спектакля Анна Каренина
Костюмы для спектаклей Женитьба Фигаро и Принцесса Турандот
Терменвокс и цвето-музыка Скрябина
Иллюстрация к детской книге
Галина Иванкина