Русские Вести

Человек не отсюда


Умер Сергей Юрский. Через месяц с небольшим ему бы исполнилось 84 года. Один из немногих, кто высокое звание народного артиста РСФСР носил не по государеву указу, а по факту.

Впрочем, актёр театра и кино – это только одна из граней его таланта. Он ведь был ещё и блистательный чтец (Пушкина, Бродского, Зощенко, Хармса), самобытный режиссёр, а ещё автор великолепной, глубокой, но вместе с тем ироничной прозы и очень тонких стихов. Складывать строчки, рифмующиеся на конце, любят многие, некоторые даже умеют. У Юрского же именно поэзия. Если вы прежде с ней не сталкивались, я вам завидую – вам предстоит интереснейшее открытие. Найдите. Лучше в авторском исполнении.

Его театральные работы – и актёрские, и режиссёрские – в БДТ, Театре им. Моссовета, «Школе современной пьесы» и «АРТели АРТистов Сергея Юрского» широкая немосковская аудитория знает в основном по телевизионным записям, но каждая из них была явлением незаурядным. Как режиссёр, он смело экспериментировал, ставил от классики (Гоголя) до авангарда (Ионеско, причём в собственном переводе с французского).

Но больше всего мы его, конечно, знаем по работам в кино. И Юрский – это тот случай, когда многие роли могли стать «печатью проклятия» – как Штирлиц для Вячеслава Тихонова или Кирпич для Станислава Садальского. У Сергея Юрского среди почти полсотни ролей: Чудак из «Человека ниоткуда» (одна из первых его работ в кино, но увидели её только спустя почти 30 лет), Викниксор из «Республики ШКИД», маски в «Интервенции» (блистательные миниатюры, хотя по назначению вроде бы абсолютно фоновые), Груздев в «Месте встречи изменить нельзя», дядя Митя в фильме «Любовь и голуби»... И везде он был органичен и неповторим. Есть печальный повод пересмотреть записи с его работами, благо современные технологии позволяют это сделать легко и просто. И сказать большому Мастеру спасибо за то, что он с нами был. И проводить в последний путь аплодисментами.

Маленькие трагедии, фильм, Сергей Юрский

Евгений Ячменёв

Источник: www.oblgazeta.ru