Резного палисада в Вологде почти не осталось, а вот деревянным кружевом полюбоваться можно – за этим часто и приезжают в город, когда-то принимавший древнерусских князей, а потом царей и императоров. Домики из прошлого, предмет гордости историков и источник вдохновения для художников, кажутся такой же неотъемлемой частью Вологды, как для Москвы – Кремлевские стены. Вот только от ветхости и гибели не спасает даже статус памятника федерального значения.
Где в Вологде искать памятники деревянного зодчества
Дом Шахова на улице Воровского был построен в центральной части города – в пяти минутах от набережной реки Вологды и в десяти минутах ходьбы до кремля. Заказал этот особняк купец Иллиодор Шахов в 1892 году, а сын его, Василий, позже надстроил второй этаж. Поскольку строили для себя, не для сдачи внаем – украшали дом как велели традиции и как подсказывало чутье лучших мастеров. Двухэтажное здание с мезонином стало частью архитектурного наследия Вологды, было признано памятником архитектуры XIX века федерального значения.
Дом Шахова в 90-х гг. прошлого века. Источник: pastvu.com
В начале прошлого века лишь каждый двадцатый из вологодских домов был каменным, остальные – деревянными. В настоящее время в городе остается меньше двух сотен старых домов, которые признаны памятниками вологодского зодчества. Необязательно быть специалистом по русской истории, чтобы оценить резьбу, украшения фасадов, орнаменты наличников и карнизов, балкончики и лоджии. Чтобы увидеть самые красивые и атмосферные из деревянных домиков старинной Вологды, придется пройтись – они находятся в разных частях города.
Дом Засецких. Источник: liveinternet.ru
На улице Ленинградской от дома Засецких до самой реки Вологды можно любоваться образцами старинной архитектуры. Некоторые из памятников служат сейчас местом размещения городских административных и образовательных учреждений, музеев. В здании, где сейчас находится детская библиотека, в особняке Соковикова, жил когда-то поэт Константин Батюшков (уже будучи больным). А дом Волкова, на той же Ленинградской, носит имя городского головы, занимавшего должность в конце XIX – начале XX века, благодаря ему в городе появились водопровод, электричество, телефон, нумерация домов.
Старая Вологда (картина). Источник: vologdamuseum.ru
Император Петр I посещал город пять раз, останавливался в сохранившемся до сих пор домике Петра. Ему же Вологда в некотором роде обязана развитием деревянного зодчества: по распоряжению правителя, с 1714 по 1722 годы каменное строительство было запрещено везде, кроме Петербурга. Из камня в то время в Вологде были разве что церкви, да еще – палаты Архиерейского двора, которые были частью древнего кремля.
Как строили и украшали вологодские дома
Насчет старейшего в Вологде деревянного дома краеведы спорят: не то это особняк на улице Бурмагиных, 38, не то дом Засецких – оба дома относятся к XVIII веку. Совсем старую Вологду увидеть невозможно – город по Генплану 1781 года был перестроен. Кривые, узкие и грязные улочки остались в прошлом, улицы Вологды стали широкими и прямыми. Во многих домах тогда сохранялись очаги, то есть избы были «черными». Печное строительство активно развивалось с середины XIX века. Камень по-прежнему использовался мало – уже не из-за запретов, а просто из-за своей высокой стоимости.
Узоры на старых деревянных домах Вологды
Дом вологодского типа – это двухэтажный особняк с угловой лоджией над крыльцом. Вход в дом делали с улицы; значительно выносили карнизы, чтобы защитить конструкции от дождя и снега, падающих с крыши. Во всех вологодских домах раньше делали дворы. А вот знаменитый палисад для Вологды не был типичен, хотя эти ограждения для участка между домом и дорогой встречались. Позже почти все они были утрачены при расширении улиц, но в Вологде остался памятник резному палисаду – на пересечении улиц Мальцева и Благовещенской.
Памятник резному палисаду на углу улицы Благовещенская. Источник: commons.wikimedia.org
Строили одноэтажные дома с антресолью или мезонином, двухэтажные с мезонином, центральным балконом или с боковой лоджией. Обязательно украшали дома резьбой, обычно пропильной, то есть сквозной, в которой отсутствует фон. Особенно нарядными получались фасады и калитки, боковые стены дома выглядели более сдержанно, а дворовые постройки обычно не украшали. XIX века подарил деревянному зодчеству стиль модерн, который успешно применялся мастерами для придания законченности особнякам.
Орнамент был важной деталью вологодского дома, особенно если речь шла о дворянских или купеческих особняках.
В этих старых домах привлекает гармоничность, отсутствие признаков украшательства – многие дома производят по-настоящему сильное впечатление, резьба надолго приковывает внимание, завораживает. Мастера прошлого «знали меру», не грешили избыточным узором, зато и не маскировали никогда дерево штукатуркой, как было принято в других городах, в том числе в Москве: там порой не сразу можно было понять, каменный дом или деревянный. В Вологде так не делали.
Когда деревянное кружево не спасает от уничтожения
Как вообще появилась традиция украшать дома резьбой? Считалось когда-то, что эти узоры привлекают в дом светлые силы и защищают от зла. Поэтому в деревянном узоре встречались «правильные», добрые символы – вроде солнца, растительных орнаментов. По этой же причине украшали именно калитки, двери, окна – ведь через них можно было проникнуть в дом. Наличники были важны и с практической точки зрения – они прикрывали щели между стеной и оконной коробкой.
Дом Ситникова. Источник: liveinternet.ru
Отличительные особенности русских домов диктовали местность и климат, типичным вологодским домом стал одноэтажный сруб на высоком подклете, с крутой крышей. Дом окружали хозяйственные постройки – сараи, конюшня. Дворянские дома украшал портик на фасаде с четырьмя, шестью или восемью колоннами, купеческие строились с мезонином.
Особняк на протяжении двадцати пяти лет был домом семье Шахова, сын купца, иконописец, украсил фасады резьбой. После революции дом стал коммуналкой, а в девяностые годы прошлого века получил смешанный статус – наполовину государственная, наполовину частная собственность. Жить в нем, однако, было затруднительно – на протяжении века дом капитально не ремонтировался, больше того – остро вставал вопрос о сохранении одного из самых эффектных деревянных зданий старой Вологды.
Леонид Стариков, чьими усилиями дом был сохранен до недавнего времени. Источник: severreal.org
На средства энтузиастов в 2013 году были выполнены работы по консервации здания, что уберегло его от обрушения на восемь лет. Реставрации, несмотря на острую необходимость, не случилось – памятник федерального значения без санкции государства ремонтировать было нельзя, а такой санкции получено не было. В октябре 2021 года, пережив своего главного хранителя, фотографа и краеведа Леонида Старикова, умершего двумя годами ранее, дом Шахова сгорел при пожаре.