Слово Борису Владимировичу Клюеву, народному артисту России (около 120 ролей в кино, более 70 ролей на сцене Малого театра), заведующему кафедрой мастерства актёра Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина.
– Взять экономику. Пора уже переходить на государственные рельсы, а не зависеть от частного капитала, который захватил всё и жирует на этом.
Приятно, что мы снова становимся сильными и можем разговаривать на равных с миром. Я имею в виду возрождение военного комплекса. Да, к сожалению, на это идут огромные бюджетные деньги. Но безопасность того стоит.
В советское время в оборонке работали лучшие умы. А в 90-е... Мы выступали в Мурманске, в Северодвинске. Я видел, как моряки плакали, когда резали абсолютно новые корабли. Они говорили: «Вы там в Москве – что вы делаете, как же это можно?» А это утилизация была такой односторонней мирной инициативой. Хотя договорились с США, что будем уничтожать военную технику в одинаковом количестве. Только мы свою разрезали, а американцы – нет.
– Видеть борьбу с коррупцией мне очень радостно. Но надо ужесточить наказания за немыслимое воровство. Почему у батьки Лукашенко в Белоруссии казнокрадство отсутствует?! Наказывают так, что мало не покажется. Человек, который облечён властью, должен втройне, вдесятерне отвечать перед простым гражданином. Это моё глубокое убеждение.
– Если же говорить о культуре... Внимание государства есть, но результатов нет. Не государственной политики. Я не вижу новых пьес, талантливых режиссёров, которые бы сегодня рождались. Культура должна прежде всего быть нравственной, воспитывать людей. Это направление, к сожалению, на сегодняшний момент потеряно.
Я смотрю, кого назначают главными режиссёрами, кому отдают театр и что из этого получается. И не вижу выдающихся результатов в Театре Наций при Евгении Миронове, в Театре Ермоловой при Олеге Меньшикове, в Губернском театре при Сергее Безрукове. Они все очень хорошие ребята и хорошие актёры, но какое это имеет отношение к руководству театра? Во главе должна быть личность, режиссёр, который собирает вокруг себя личностей-актёров. В Советском Союзе, который так много осуждают за цензуру, они почему-то рождались. А сейчас, когда вседозволенность, почему-то не рождаются.
Вспомните недавнее выступление Константина Райкина. О чём он говорит, о какой цензуре? А почему он тогда деньги получает от государства, а не от спонсоров, которых, кстати, у него всегда было очень много? Что, Костя плохо живёт? У него театр, «Райкин плаза», своя академия. Он в полном порядке. А либералы, услышав его критику в адрес государства, тут же её подхватили. Как свора собак залаяли! Никто почему-то не говорит: а давайте разберёмся. У Райкина денег нет – а в Академическом Малом театре, которому 260 лет и который является национальным достоянием, есть? Что, там актёры больше получают? Нет, меньше. Нужно быть объективными, нужно говорить правду. Почему же ее сейчас не говорят?!
– Глубоко уважаемый мною режиссёр Игорь Масленников, снявший «Шерлока Холмса», как-то сказал мне: «Раньше были критика, цензура. Выхожу с этих заседаний, думаю: «Сволочи, гады, да пропадите вы пропадом!» Приду домой, ночь не сплю, думаю, думаю... И утром понимаю: что-то было верное в этих замечаниях». А когда процветает вседопустимость, легко заблудиться. Потому что маяки теряются.
– Народ устал от либеральной болтовни. К правде она не имеет никакого отношении.