Русские Вести

Борис Грачевский: «Я прописан в стране детства». Беседа с создателем «Ералаша» о детском кино и не только


Вряд ли найдётся в России хоть один ребенок, который бы ни разу не смотрел его смешные, но такие острые и злободневные сюжеты. Его знает и любит российская детвора, а у взрослых он пользуется неизменным авторитетом. Основатель популярнейшего киножурнала «Ералаш», член Российской академии кинематографических искусств, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, лауреат государственной премии Совета министров России и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей, обладатель приза «Золотой Овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа» и новый президент фестиваля визуальных искусств в «Орленке» - гость «Столетия».

- Борис Юрьевич, недавно в ВДЦ «Орлёнок» с огромным успехом прошёл 19-й фестиваль визуальных искусств, президентом которого с этого года стали вы, сменив на посту Дмитрия Харатьяна. Как вам работалось в новой должности? Собираетесь ли что-то изменить в работе фестиваля? Какие новые задачи ставите вы в своей работе? Каким вы его видите в дальнейшем?

- Да ничего не изменилось, как работал, так и работаю. Моя новая должность это формальность, ответственность, она была и раньше, когда я пребывал в должности вице-президента. Для меня главная задача заключается в одном, - чтобы это было интересно и нужно детям. За 19 лет работы фестиваля всё уже давно отработано, обкатано, всё лишнее, ненужное отброшено, всё идёт своим путём. Коллектив и руководство фестиваля во главе с его генеральным продюсером Ларисой Преториус, работает слаженно, чётко. За эти годы сложись определенные традиции, подходы, свои особенности, присущие только нашему фестивалю. Что тут менять? И зачем? А задача у нас, как я уже сказал, одна, общая – чтобы детям было хорошо, познавательно и весело. И мы этого стараемся добиваться.

Правда, в этом году у нас возникли достаточно серьёзные финансовые проблемы. Сами знаете, в стране кризис, и он не мог не отразиться и на нашем фестивале. Цены выросли на авиабилеты, на гостиницу и пр. Пришлось много поработать, побегать, чтобы фестиваль всё же состоялся. Нам, как всегда, помогали наши давние друзья фестиваля, постоянные спонсоры ООО «Аэро Альянс», ООО «ДПС», ООО «Кнауф Гипс», ООО «Кубань вино», ЗАО МПКБ «Очаково» и др. Очень многое для нас делает и сделал Госфильмофонд России. В этом году у нас появились также новые, замечательные спонсоры, это – Генеральный спонсор ПАО «Бинбанк» и Центральный детский магазин на Лубянке. Они буквально спасли наш фестиваль от катастрофы, за что мы им очень и очень благодарны.

- В «Орленке» вы чувствуете себя, как дома. Заметно, что здесь вы «свой» человек.

В этой стране детства я прописан так давно, что и самому даже не верится. Много-много лет тому назад ваш покорный слуга начинал свои первые шаги в кино. Однажды так получилось, что я должен был принимать участие в Московском международном кинофестивале, в рамках которого проходил и детский фестиваль. И я попал в руководство этого фестиваля. Там происходило много интересных вещей, на которые никто не обращал внимания, так как они сливались с общим движением, с общими мероприятиями. И мне было очень обидно. Мне хотелось как-то выделить из общей массы фестиваля детское кино, яркие детские события, чтобы всё это было адресовано конкретно детям. Но, эта идея, так и осталась идеей. И вот, два с небольшим десятка лет тому назад будущий директор кинотеатра при Центре Ролана Быкова наша энергичная Лариса Преториус решила осуществить эту идею. И ее усилиями появился детский фестиваль, сначала в «Артеке», потом в «Орленке», где первым президентом фестиваля был кинорежиссер Владимир Грамматиков. Особенностью этого фестиваля стало то, что помимо кино, он освещает все виды визуальных искусств: телевидение, анимацию, фотоискусство, компьютерные образовательные и развлекательные игры. Этим он кардинально отличается от всех других фестивалей. а оценивает все представленное на нем детское жюри.

Наш фестиваль имеет колоссальное значение для многих тысяч ребят, приезжающих в «Орленок». В каждую смену здесь бывает до трёх с половиной тысяч детей, здесь происходит безумное количество интереснейших мероприятий, которые вовлекают практически каждого ребенка. Эти события оставляют у ребят глубокий след в душе. А кому-то повезло еще больше, ребенок попал в смену, когда проходит наш фестиваль, и это для детей просто незабываемо. Многие дети впервые, что называется, живьем видят артистов, режиссеров, смотрят их фильмы, встречаются с ними, и эти впечатления остаются у ребят на всю жизнь.

Что же касается «прописки» в «стране детства», то для меня «Орленок» эта отдельная история. Здесь я «прописан» уже более сорока лет. С 76-го года я здесь часто бываю. Здесь вырос мой сын, который много раз приезжал в лагерь. Здесь часто мы снимали «Ералаш». С тех пор, конечно, многое изменилось, поменялось огромное количество людей, работавших здесь, отстроились корпуса лагерных комплексов, модернизировалась техника. Сейчас из старожилов «Орленка» остались, пожалуй, только Николай и Анна Зенцовы – главный режиссер, и его жена, главный балетмейстер, да еще один человек, остальные все новые. Но для меня «Орленок» всё равно остается каким-то чудом, местом радости и вечного праздника.

Вы знаете, там есть площадь слёз, где дети рыдают каждую смену, когда разъезжаются домой после окончания смены, и это говорит о многом. Дети здесь находят много хороших, добрых друзей, узнают здесь много нового, интересного и полезного для себя. И я, приезжая сюда каждый год, как будто возвращаюсь в свою молодость, где всё когда-то начиналось. Кстати, сейчас здесь начинает работать моя новая программа, которую я придумал. Она называется «Остров детства Ералаш», где дети со всей нашей необъятной страны, приезжая сюда, будут снимать сюжеты для своего домашнего «Ералаша», а потом показывать их своим друзьям и знакомым.

- Сейчас разве только ленивый не говорит об упадке нашего отечественного кинематографа и, в частности, детского. Вы согласны с этой оценкой?

- Если говорить о сегодняшнем положении Российского кинематографа, то оно, конечно, очень печально. Все, что касается анимации, оно худо-бедно еще на плаву, и доходит до зрителя. Где-то, с большим успехом, где-то – с меньшим. Что же касается детского игрового кино, оно практически гибнет на корню. Его никто не делает достойно, так, чтобы увлечь современного ребенка. К тому же сегодня нужны мощнейшие капиталовложения, чтобы сделать кино ярким, настоящим, конкурентоспособным с интернет-играми. Ну нельзя за три копейки снять хорошее кино, которое увлечет детей! На всё, что сейчас представлено в отечественном кинематографе, детям глубоко наплевать. Их это не трогает! И единственный путь, чтобы наше кино хоть как-то увидели, это детские фестивали, повернутые лицом к детям. На фестивале есть возможность хоть что-то достойное показать ребятам.

- Вы сказали, что у детского кинематографа не хватает финансирования, но только ли в этом кроется причина его упадка?

- Конечно, это одна из наиболее важных причин. Телеканалы сегодня не берут детские фильмы, потому что Госдума ограничивает показ рекламы в детских передачах и фильмах, и этим окончательно добивает детское кино, оно сидит на какой-нибудь «Карусели» или «Диснее» – и всё. Сегодня востребованы какие-то необыкновенные истории, ибо сегодняшнего ребенка окружают, повторяю, мощнейшие электронные игры, они их очень сильно притягивают, и соревноваться с ними реальным историям, где мальчик познакомился с девочкой, а девочка увидела более богатого мальчика, бессмысленно, это не трогает никого. Почему «Ералаш» так любят? Потому что его сюжеты короткие, они держат внимание детей до 2-3 минут, потом они его уже теряют. Хорошие мультики тоже долго удерживают внимание детей, а наше игровое кино не может с ними соперничать в этом плане. И это серьезная проблема. Хотя на Западе самые большие деньги приносит именно семейное кино. Потому что они вкладывают в него 120-140 миллионов долларов. А не, как у нас, за три копейки, чтобы снять из папье-маше какую-нибудь страшилку.

Да к тому же и продвижения никакого. Телеканалы детские фильмы не берут. У нас вообще все кино живет – «спасибо, что по телевизору показали», это что-то! Сейчас телеканалы зациклились на своих сериалах.

Мы в тупике еще и по-другому поводу. Проблема: режиссер-личность. Мне посчастливилось, например, работать на трех фильмах-сказках с прекрасным режиссером Александром Роу. Я видел, что такое Роу. Это гений. Его творчество признано во всём мире. Он снял 16 фильмов-сказок, и каких! Он мог снять и не на самые большие деньги. Сегодня нельзя снять кино за эти деньги, на которые он снимал, потому что - это костюмы, это декорации, это сложнейшая работа. А он снимал. И в то же время, сегодня, когда возможностей в пять раз больше, а, может, и в десять, мы ничего не можем сделать. Вот такой парадокс. У меня лежит сценарий – первобытные приключения, настоящая детская история, экшен, специально рассыпанный на маленькие эпизоды, которые дадут возможность все время держать ребенка в напряжении. Кто же мне даст на это деньги? А надо минимум пять миллионов долларов. Я не могу собрать такие деньги. Мне, к примеру, нужно подправить сценарий, автор говорит: давай деньги, я подправлю. А денег нет. И так во всём. Что делать? Ничего. Сегодня, например, дали пяти детским картинам деньги и тут же урезали. Я вас спрашиваю, как можно, например, за 25 миллионов рублей снять пять хороших детских фильмов, как такое может быть? Никак? И вот на это место мгновенно появляется детское американское кино типа «Один дома», или «Властелин колец», ну и, конечно, «Аватар». Если уж говорить откровенно, то после «Аватара» вообще всем нам надо сложить руки. Я сейчас даже не о деньгах, не о том, что это кино 10 лет снималось. Я вам говорю о том, что что-то непонятное происходит сейчас в нашем кинематографе.

- Мрачную вы нарисовали картину.

- Да, такая сейчас ситуация. Я считаю, что государство категорически должно финансировать детское кино. Мы должны формировать российский менталитет, который на глазах исчезает. Исчезает и то очарование, с которым создавались – сказки мира, мультики «Ну, погоди!», «Каникулы в Простоквашино», «Чебурашка» – фильмы о добре, о сострадании друг к другу, об отношениях между людьми… Наши дети сегодня смотрят монстриков, понимаете? Их не оторвать от экрана. Мы теряем менталитет, который создавался добрейшими детскими мультяшками, мы теряем это поколение, которое на глазах американизируется. Для них наш родной Чебурашка менее дорог, чем всякие жуткие твари, заполонившие экран. Роман Качанов, его создатель, был сам как большой ребенок, и удивительно фантазийный! Его «Тайна третьей планеты» оказалась просто «бомбой». А мы продолжаем допускать это безобразие. Вот, о чем разговор.

- Но, может быть, и мы, родители, виноваты, что плохо воспитываем наших детей, их вкусы?

Нет, их воспитывает сегодняшнее время, информационный поток их воспитывает. И еще – прокат. У картин, что выпускаются сегодня, не будет никакого проката. Ни один прокатчик не хочет брать российское кино. Вон, возьмите, к примеру, картину «Иваново детство», которое буквально взрывало мозг когда-то, Гран-при Каннского фестиваля и т.д. и т.п. И что? Сегодня ее никто не станет даже смотреть. Я не говорю уже о моей новой картине. Вот и вся история. Наташа Бондарчук сейчас мне рассказывала, насколько ей важно и нужно было сделать фильм «Тайна Снежной королевы», картина завоевала призы и признание среди кинематографического сообщества, а вот прокатчики… Сегодня прокатчик нацелен только на то, чтобы его залы были заполнены зрителями, и не очень надеется на отечественное кино в этом плане. А формирование менталитета наших детей его меньше всего волнует.

Возьмите тех же американцев. У них совершенно другие подходы и другие финансирующие системы. Вы не представляете себе, сколько они тратят денег на психологов. На изучение ребенка, как кинозрителя. Через сколько минут, например, он должен засмеяться или заплакать. Там они всё просчитывают, каждый кадр. Человек, который «вбухивает» в кино 140 миллионов долларов, наверное, найдет себе 200-300 тысяч на изучение всего этого. Там работают различные фокус-группы, которые всё изучают, просчитывают до малейшего нюанса. Вы просто не представляете, какая там идёт сложнейшая подготовительная работа в кино.

- Почему же мы не делаем этого, неужели все только в деньги упирается?

- А как вы думаете? Где их взять, если политика государственная у нас такая. Вот сейчас, например, урезали финансирование «Ералашу» на 40%. Если раньше я мог себе позволить переснять, исправить что-то, вызвать при необходимости опять этого артиста, заплатить ему, то сейчас я не могу себе этого позволить. Я или хуже должен сделать, или придумывать что-то за три копейки. Какие уж тут деньги на исследования! Вот мои исследования: я сел в полный зрительный зал, увидел реакцию зрителей, увидел там свои ошибки, внес поправки.

- А как вы, человек, давно «прописавшийся в стране детства» считаете, нужно правильно воспитывать детей?

- Личным примером, и только. Не читать им мораль, не нудить, а только показывать своим личным примером.

- Я слышала, что вы своему сыну, пока он рос, разрешали все…

Да, это так, но он знал определенные границы. И дочь знала свои границы. А границы определяем мы, родители. Вот, например, когда мы с сыном были в «Орлёнке», после завтрака я его спокойно отпускал утром, куда он хочет. Поскольку он еще не мог тогда считать и не знал, как определять время, я ему говорил: «Как услышишь позывные – «бери ложку, бери хлеб…», чтобы вот здесь стоял, как штык. За пять минут, откуда хочешь, прибежишь». И он прибегал. Я был отвязанным папой, но в 21 час, что бы ни происходило, он у меня уже был в постели. Вот такое воспитание. Я приучал его, чтобы он знал порядок и соблюдал его беспрекословно. У меня есть своя, годами выработанная система воспитания детей. Я никогда не вставал на корточки перед своими детьми. Я старался их поднимать наверх до своего уровня. Я считаю это очень важным моментом, не сюсюкать с ними, а наоборот, разговаривать на равных, ставить перед ними все более сложные задачи.

Конечно, в воспитании многое решают и гены, которые заложены в ребенке от природы. А вообще, воспитание – это такой сложный и неоднозначный процесс. Один говорит: «я его гладил всегда по головке, и он вырос хорошим человеком». А другой – «я его гладил, а он пошел и всех поубивал». А в другом случае, наоборот: «я его часто бил, и он вырос, и стал хорошим человеком», третий же: «я его бил, бил, а он вырос и так меня «отметелил». Я, конечно, утрирую тут, но доля правды в этом какая-то есть. А, в общем, тут нет прямого ответа. Но, всё же, самое главное, я считаю, это личный пример родителей. Если ты идешь по улице швыряешь грязные бумажки, плюешь на асфальт, ссоришь направо-налево, то ребенок будет поступать так же. Дети – это наше зеркальное отражение.

- А как же поступать, если, например, нет взаимопонимания с детьми?

Это хитрый и сложный вопрос. К каждому ребенку нужен свой подход. Дети все разные. Всё решается индивидуально в каждом отдельном случае. Трудно однозначно сказать. Но точно одно: нужно уважать их интересы, уважать их самих, конечно, не давать им садиться тебе на шею, но уважать их надо. И это важно. Главное понять - они такие же люди, только пока маленькие, не имеющие жизненного опыта и определенных знаний.

Беседовала Фаина Зименкова

Источник: www.stoletie.ru