Русские Вести

Бренды прошлого времени


Бренд — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легко узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта ...

Духи «Красная Москва», конфеты «Мишка косолапый», колбаса «Докторская»

В середине девятнадцатого века на поиски лучшей доли в Москву приехал француз Генрих Брокар. У него была редкая по тем временам профессия – парфюмер. Если на родине Брокара, во Франции, духи не были чем-то совершенно необычным, то в России ими пользовались только самые богатые женщины, поскольку такой нежный продукт стоил весьма и весьма недешево.

Брокар был человеком разумным, и чтобы, говоря современным языком, освоить рынок, он начал с простого: на своей фабрике (она открылась в Москве в мае 1864 года) стал выпускать мыло. Мыло было разным: для состоятельных дам, к примеру, предназначалось «Греческое» — на основе ореховых масел высокого качества. В ассортименте также имелись мыло «Янтарное» и «Медовое». Не забыл Брокар и о женщинах небогатых. Для них предназначалось мыло «Народное». Оно было ароматным и качественным, несмотря на то, что стоило всего копейку (это вообще-то дешево: хорошая селедка в то время стоила три копейки). Любая мамочка скажет, что мыло «Детское» в уходе за ребенком хороший помощник, но мало кто знает, что появилось оно давным-давно. Брокар тоже выпускал его на своей фабрике. Мыло, помимо своей полезности, было интересным тем, что на нем выдавливались буквы алфавита (покупай мыло и учи ребенка азбуке между делом).

Производство мыла и торговля им были успешными. Подтверждением тому служил тот факт, что изделия Брокара получили 8 медалей на выставках в Париже, Брюсселе и Вене. Царская семья пожаловала ему дворянский титул. Но Брокару хотелось шагать по парфюмерной лестнице выше и выше. Он мечтал о том, чтобы получить статус поставщика Двора его императорского величества. Требовался какой-то неординарный поступок. И Генрих Брокар его совершил. Он изготовил для императрицы Марии Федоровны (матери Николая Второго) удивительный подарок – букет восковых цветов. Каждый цветок имел свой собственный аромат, который совсем не отличался от натурального. Все эти ароматы сливались в один – нежный, тонкий, пленительный...

За этот удивительный подарок Брокар и получил вожделенное звание поставщика, поскольку аромат императрице пришелся по душе. Придворные дамы, да и вообще состоятельные женщины считали, что флакончик духов, получивших название «Любимый букет императрицы», должны быть в их будуаре (прямо как рекламируемый сейчас крем «Буренка», который «хоть раз в жизни должна купить каждая женщина»).

Аромат новой жизни?

После Октябрьской революции фабрику Брокара национализировали. Она получила непрезентабельное название «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат № 5» (особенно впечатляло слово «мыловаренный»). Через пять лет после национализации «комбинат № 5» получил название в духе времени — «Новая заря»

Так много сделавший для России Генрих Брокар вместе с семьей сгинул где-то в горниле гражданской войны. Но на фабрике остался его друг и заместитель Мишель Август, который приехал в Россию вместе с Брокаром. Август был потомственным парфюмером, и ему было обидно смотреть на то, как на ценнейшем оборудовании варят хоть и нужное в хозяйстве, но такое непрезентабельное хозяйственное мыло, а вместо флакончиков духов выпускают спирт и скипидар.

Мишель осмелился предложить властям новые духи. Начальство было не против и даже предложило для советского парфюма названия, как-то — «Буденовец», «Красный парфюмер», «Красная работница» (должно, покраснела от трудового энтузиазма). Говорят, что Мишель Август смог повторить композицию «Любимого букета императрицы». Но, конечно, такое название было неприемлемо, за него могли бы и к стенке поставить. Советские духи стали именовать «Красная Москва».

Однако, по мнению историков моды и парфюмерного производства, духи «Любимый букет...» никак не могли производиться в 1913 году (технология была еще недостаточно развитой). Вроде бы есть документальные подтверждения, что новый аромат был создан в 1924-25 гг. и очень походит знаменитые «Шанель № 5». Другие утверждают, что, наоборот, прообразом «Шанель» стал «Любимый букет императрицы». Сейчас это уже очень трудно установить.

Были и другие версии рождения нового аромата. Одна из них такая. Создание знаменитых духов курировала жена Вячеслава Молотова и подруга Надежды Аллилуевой Полина Жемчужина. Правда или нет – кто знает. Важно то, что «Красная Москва» стала очень популярной, и год от года у нее появлялось все больше и больше поклонниц. Ей отдавали предпочтение киноактрисы Любовь Орлова и Валентина Серова, жены политических деятелей... В общем, те, у кого водилась денежка. Со временем производство «Красной Москвы» увеличилось, цена ее стала более доступной и для простых женщин.

Новое – это хорошо забытое старое

Когда хорошего много, оно почему-то надоедает. Огромная популярность духов «Красная Москва» привела к закономерному финалу: в какой-то момент парфюм стал надоедать. В магазинах появились рижские и польские духи с нежными и свежими ароматами, с высоким содержанием синтетических добавок (к примеру, «Быть может», «Кредо»). «Красная Москва», увы, стала восприниматься как нечто устаревшее. Верность духам сохраняли женщины старшего поколения, и для большинства рожденных в шестидесятых-семидесятых годах аромат ассоциировался с бабушками или стареющими тетушками.

Но новое это хорошо забытое старое. Со временем духи вновь стали входить в моду: кто-то ностальгировал по старым добрым временам, кому-то было интересен аромат, окутанный ореолом тайн. И вот фирма «Новая заря» стала выпускать современную версию аромата.

Высокое качество, правильный маркетинг и стильная упаковка до сих пор помогают духам «Красная Москва» оставаться мировым брендом, визитной карточкой сначала советской, а сейчас российской парфюмерии.

Колбаса и царский деспотизм

Несмотря на все великие планы, мяса в стране в 30-е годы не хватало – сказывалось предшествующее тяжелое время. А строители коммунизма должны быть сильными и здоровыми. Поэтому и возникла идея создать продукт с большим содержанием белка, который смог бы заменить мясо.

Существует «пищевая легенда», что у истоков создания «Докторской» колбасы стоял сам Сталин. Рецептура согласовывалась с Народным комиссариатом здравоохранения. Новый продукт предназначался «больным, подорвавшим здоровье в результате гражданской войны и царского деспотизма».

Для изготовления 100 кг колбасы требовалось: 25 кг говядины высшего сорта, 70 кг полужирной свинины, 3 кг яиц, 2 кг коровьего молока, поваренная соль, нитрит натрия, сахар-песок или глюкоза, молотый мускатный орех или кардамон. Фарш должен был проходить двойную рубку, острые приправы исключались. В общем, то, что «доктор прописал». Так и появилось название – «Докторская» (хотя первоначально колбасу хотели назвать «Сталинская», но побоялись).

«Эта нежирная колбаса хороша для питания детей и тех, кому не рекомендуются продукты, содержащие много жира» — написано о докторской колбасе в «Книге о вкусной и здоровой пище» (1939 года издания), и это не могло быть неправдой.

Первый батон «Докторской» сошел с конвейера в 1936 году. В те же годы было построено 20 мясокомбинатов, так что колбасы хватало на всех.

В создании и развитии пищевой промышленности в СССР (и в истории «Докторской») весьма важную роль сыграл Анастас Иванович Микоян, народный комиссар пищевой промышленности. Именно он должен был решить эту важную задачу. Пришлось учиться у Запада. К примеру, у США, где пищевая промышленность была хорошо развита. Благодаря именно Америке (и ничего тут не поделаешь – так и было) на столах наших граждан появились несколько сортов колбасы, сосиски, пастеризованное молоко, консервы, мороженое, под контролем Микояна началось строительство больших предприятий пищевой промышленности.

Два кусочека колбаски

Конечно, колбасы, производимые разными мясокомбинатами, различались. Это зависело и от качества сырья, которое поставлялось на комбинат, и от опыта сотрудников. Образцом стала колбаса Микояновского мясокомбината. Этот столичный гигант снабжал первую очередь номенклатурных работников, закупал самое дорогое и качественное сырье. Тем не менее, колбасу можно было купить практически в любом гастрономе. Вплоть до 50-х годов рецептура и качество колбасы по стандарту были неизменными. Интересен и тот факт, что себестоимость «Докторской» была значительно выше ее розничной цены.

Вкус той «правильной» колбасы, пожалуй, помнит только старшее поколение. Рецепт продержался до 70-х годов. Сельское хозяйство, подвергавшееся бесконечным реформам, стало испытывать трудности, производство мяса упало. Свою негативную роль сыграли засуха и неурожай начала 70-х. Именно в это время в колбасу было разрешено добавлять крахмал или муку.

Знаменитая «Докторская» нередко стала пахнуть рыбой (в корма животных включали морепродукты). Затем в «Докторскую» стали добавлять сою. Шли годы, мяса в колбасе становилось все меньше. Злые языки стали говорить о том, что в колбасу добавляют ... туалетную бумагу.

Сейчас, когда предприятия могут работать по ТУ (техническим условиям), они вправе варьировать состав колбасы. В итоге она совеем не та, что была раньше.

Но, тем не менее, увидев в магазине на ценнике колбасы название «Докторская», мы надеемся, что пройдет совсем немного времени, и этот прежде любимый всеми продукт, станет таким же вкусным, как и раньше.

Картина и конфеты

Разные бывают юбилеи. Вот, например, в 2013-м году отмечался столетний юбилей ... фантика знаменитых конфет «Мишка косолапый».На фантике изображен немного переделанный сюжет знаменитой картины художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», которую он написал в 1889 году.

«Мишка» (вернее, «Мишки», потому что на картине их три) — своеобразные кондитерские ветераны. Они появились еще в царской России. Лакомство это в свое время начало выпускать «Товарищество паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ». В конце 19-го века на пробу господину Юлию Хойсу, который в то время вел дела товарищества «Эйнемъ», принесли новую конфету. Весьма изысканную: толстый слой миндального пралине «обрамляли» две вафельные пластиночки. Сверху конфету покрывала глазурь. Новинка Хойсу понравилась Стали думать, как ее назвать. Думали недолго. По легенде, в кабинете у Хойса висела репродукция картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Новое изделие получило название «Мишка косолапый».

Теперь предстояло озаботиться «платьицем» нового изделия. Пожалуй, самым известным художником промышленной графики был в то время Мануил Андреев. Именно он и стал автором фантика. На обертке был помещен сюжет шишкинской картины. Рисунок обрамляли еловые ветки и Вифлеемские звезды, поскольку в то время конфеты были дорогим и желанным подарком именно на Рождество.

Мы его по-прежнему любим

После революции о новом облике оберток не думали. Их заимствовали со старых изделий. Да и названия продукции, в общем-то, не меняли, они оставались прежними. После 17-го года все стало всеобщим, в том числе и рецептура пищевых изделий. С конца двадцатых годов стали выпускаться сборники рецептур, и любая фабрика, познакомившись с ними, могла заняться их производством.

Что же касается фантика «Мишки», то ученик Мануила Андреева Леонид Челноков восстановил облик дореволюционной конфеты. В 1958 году в Брюсселе проходила Всемирная выставка. Фабрику «Красный Октябрь» представлял на ней «Мишка» (именно в новом облике). Кондитеры вернулись домой с наградой.

«Мишку» выпускали многие кондитерские фабрики СССР. Заказы на обертки выполняли более 20 полиграфических предприятий. Часто оригинала не придерживались. Медвежат то трое (как и было на картине), то их «компания» увеличивается.

Конфета приобретает такую популярность, что ее начинают выпускать даже в Америке (патент на «мишек» не был оформлен). Во второй половине 90-х годов это дело поправили. Конфеты «Мишка косолапый» теперь может выпускать только ОАО «Московская кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Если производство популярных конфет захотят освоить другие кондитерские предприятия, им надо заключить с «Красным Октябрем» лицензионное соглашение. На сегодняшний день по такому соглашению работают, к примеру, «Рот фронт» и «Подольская кондитерская фабрика».

В наши дни на прилавках кондитерских магазинов можно найти все, что душе угодно. Обертки одна ярче другой. Но когда видишь среди этого великолепия красок «строгие» конфеты «Мишка косолапый», на душе становится теплее. У «Мишек», в общем-то, счастливая судьба, они выпускаются уже больше сотни лет и остаются одни из самых любимых.

Источник: supernovum.ru