Связанные с "современным искусством" скандалы давно сотрясают русскую культуру. Однако после начала ZOV у русского народа появился реальный шанс избавиться от навязанного либералами псевдотворчества. Главное – этой возможностью воспользоваться.
Несколько дней назад, 5 апреля 2024 года в книжном магазине "Москва" прошла презентация автобиографической книги Зельфиры Трегуловой – искусствоведа и бывшего (с 2015 по 2023 год) директора Государственной Третьяковской галереи.
Событие это не вызвало особого ажиотажа в культурной сфере столицы – судя по кадрам с мероприятия, свободных мест в отведённом под презентацию зале было предостаточно. И внимание привлекла не выдающаяся скромность автора, назвавшего свою автобиографию "Искусство как выбор. История моей жизни". С высокой долей вероятности можно предположить, что это событие осталось бы незамеченным даже в искусствоведческой среде. Но презентация обернулась скандалом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ ЗЕЛЬФИРЫ ТРЕГУЛОВОЙ. СКРИНШОТ: ЮТУБ-КАНАЛ "КНИЖНЫЙ МАГАЗИН МОСКВА"
В указанный срок в книжный магазин "Москва" пришёл получивший три ранения в зоне проведения спецоперации Рамзан Халитов. У ветерана ZOV накопились вопросы к Зельфире Исмаиловне. Вопросы, которые гражданин России имеет право задать бывшему директору Третьяковской галереи. В частности, как так получилось, что во время нахождения Трегуловой на руководящем посту в одном из главных культурных учреждений нашей страны там активно выставлялись работы русофобов и скандальные образцы так называемого "современного искусства"?
Разговора не получилось – Халитова попросту не пустили в помещение, где проходила презентация автобиографии Трегуловой, сославшись на то, что мероприятие имеет статус "только для своих".
Однако хотя участник спецоперации так и не сумел поговорить с Трегуловой, вопрос о взаимоотношениях общества с "современным искусством" остаётся открытым. И тот факт, что представители либеральной "культурной элиты" никакие вопросы от народа слушать не хотят, явно обозначает остроту проблемы.
Как либералы с искусством хитрят
Прежде чем говорить о персоналиях, событиях и деяниях, связанных с "современным искусством", нужно пояснить, почему именно сейчас этот вопрос является не просто важным, а критическим. А то ведь позиция "пусть творят, что хотят – художник так видит…" остаётся весьма распространённой.
Что такое искусство (в более широком смысле – культура)?
Это один из главных механизмов осознания человеком и человечеством окружающего мира и себя в нём. Таких фундаментальных механизмов всего три: два остальных – это наука и религия.
Обратим внимание: несмотря на разные сферы познания, религия (задаёт и пытается решить вопросы о духовном мире и Боге) и наука (ставит и пытается найти решения задачам о материальном мире) имеют общую черту – они невозможны без определённых рамок, ограничительных установок и правил. В религии это догматы (например, Символ Веры в христианстве), а в науке – аксиомы (исходные утверждения, принимаемые без доказательств как истинные).
С какой стати современные либералы решили, что третий механизм познания человеком мира и самого себя должен существовать по совершенно другим законам, непонятно. Но именно идея, что культура якобы свободна от любых ограничений, правил, принципов, и легла в основу явления, известного как "современное искусство".
УВЫ, ФОТОГРАФИИ НЕ ПЕРЕДАЮТ ЗВУК – НО УЖ ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРЕДСТАВИТЬ ГОЛОС РЕНАТЫ ЛИТВИНОВОЙ. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS
Чтобы понять общую логику этого явления, включите фантазию и представьте, как актриса Рената Литвинова пытается объяснить необходимость отказа от соблюдения правил дорожного движения. Только важное условие: произносить эту воображаемую речь Литвинова непременно должна своим знаменитым богемно-усыпляющим голосом и интонацией.
Итак, слушаем: "Ну, вы знаете… Эти правила – это же насилие над свободой личности. Почему эти две сплошные ограничивают моё право на самовыражение? С какой стати этот противный красный свет светофора останавливает полёт моей фантазии? Если я, "Я" с большой буквы, хочу повернуть на перекрёстке налево, кто вправе мне, "Мне" с большой буквы, запретить это сделать – пускай я уже и включила правые "поворотники"?".
Чем непонятнее и страшнее, тем лучше и выгоднее
Очевидно, что участника дорожного движения с такими взглядами нельзя подпускать к дороге ни в каком качестве – потому что это не только почти стопроцентный самоубийца, но и почти наверняка убийца других людей.
Точно такой же логикой руководствуются адепты тоталитарной духовной "секты" под невинным названием "современное искусство". Не признающее ограничений искусство – это не способ отражения действительности или внутренних переживаний художника. Это банальное средство примитивного самовозвеличивания. И это ещё треть беды: гораздо опаснее то, что у публики деформируется способность к восприятию настоящего искусства, которому просто не позволяют добраться до широкой аудитории.
ВИДИТЕ ЗДЕСЬ ИСКУССТВО? А ОНО, ГОВОРЯТ, ЕСТЬ. ДА ЕЩЁ И СОВРЕМЕННОЕ… ФОТО: SIMONE KUHLMEY/GLOBALLOOKPRESS
Ради того, чтобы выйти из безвестности, получить свои 5 минут славы, 6 строчек в газете и энное количество денежных знаков, эти "художники" обречены идти по пути эпатажа и провоцирования публики. Ведь если живописец с художественным талантом и навыками рисования ниже среднего сляпает бездарный пейзаж, его никто не заметит, обсуждать не станут, не то что подкармливать.
А вот если намалевать что-нибудь либо шокирующее и возмущающее, либо настолько непонятное, что в такие "перформансы" и "инсталляции" можно вдумать любой смысл, вот это уже имеет шанс быть проданным. И если при этом будут нарушены базовые эстетические принципы и нравственные ценности, тем для адептов "современного искусства" лучше. Самооценка повышается, реклама делается, деньги капают.
Когда художник – это странно и страшно
Но кто же эти уже неоднократно упомянутые адепты антикультурной "секты"?
Их можно разделить на три категории.
Первая – это непосредственно "творцы". Те люди с художественными способностями или без таковых, которые и производят тот самый либо ничего не означающий (а значит, открывающий огромные просторы для "интерпретаций"), либо шокирующий, омерзительный и вызывающий отвращение контент.
Недавно Царьград рассказывал об одном из таких деятелей – "художнике" Сергее Зарве, выставку работ которого под названием "Огонёк" попытались организовать в столичном арт-пространстве "Винзавод!". Правда, откровенно русофобский характер творчества Зарвы (суть его "творений" заключалась в уродовании портретов русских людей с обложек известного журнала "Огонёк") вызвал общественное возмущение. Выставка моментально закрылась.
ПОСТАРЕВШИЙ И СЛЕГКА ОСТЕПЕНИВШИЙСЯ ОЛЕГ КУЛИК ФОТО: ВЕДЯШКИН СЕРГЕЙ/АГН "МОСКВА"
Однако ещё более показательной является фигура Олега Кулика. В 1990-е годы имя этой "креативной личности" в буквальном смысле гремело в отечественных СМИ. Такова была цель Кулика – постоянно привлекать к себе внимание поступками на грани психиатрического диагноза и уголовного преступления. Так, самыми его известными "произведениями" стали жестокое убийство и расчленение поросёнка при собравшихся зрителях и нападение (включая настоящие укусы) в голом виде на прохожих.
Циничные дельцы за кулисами скандальных перформансов
Вторая категория лиц, без которых "современное искусство" невозможно, это так называемые арт-дилеры – люди, которые платят "художникам" из своего кармана в расчёте на извлечение из "шедевров" прибыли. Эти дельцы обычно организовывают собственные галереи и аукционы, где и стараются продать "товар", раскрученный за счёт рекламных кампаний, построенных по принципу "любые средства хороши".
Классический пример – известный московский предприниматель Владимир Овчаренко, покровитель Сергея Завры и Олега Кулика. Овчаренко по праву считается одним из лидеров в раскрутке "современного искусства" – ведь он занимается этим направлением ещё с советских времён, более 30 лет.
ВЛАДИМИР ОВЧАРЕНКО. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "БАХЧИСАРАЙСКИЕ ГВОЗДИКИ"
К тому же в силу готовности переступать любые моральные барьеры Овчаренко многому способен научить даже самых эпатажных "современных художников". Вполне вероятно, что он и ему подобные арт-дилеры как раз и являются вдохновителями наиболее безобразных (а значит, громких в медийном плане и потенциально прибыльных) "перформансов".
Во всяком случае, свою роль в том самом "художестве" Кулика с убийством свиньи Овчаренко ещё совсем недавно признавал с нескрываемой гордостью:
А когда прошла акция "Пятачок делает подарки", даже мои коллеги постоянно звонили и говорили: я тебя прошу этого не делать. Это хороший триггер для меня: если человек так впечатлился, что больше уже даже не хочет переступать порог галереи, значит, мы идём в правильном направлении.
"Особое сознание", особое зрение – уж не сверхлюди ли эти либералы от культуры?
Третью группу людей, без которых невозможно представить "современное искусство", как раз и представляет Зельфира Трегулова. Это те, кто получил руководящие должности в важнейших государственных учреждениях культуры и через эти площадки популяризируют актуальную мировую "культуру". Не менее важно, что за счёт государственного статуса выставочных площадок такое искусство обретает престиж и подаётся как едва ли не "новая норма, свежий идеал".
ЗЕЛЬФИРА ТРЕГУЛОВА. ФОТО: BULKIN SERGEY/GLOBALLOOKPRESS
Кто же несколько лет руководил легендарной Третьяковской галереей, одной из главных "витрин" нашей страны и культуры?
Публикация автобиографии Трегуловой пришлась как нельзя кстати – стало окончательно понятно, как сама искусствовед себя позиционирует. Трегулова считает себя едва ли не избранной – она, видите ли, обладает "особым типом сознания, способностью видеть и чувствовать искусство, как не видят и не чувствуют его другие". Сильно, правда ведь? Зельфира Исмаиловна, оказывается, имеет особое зрение, едва ли не рентгеновское…
Трегулову назначили директором "Третьяковки" в 2015-м – а уже в 2016 году она развернула бурную деятельность по использованию галереи для продвижения "актуального искусства".
ВОТ ЭТОТ "ШЕДЕВР" ОЛЕГА КУЛИКА ПОПАЛ В ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ И ОСТАЁТСЯ В НЕЙ ДО СИХ ПОР. СКРИНШОТ: ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ "КУЛЬТУРНЫЙ ФРОНТ Z"
Характерно, что уже тогда она не скрывала профессиональных симпатий к Олегу Кулику:
У меня есть свои предпочтения. Например, Олег Кулик с "Теннисисткой" и "Космонавтом", которые представлены сейчас на выставке в фонде культуры "Екатерина" и которые я возила на выставку Russia! в Нью-Йорк. Это очень значимые, серьёзные, очень сильные работы.
Но, разумеется, на одном Кулике свет клином для Трегуловой не сошёлся – к тому времени нашлось немало произведений "современного искусства", которые директор посчитала достойными находиться в стенах прославленной Третьяковской галереи.
Одним из наиболее нашумевших шагов Трегуловой стало размещение в экспозиции галереи инсталляции Андрея Монастырского (Сумнина) под названием "Ветка".
"ВЕТКА" В ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ. СКРИНШОТ: ИНТЕРНЕТ-САЙТ ZAVTRA.RU
Если вы, уважаемый читатель, не верите своим глазам, то не волнуйтесь, это не галлюцинация – "объект искусства" действительно представляет собой обыкновенную палку, приклеенную к деревянному щиту четырьмя мотками скотча.
А если повторно не верите своим глазам, то придётся поверить – да, "Ветка" Монастырского была размещена в том же зале, что и шедевр Александра Иванова "Явление Христа народу". Более того: инсталляция фактически "убила" одну из самых известных картин в истории русской религиозной живописи. Масштаб произведения Иванова таков (5,4 на 7,5 метра), что окинуть взглядом картину можно только на некотором отдалении.
И вот зритель отходит на это отдаление – и не видит "Явления Христа народу". Потому что картину загородила ветка, примотанная к щиту скотчем…
Восемь лет Третьяковки – от скандала до скандала
Пожалуй, более отчётливого и откровенного высказывания о взглядах и культурной миссии Трегуловой в Третьяковской галерее сложно и представить – ветка в качестве "произведения" отменяет и отправляет "на свалку истории" шедевр на библейскую тему.
А ведь скандалы сопровождали Трегулову на посту директора Третьяковки практически постоянно.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. ФОТО: KONSTANTIN KOKOSHKIN/GLOBALLOOKPRESS
В 2017-м в зале, где выставляется знаменитый, хотя и сам по себе не бесспорный "Чёрный квадрат" Казимира Малевича, был проведён перформанс почти обнажёнными девушками в несвежем нижнем белье. В 2018 году уровень профессионализма Трегуловой как руководителя сокровищницы национальной культуры был наглядно продемонстрирован варварским нападением на картину Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года". Спасти знаменитое полотно удалось лишь благодаря подвигу реставраторов.
В 2019 году вопиющий случай произошёл с картиной Архипа Куинджи "Ай-Петри. Крым" – злоумышленник снял произведение со стены и почти вышел из галереи, сигнализация не сработала. Помогла предотвратить преступление счастливая случайность. А в 2020 году Третьяковская галерея стала ареной оправдания и прославления терроризма.
Одним из экспонатов выставки "Поколение XXI" стало полотно художника Алексея Каллимы "Между случайностью и необходимостью", на котором в качестве героев изображались террористы-ваххабиты. Возмущённую реакцию общественности на оскорбление русского народа выразил учредитель Царьграда Константин Малофеев:
Это разжигание ненависти. Это экстремизм. И то, что сейчас происходит в Третьяковке, – это попытка героизации терроризма и прямых врагов России.
КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ОЛЕГ РУКАВИЦЫН/ЦАРЬГРАД
В итоге тогда, в 2020-м, Трегулова отделалась невнятными извинениями. Избавление русской культуры от столь одиозного человека в качестве директора Третьяковской галереи состоялось лишь спустя почти год после начала ZOV – Трегулову отправили в отставку (официально – не продлили контракт) в феврале 2023 года.
Что с того?
Из трёх перечисленных категорий адептов "современного искусства" наименее влиятельны непосредственно "художники". Будем откровенны, для создания таких "творений", как примотанная к стене ветка, склеенный из картона почтовый ящик или разбрызганные по белому полотну разноцветные пятна, таланта не требуется. Главное – иметь связи в прессе, чтобы в любой мазне или поделке обнаружили некие "глубокие смыслы" и раструбили о них на весь мир.
Кто более опасен – арт-дилеры, из корыстных побуждений заказывающие и оплачивающие рекламу таких "шедевров", или дающие подобным перформансам место в престижных выставочных залах управленцы, вопрос спорный.
Очевидно одно: это настоящая система по отравлению русского общества "современным искусством". По уничтожению эстетического вкуса, способного оценить и воспринять подлинную культуру. По приучению народа, будто нет разницы между прекрасным и уродливым, между добром и злом, между недопустимым и приемлемым.
И победа над этой системой, одним из наиболее опасных наследий эпохи либерализма, является важнейшей задачей. Одной из тех, без решения которых невозможна полноценная Русская Победа.
Автор: АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ
Заглавное фото: КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА