Норвежские фиорды и чукотская тундра. Пингвины в Антарктике, моржи и нерпы. Побег на собачьей упряжке и спасение из проруби. Но главное — люди: сильные, красивые, живущие в гармонии с суровой природой. Победой фильма «Оторванные» режиссера Владимира Кривова в Анадыре 11 декабря завершился VI Арктический международный кинофестиваль «Золотой ворон». «Известия», побывав на форуме и побеседовав с экспертами и участниками, оценили масштаб события на краю света.
Как всё начиналось
В 2016-м в рамках Года российского кино режиссер Филипп Абрютин и продюсер Оксана Лахно провели в Анадыре серию показов короткометражных фильмов и назвали ее «Киновзлет». Мероприятие прошло при поддержке городских властей, а местом встречи был Чукотский многопрофильный колледж. К удивлению организаторов, пришло туда множество людей, после чего руководство региона решило делать на Чукотке кинофестиваль. Назвали его «Золотой ворон»: по местным поверьям, именно эта птица взяла на себя миссию сотворения мира.
За прошедшие годы форум обрел свое лицо. В основной полнометражный конкурс теперь входит как игровое, так и неигровое кино. К участию в конкурсе приглашаются фильмы об Арктике, созданные в северных странах. Особую ценность имеют картины о малых коренных народах, их культуре, языках, быте.
В уходящем году, по словам программного директора фестиваля Александра Соломонова, как никогда сложно проходило формирование программы, раза два или три ее пересобирали в связи с отказами зарубежных участников. Тем не менее форум остался международным — с фильмами из Канады, Норвегии, Исландии.
С погодой фестивалю повезло. Пурга со шквальным ветром, когда до места назначения добираются, перебегая от столба к столбу, накрыла «Золотого ворона» лишь однажды. Остальное время воздух был ясен, а временами даже светило оранжевое арктическое солнце.
Впрочем, в предшествующую неделю внеконкурсных показов семейного кино пурга неистовствовала, но зритель шел. По словам организаторов, собрали почти по максимуму: по 150–200 человек приходили на сеансы в единственный кинотеатр Анадыря.
Посмотрел бы еще
Зритель — главный судья фестиваля, обладатель гран-при выбирается зрительским голосованием. В бланке с названием достаточно отметить пункт: «Отличный фильм, посмотрел бы еще раз».
Триумфатором «Золотого ворона» стала документальная картина режиссера Владимира Кривова «Оторванные» — монолог чукотского оленевода о жизни, Родине, корнях, невозможности покинуть землю, где родился, без риска потерять себя. Картину выбрали зрители, ее же назвало лучшей жюри. Кроме того, она получила приз за операторскую работу.
— Решение мы приняли единогласно, — поделился член жюри из Кыргызстана, режиссер, сценарист и продюсер Таалайбек Кулмендеев. — Это простой, добрый и честный фильм. За рассказом о Чукотке и ее людях встает общечеловеческая проблема, близкая каждому из нас.
Снимать фильмы о высоких широтах — удовольствие не из дешевых. Организация экспедиции, техническое оснащение, путешествие туда-обратно, пребывание на месте съемочной группы при самых скромных запросах обойдутся в 10 млн рублей. Фильмы компаний, специализирующихся на полномасштабных показах Арктики и Антарктики, тянут на 30 млн. Работа на таких картинах хорошо оплачивается, но правообладателем, естественно, становится заказчик.
При всех затратах проекты, снятые на краю света, — имиджевые и просветительские, говорят эксперты. Прибыли они не приносят, поэтому большинством специалистов этой сферы движут другие мотивы
— Такие фильмы снимаются по любви, — призналась член жюри, автор фильмов про высокие широты, лауреат премии «Хрустальный глобус» Русского географического общества Ольга Стефанова. — Это как на зимовке. Если человек не любит место, куда едет, или не влюбляется в него потом, его ломает и корежит. А деньги подтягиваются, когда знаешь, что и как будешь снимать.
Просто показ природы для авторов вроде Ольги — не главное, в поле их внимания человек в борьбе или гармонии с природными стихиями. Фильмы, отмеченные призами «Золотого ворона» — как раз об этом.
Любовь, которая побеждает
Награда за режиссуру досталась Наталье Назаровой, снявшей остросюжетную драму «Плакать нельзя», эту же ленту жюри отметили призом за лучший сценарий. При том, что по словам сценариста Алексея Колмогорова, оригинал был существенно скорректирован продюсером в угоду американизированной истории.
Специальный приз жюри «За любовь, которая побеждает» достался норвежской картине «Все ненавидят Йохана» режиссера Халлвара Витсё — о человеке, который готов потерять свободу, но не поступиться убеждениями.
Также вручены три диплома: «За дебют с пожеланием большого творческого пути» — фильму «На выдохе» Рината Махмудова, «За Веру в человека» — документальной ленте «Жили двенадцать разбойников» Светланы Стасенко и «За полёты во сне и наяву» – якутской картине «Не хороните меня без Ивана» Любови Борисовой, на днях получившей Гран при фестиваля «Зимний» в Москве. Другой якутский участник Александр Лукин с фильмом «Белый ангел тундры» — был отмечен Специальным призом Оргкомитета.
Мой личный выбор — документальный фильм Анны Яновской «Огонь» о предпринимателе, который везёт благодатный огонь в отдалённые деревни, где при его участии отстроены храмы, — призов не получил, но запомнился. Как сказала одна из зрительниц, это «фильм про душу, для души и от души».
Председатель жюри полнометражного кино Василий Мищенко отметил, что был покорён не только темами, которые поднимают фильмы конкурса, но и тем, как они поданы.
— Так получилось, что это то, что я люблю — когда о людях рассказывают. Не показывают мне только компьютерные технологии, — порадовался он.
Лучшим игровым короткометражным фильмом стала казахстанская лента «Уличный поэт» Самгара Рахима, в блоке неигрового кино победил «Выход» Максима и Евгении Арбугаевых. В конкурсе региональных фильмов «Киновзлёт!» первенствовал «Ыттыкей» Сергея Гавриленко.
Что будет
«Киновзлёт!» объединил участников весенней кинолаборатории «Чукотка.Doc» — предмет особой гордости организаторов.
— За шесть лет здесь выросло небольшое сообщество кинематографистов, это для меня открытие, — признался худрук «Золотого ворона» Филипп Абрютин. — Люди, побывав в наших кинолабораториях, делают свой жизненный выбор, отправляются в Москву, Санкт-Петербург учиться на режиссеров. Уже пятеро, наверное, сделали такой выбор. Для территории, где проживает 50 тыс. человек, для города, где живут 15 тыс., это очень много. Люди хотят снимать кино и смотреть его.
Организаторы «Золотого ворона» готовы идти навстречу своему зрителю. По словам Филиппа Абрютина, кинофестиваль постепенно станет культурным форумом и объединит кино, театр, музыку, сделанные с акцентном на высокие широты. Конкурсную программу тоже планируется расширить и включить в нее отдельный анимационный конкурс мультфильмов, связанных с Арктикой.
Марина Иванова