Русские Вести

Борьба за русский театр далека от победного завершения


Не первый, не второй, а уже третий год идут разговоры о том, что русский театр нужно спасать от засилья оккупировавших его либералов. Но если судить по итогам театральной премии "Золотая маска — 2024", работа на этом направлении лишь едва началась.

Как гласит одна из русских поговорок, по герою и награда. То есть в зависимости от того, какой поступок совершил человек или какого достижения добился, такое вознаграждение (либо воздаяние) он и заслужил.

Но справедливо и обратное утверждение: есть такие награды, сам факт получения которых является если не приговором, то красноречивым свидетельством, какие ценности исповедует и каких взглядов придерживается лауреат.

О том, что наиболее раскрученная прессой и престижная в профессиональных кругах театральная премия "Золотая маска" была одним из зримых выражений господства либералов в отечественной культуре "эпохи до СВО", Царьград уже неоднократно и подробно писал. Прошедшая 24 июня в Москве тридцатая по счёту церемония вручения названной премии наглядно показала: хотя на календаре уже 2024-й, третий год спецоперации, борьба за подлинно национальный русский театр далека от победного завершения.

А место встречи изменить можно было?

Юбилейная "Золотая маска" прошла на сцене Московского театра имени Вахтангова — и уже сам выбор площадки для церемонии оказался пикантно-сомнительным. В мае текущего года полыхнул скандал в связи с намерением руководства Театра имени Вахтангова устроить чествование памяти своего бывшего художественного руководителя Римаса Туминаса.

И это притом что после начала СВО достоянием общественности стали русофобские высказывания литовского режиссёра. Вряд ли можно сомневаться: если бы не народное возмущение, в прославленном театре успешно и втихомолку устроили бы вечер умилительных воспоминаний о Туминасе. И его наполненные ненавистью к России высказывания не помешали бы "просвещённой" театральной публике столицы.

Ревякина против Машкова

Но место проведения "Золотой маски" — это десятая, а то и сорок пятая доля проблемы. Гораздо важнее то, что номинанты премии были выбраны из спектаклей, премьеры которых состоялись с 1 августа 2022 года по 31 июля 2023-го, ещё прежним жюри. Жюри, находившимся под очевидным влиянием многолетнего директора "Золотой маски" Марии Ревякиной — одного из символов и двигателей той либеральной культурной среды, которую в нашей стране, увы, успешно строили с 1990-х годов.

Формально — на словах и в официальных документах — "Золотая маска" преследовала благие цели. Например, они были сформулированы как "сохранение и развитие традиций российского театра" и "укрепление единого культурного пространства страны". Однако на деле приоритетом для Ревякиной и её команды стала другая постулированная задача — трактуемое с либеральных позиций "определение тенденций современного театрального процесса". Как известно, для поборников "демократических ценностей" синонимом "современного" является исключительно западное…

Характерно, что на посту директора театральной премии и фестиваля "Золотая маска" Мария Ревякина числится по сей день. Но с декабря 2023-го президентом "Золотой маски" стал Владимир Машков. Не вдаваясь в хитросплетения юридических и закулисных тонкостей полномочий директора и президента, остаётся констатировать, что только с приходом Машкова в руководстве премии появился человек, способный защищать интересы национального русского театра.

Странная промежуточная церемония

Но для того чтобы традиционный и патриотический вектор театральной жизни получил ощутимое выражение (помните — "по герою и награда"?..), прошло слишком мало времени. В итоге хотя Машков и вышел на авансцену юбилейной "Золотой маски", соискателей самой престижной отечественной театральной награды подбирала ещё команда Ревякиной. Той самой Ревякиной, которая сейчас не просто держится в тени, а делает вид, как будто и не имеет отношения к премии, директором которой по-прежнему остаётся.

Так что "Золотая маска — 2024" очевидным образом носит промежуточный характер. И то, что Машкову пришлось не столько хвалиться достижениями русского театра, сколько стараться всячески нивелировать "достижения" либеральных предшественников и едва ли не извиняться за них, свидетельствует: эти деятели поработали плодотворно. Разбираться с плодами их работы предстоит долго и трудно.

Не все награды нашли своих героев

Вывод этот основан не только на том, какие спектакли и персоналии были удостоены награды, но и на том, в каком количестве номинаций победителя просто не смогли выявить.

24 июня на вахтанговскую сцену за "Золотой маской" не поднялись представители восьми (!) номинаций. И если какие-то из обделённых категорий можно условно посчитать за "технические" (скажем, "Лучшая работа дирижёра. Балет", "Лучшая женская роль. Балет", "Лучшая женская роль. Оперетта/Мюзикл"), то остальные относятся к числу концептуальных.

"Лучший спектакль. Опера", "Лучшая работа режиссёра. Опера", "Лучший спектакль. Современный танец", "Лучшая работа режиссёра. Оперетта/Мюзикл" и в особенности "Лучшая работа драматурга" — отсутствие победителей в этих номинациях является молчаливым, но красноречивым признанием нынешнего руководства премии. Признанием в том, что подобранные либеральными экспертами претенденты в названных категориях настолько далеко ушли от традиций русского театра по направлению к "тенденциям современного театрального процесса", что наградить их просто рука не поднимается.

А ведь 8 номинаций-"сирот" — это более четверти от 29 категорий "Золотой маски" (без учёта 5 специальных премий). Так что ни о какой случайности речи не идёт.

"Я умоляю, остановитесь!"

Тем более не вписывается в версию о "случайности и недоразумении" большого количества оставшихся без наград номинаций тот факт, что несколько "Золотых масок" отправились-таки к представителям либерального театрального искусства.

Так, две награды "ушли" к создателям спектакля "Чайка" (постановка Петербургского малого драматического театра — Театра Европы). Премию за лучшую работу режиссёра в Драмтеатре получил Лев Додин, а приза "За лучший актёрский дуэт" удостоились сыгравшие в этой постановке Елизавета Боярская и Игорь Черневич.

Нет смысла оспаривать большой вклад Льва Додина в отечественное театральное искусство, однако, как, гласит распространённое выражение, есть нюанс. И заключается он в том, что выдающийся театральный режиссёр — ещё и "нетвойнист".

Практически сразу после начала СВО Додин направил Владимиру Путину открытое письмо, в котором изложил перечень либеральных "миролюбивых" заклинаний против действий России по защите собственной безопасности и русских Донбасса.

Мне, ребёнку Великой Отечественной войны, даже в страшном сне невозможно было себе представить российские ракеты, направленные на украинские города, сёла, загоняющие киевлян в бомбоубежища, заставляющие их бежать из своей страны. <…> Совершим невозможное: сделаем XXI век таким, каким он мечтался, а не таким, каким мы его сделали. Я делаю то единственное, что могу: я умоляю, остановитесь!

Задаваться вопросом, проявлял ли Лев Додин такой же эмоциональный и публичный "пацифизм" во время террористических атак киевского режима на Донецк и Луганск, не имеет смысла. Отрицательный ответ очевиден и типичен для либеральных "нетвойнистов"…

Премия для тех, кому она не нужна

Ещё более удивительным должен был стать факт присуждения премии "Золотая маска" спектаклю Театра имени Вахтангова "Генерал и его семья" в номинации "Лучший спектакль. Драматический театр. Малая форма". Ведь спектакль этот поставлен по пьесе Тимура Кибирова — одного из культурных деятелей либерального толка, который никогда не скрывал своей русофобии и получал за это солидные литературные премии.

Лишь одна цитата, иллюстрирующая отношение Кибирова к России и русскому народу:

В стране же действительно фашизм. Если у слова "фашизм" есть твёрдое значение, то это — фашизм. <…> [Владимир Путин] просто продукт некой среды, среды мерзкой, гэбэшной. Как получилось, что он оказался во главе ядерной державы, честно говоря, не понимаю.

Но наиболее примечательное награждение "Золотой маски — 2024" состоялось в номинации "Лучший композитор". Лауреатом стал Дмитрий Курляндский за музыку к спектаклю из Перми "Катерина Измайлова". На сцену за премией Курляндский не поднялся, что неудивительно — после начала спецоперации композитор сбежал во Францию.

Ну, уехал и уехал — однако особую пикантность ситуации придала оперативная реакция самого Курляндского на факт получения "Золотой маски". Либерал-беглец выразил удивление по поводу столь высокой оценки своей работы на Родине, но благодарности не высказал. Напротив, выдал необходимый набор штампов про "ужасный тоталитарный режим" и "плохую Россию" и после этого незамедлительно от премии отказался. Не желает, видите ли, Курляндский иметь хоть что-то общее с "этой страной".

Патриотическая инициатива вопреки

Подобная ситуация на "Золотой маске" — несколько премий либералам, ещё больше "пустых" номинаций — на самом деле не удивляет. Тревожная ситуация с неослабевающим влиянием либералов в русском театре очевидна.

Например, как уже обращал внимание Царьград, либеральное лобби по-прежнему определяет репертуарную политику большинства театров нашей страны — и пусть втихую, но эффективно противостоит назревшим изменениям в культуре.

Напомним, что на момент второй годовщины начала СВО в самых известных театрах Москвы и Санкт-Петербурга наблюдалось почти полное отсутствие спектаклей на патриотическую и военную темы (в среднем — менее одного спектакля подобной направленности на афишу одного столичного театра).

При этом чем дальше от либеральной культурной атмосферы двух столиц, тем с патриотизмом в театрах дела обстоят лучше. Так, на восьми сценах в регионах, находящихся в непосредственной близи от зоны проведения спецоперации, зрители могут увидеть 23 военно-патриотических спектакля, 13 из которых были поставлены уже после начала СВО. Два спектакля посвящены непосредственно историческим событиям, развернувшимся после 24 февраля 2022 года.

Паниковать нет нужды, ситуация с репертуаром постепенно меняется к лучшему. Правда, пока в этой сфере тяжело избавиться от впечатления, что патриотические спектакли рождаются в качестве "исключения из правил" и "инициативы снизу вопреки бездействию сверху". Вопреки именно активному, враждебному бездействию…

Но такие постановки всё-таки появляются: так, главный режиссёр Норильского Заполярного театра драмы имени Маяковского Анна Бабанова представила на суд зрителей спектакль "Ополченский романс" по одноимённой книге Захара Прилепина. Произведение посвящено подвигам защитников Русского мира в Донбассе в период с 2014 года до начала СВО.

Что с того?

Напрашивается мнение, что нынешний полукомический-полускандальный характер премии "Золотая маска" — это сугубо ситуативное явление.

Мол, так сложился регламент, номинантов определяла прежняя либеральная команда Ревякиной, а нынешний коллектив во главе с Машковым оказался вынужден представлять публике чужое детище. Но на следующий год подход к выбору номинантов должен быть уже другим — и тогда никакого ощущения двойственности и казусов вроде "гордого отказника" Курляндского уже не возникнет.

Что ж, будем надеяться и ждать. Но с тем, что "Золотая маска — 2024" это единичный казус, согласиться нельзя.

Существует крылатое выражение о волках в овечьих шкурах. Так вот, либералы в нашем театре — это волки, которые даже не видят необходимости маскироваться и с гордостью демонстрируют всем свой антирусский оскал. Непонятны только два момента.

Во-первых, за кого эти "деятели культуры" принимают русский народ — то ли за безмолвных овец, то ли за ничего не соображающих баранов?

Во-вторых — сколько ещё мы будем играть столь малопочётные роли в играх этих "мастеров искусства"?

АЛЕКСАНДР БАБИЦКИЙ

Источник: tsargrad.tv