Ковид, СВО, возможная Третья мировая (она же Первая ядерная) всё это погружает нас в Туман войны. Причём туман специфичный. Это раньше справлялись маскировочные сети, дезинформация, шифры. Сегодня всё видно из космоса и дронов, искусственный интеллект анализирует любую активность от всплесков покупки лосьонов для бритья в отдельном селе и до тональности двигателей проходящих поездов и делает выводы. А шифры вообще уже вчерашний день. Благодаря скоростям, на подбор, на который раньше надо было несколько лет сейчас достаточно пятнадцати минут.
Так что задача Тумана войны сегодня это не обмануть глаза, уши, другие чувства, а обмануть мозг. То есть генерал должен быть введён в такое состояние, когда будет обманывать сам себя, не смотря ни на какие объективные факты. Обманывать себя так, что, даже получив агентурную информацию о колоне вражеских танков, получив снимки с космоса и дронов, получив расшифровку переговоров – генерал будет упорно верить в то, что он знает, что в квадрате Х никаких вражеских танков нет и быть не может. И даже после боя, когда вражеские танки прорвут его оборону, генерал будет еще некоторое время сомневаться, ведь самому разрушить картинку лжи в своём мозгу это как отрезать ухо.
Сила во лжи? Для войны – да. Обмани врага и ты уже на полпути к Победе. Но для созидания всё же сила в максимально лаконизированной формулировке из Брата – «Сила в Правде».
Вот и литература, как объект материального мира направленный на созидание, должна пережить века. Картинка, которая закладывается автором, должна быть основана на Правде приемлемой и в 2100-м и в 2500-м годах. Ложь, конечно по сюжету будет тоже присутствовать, но как антагонист или субъективное заблуждение того или иного персонажа.
Какая Ложь приемлема, а какая убивает, хочу привести на двух примерах, которые попали в поле зрения в марте сего года. Есть один русский журналист. Включил его недельный ролик. Говорил красиво, интересно и умнó. Уже собирался другу ссылку скинуть. Но тут он вдруг начинает пересказ известной книги одного российского политического деятеля и этот пересказ даже не по мотивам, а абсолютная фантазия. Не субъективное восприятие журналистом, а выдуманная ложь, прикрытая авторитетом и автора книги, и самой книги, и говорящего журналиста. Его ролик просмотрели несколько сотен тысяч человек. А учитывая то, что сейчас читать не модно, можно предположить, что в отношении именно этого автора и этой книги выступающий увёл аудиторию в абсолютно ложную реальность.
А если бы вместо книги были бы вражеские танки? Сотни тысяч россиян поверили бы, что танков там нет? И если господин единожды соврамши, то кто даст гарантию, что всё его супер красивое выступление построено не на лжи? Но самое страшное в том, что теперь этот популярный русский ЛОМ, для всех кто читал оболганную им книгу будет навсегда таким же источником правды как Арестович или Подоляк.
А теперь наоборот – пример приемлемой лжи. В сериале «Долгая ночь: Падение дуче», клоун дуче со своим клоунским НГШ Амброзио обсуждают свои требования к Гитлеру к встрече 19 июля 1943 года. Они хотят, что б Гитлер заключил мир с Россией (идет Курская битва) и перебросил все силы для обороны Италии от Союзников (так как в Италии по фильму лишь 250 тысяч итальянцев и 40 тысяч немцев).
С одной стороны кажется, что это абсолютная ложь и бред. Но с другой стороны учитывая многолетний опыт созерцания тотальной неадекватности клоунского режима Украины и её генералитета, можно предположить, что вся фашистская моднявая камарилья это такой же «95-й квартал», только вместо плоских шуток – фальшивое позерство скулами.
А если вспомнить, что клоунскую армию даже греки лупили и в хвост, и в гриву (1940-41), а Добровольческий корпус в Испании стал боеспособным лишь после того, как его максимально насытили испанцами (1937-39), то тогда не стоит удивляется тому, что имели место быть влажные фантазии итальянских, фашистских клоунов. Ложь была их сутью и авторы сериала эту неадекватность и передали.
А как же правда в произведениях? Она величественная и длящаяся. Но правда не может быть сама по себе. Для нее надо создать мир, вселенную. На основе рассказа можно создать фильм, а дальше? Может ли рассказ быть настолько гениальным, что б его можно было бы отобразить через компьютерные и настольные игры, начать выпускать игрушки, детские конструкторы? Можно ли рассказ продолжить? Поэтому, как ни крути, для правды на века лучше всего подходят вселенные. Иначе будет короткая правда рассказа.
Есть вселенные марвеловские – абсолютно детские. А есть вселенные Хеберта, Симонса, Мартина и Желязны – это уже литература. С одной стороны автору сложно, так как самому надо продумать логику мира, и даже его отличие от нашего, но с другой стороны автор не зависит от сегодняшнего дня напрямую, может спокойно уйти в отрыв и при этом не слыть лжецом.
А есть и другие, исторические вселенные. Вселенная «Войны и Мира», Вселенная «Тихого Дона», Вселенная «Хождения по мукам». Тут автор, как ни крути должен максимально красиво, адекватно, объективно отразить действительность. Настолько качественно, что б его правда считалась правдой и сегодня. И тоже нарисовать туман войны и вечного оппонента правде – ложь. Причем автор погружает читателя настолько глубоко в своё произведение, что читатель одновременно и знает историческую правду, и смотрит на мир глазами того или иного героя, который не знает, или обманывается относительно того, что впереди. Идёт по ложному пути, но читатель дает ему этот допуск, так как сам бы пошёл, имея на руках и в мозгу такие же иллюзии.
А как же быть с такой вселенной, мир-системой которой является СВО? А никак. Ложь и Туман войны, уж слишком сильны. Мы деформированы и своей и вражеской пропагандой настолько, что если сейчас реальность будет противоречить пропаганде, то мы выберем пропаганду.
И только лет через двадцать, когда элементы лжи, которые имеются в пропаганде рассеются, а физическая особенность рассеивания лжи напрямую зависит от скорости рассеивания тумана войны, только тогда военные историки смогут написать свои труды с картами и таблицами, и только тогда на их основе писатели создадут вселенные, которые будут учитывать и правду и ложь в тех пропорциях, которые были на момент совершения деяния, и которые будут приемлемы для читателя в будущем.
Но оставим на секунду СВО. У нас и корме неё как бы есть два гигантских блока из ХХ века, которые всё же не раскрыты на уровне «Войны и Мира». Да, «Тихий Дон» великолепное произведение, но он описывает правду, вселенную Дона, его сепаратизм и интеграцию в Советскую Россию. А где вся Россия? «Хождение по Мукам» – описание питерской интеллигенции плывущей по волнам, но где описание природы, логики самих волн? Где глубинные процессы? «Живые и мертвые», в фильме не так афишируется, но в книге явный перебор с терзаниями главного героя по поводу партийного билета. И сомнительно, что через эти партийно-билетные страдания можно показать всю боль Великой Отечественной войны, 90% уничтожение населения Запорожья, наши катастрофические проигрыши и великолепные виктории.
И эти блоки, как глобальные пласты русской истории должны и будет отображены в слове. И отражены максимально правдиво, на столетия, так как в век интернета, будущий автор таких произведений уже не сможет вольно перемещать полки и батальоны. На вскидку можно взять любую нашу книгу или любой наш фильм о трех великих войнах прошлого столетия и спросить, почему описывая, даже окопную правду, мы и при СССР, и до сих пор чураемся указать, номер части или подразделения, боимся названий реальных сёл и перемещений войск между ними. Почему, описывая Великую Отечественную, мы отдаем пальму первенства фантазии, а не архивным документам?
Создали фильм «Ржев». Фильм хороший, но где Ржев то? Деревня подо Ржевом ни коем образом не отражает Ржев. Несколько дней боев за эту деревню – ни коим образом не отражают те кровавые операции, которые у нас в мозгу ассоциируются со Ржевом. Ведь размах этих операций был такой, что б убедить немцев, что это главное направление, а не Сталинград. И тут одна одинешенька деревня…
Так что перед описанием СВО, нам еще предстоит потрудиться и над Великой Отечественной, и над Первой Мировой, и над Гражданской. А переходы между ними вообще уникальны.
Эренбург гениально описал «Падение Парижа». А где такие же книги по деградации Царской власти, по деградации майданутого временного правительства, по деградации военного коммунизма, который привёл к НЭПу?
Пока лучшая книга, которая отражает безвременье – «Мастер и Маргарита». Пустота рождает иллюзию, которой может позавидовать любая реальность.
Но вернемся к каморке Папы Карло, в которой хранится будущее сначала исторической, а потом и художественной литературы, которые родят нам максимально правдивые, объективные вселенные, миры.
Под Сан-Франциско существует Детский музыкальный театр «Сказка». Вроде ничего особенного, но у них на сайте есть то, что меня потрясло – помесячные таблицы боевого расписания РККА во Время Великой Отечественной воны (например, на 1-е декабря 1941 года). В сети, есть много сайтов, на которых можно проследить путь той или иной нашей дивизии или бригады во время войны, но вот что бы так, без текста, в максимально приемлемой для восприятия табличной форме – это впервые. Да, соглашусь, таблицы могут быть ложными, специально созданными вражескими ЦИПСО для отвлечения нас от коммунистической, посткоммунистической, российской правды. Но мы то ничегошеньки подобного не сделали. И если на одной чаше весов будет сайт с кучей страниц информации, где самому надо корпеть и выискивать, а на другой лаконичная таблица, то чему поверит читатель?
А Первая мировая? Если по Великой Отечественной есть пересекающаяся информация, то по Первой мировой даже самостоятельно таких таблиц не построишь.
По Гражданской есть толковый путеводитель по архивам, что красных, что белых, но где таблицы?
Работы Константина Залесского и Сергея Волкова являются своеобразным прорывом после совкового (слово для идентификации негативных явлений в Советском Союзе, которые привели его к смерти) толкования гей-го истории, но всё же, как было бы эстетически приятно, когда любой желающий смог бы нажать кнопку и посмотреть боевой расписание РККА на день убийства германского посла графа фон Мирбаха (6-го июля 1918 года в рамках Левоэсеровского мятежа), когда Ленин опасался, что ВОСЕМЬ!!! германских дивизий перейдут в наступление и полностью уничтожат Россию…
Всё же было бы интересно знать, чем мы располагали. А отматывая назад, на июнь, май, апрель 1918-го – как дошли до жизни такой.
Но кроме реальных частей и подразделений искусственный интеллект рано или поздно позволит делать срезы того, кто – что видел на момент принятия решений. Где, какие бригады потерялись, какие полки спились, но считались боеспособными, от каких дивизий остался начальник и семь офицеров, а остальные разбежались (реальное состояние одной из наших дивизий после начала германского наступления 18-го февраля 1918 года).
Это раньше надо было самостоятельно полгода просидеть в библиотеке, что б перепроверить сомнительное утверждение автора. А лет через десять просто спросишь ИИ, он проверит базы данных и ответит, что автор попросту врет. Мало того, ИИ может даже прошерстить все и наши, и вражеские архивы, агентурные сообщения и пропагандистские материалы, по Второй мировой и выдать, что ничего подобного от Баренцева моря до Мидуэя вообще не происходило. Исключительно бред автора.
Так, что с правдой надо быть очень осторожным. Как говорит моя мама, это сто лет назад – принесли газету в село – вот она – одна единственная правда. А сегодня, в век Интернета, когда ложные сообщения сыплются как из рога изобилия – как найти её? Ведь чисто математически понимаешь, что, правда она одна, а ложных сообщений стони, тысячи и миллионы. И вероятность, что ты на неё наткнешься, разрешишь себе допустить её в себя, поймёшь её – стремиться к нулю. Вот поэтому и получается, что правда в потоке лжи теряется как песчинка. Создаются иллюзии «правд», которые борются друг с другом. А исходя из этого абсолютно теряется смысл искания ложки мёда в бочке дёгтя.
Но искать правду надо. Историки по полочкам должны бить разложить факты и по рождению и смерти Советского Союза. Как он выигрывал и проигрывал. Должны внятно, с доказательствами, которые выдерживают максимальную критику, показать в каких муках тридцать лет назад рождалась наша Россия. Как мы набирали силы, что б мочь произнести Ультиматум 2021-го года. Как вели СВО, как будем воевать и побеждать в Третьей мировой.
И чем больше будет выверенных исторических фактов, тем легче будет и писателям, и поэтам, сценаристам с режиссёрами, программерам создавать произведения искусства, которые переживут века.
Сергей Климов