Русские Вести

Без прошлого нет настоящего


Новость об инициативе Русского музыкального общества «сформировать консолидированное сообщество профессионалов, объединенных единой целью популяризации академической музыки» невольно опрокинула меня в пучину вод воспоминаний.

… Петербург, вторая половина девяностых. Приезжая в гости к Валентине Михайловне Голод – личности неординарной, если не сказать – выдающейся, оказывалась в Петербурге века XIX-го. Интерьер русского классицизма с люстрой в гостиной на зависть Лувру, музейные раритеты, среди которых моё особенное внимание всякий раз привлекал портрет великой княгини Елены Павловны. Портрет увлекал. Портрет завораживал. За ним сквозила, угадывалась тайна. Чуть слышен был шелест золотых страниц истории русской музыки.

«Замечательная это была женщина. Другой, равной ей, я ни прежде, ни после в её положении не знавал. С чисто великокняжеской представительностью она соединяла бездну такта и умения войти в положение, в мысль каждого, кто к ней приближался. Всё это делалось при этом с чарующей простотой, сразу уничтожавшей условность и натянутость беседы», - из записок Антона Рубинштейна.

Антону Рубинштейну – «всепокоряющему таланту», первому русскому пианисту-виртуозу, снискавшему европейскую славу, - принадлежит и сама мысль создания Русского музыкального общества (РМО). И это в условиях, когда русская музыка переживала тяжёлые времена. В моде высшего света – исключительно итальянцы. Но уже с оперой «Жизнь за царя» заявил о себе Михаил Глинка, а в стенах Петербургского университета возник «кружок национально настроенных молодых русских композиторов, начертавших на своем знамени: “Глинка” и “Национальная русская музыка”». На музыкальном российском Олимпе разгораются страсти.

Целью создания Русского музыкального общества и стала популяризация в «любом городе нашего Отечества» русской музыкальной культуры. Меценат граф Матвей Виельгорский, юрист Дмитрий Владимирович Стасов, виолончелист-любитель (брал уроки виолончели у Шуберта) Василий Алексеевич Кологривов, титулярный советник Дмитрий Васильевич Каншин вошли в состав директоров учредителей РМО (примечательно: родной брат Дмитрия Владимировича Стасова – музыкальный критик Владимир Владимирович Стасов был ярым противником начинаний Рубинштейна).

Начался сбор пожертвований.

«Мы точно славили Христа, - цитирую Антона Рубинштейна, - разъезжая по домам и собирая деньги; были у кн. Юсупова, Бернардаки, В. Ф. Громова и нескольких других: кто давал 100, 300 и даже 500 рублей».

В городах России открывались музыкальные школы, в частных домах устраивали музыкальные салоны, симфонические концерты звучали для широкого круга лиц… «бесприютной труппе Русской оперы был наконец предоставлен в пользованье Мариинский театр».

Во главе Русского музыкального общества – великая княгиня Елена Павловна (до принятия Православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская), жена Михаила Павловича, младшего брата Александра I и Николая I. Смотрит с портрета шотландской художницы Кристины Робертсон(?) в доме дорогой моему сердцу Валентины Михайловны Голод, грёзы о котором и навеяла новость об инициативе Русского музыкального общества сегодня.

***

В 2021 году в России возродили одну из старейших культурно-просветительских общественных организаций — «Русское музыкальное общество». Возрожденное РМО является преемником и продолжателем уставных целей и миссии Русского музыкального общества, образованного в 1859 году (с 1869 — Императорское русское музыкальное общество, ИРМО, РМО). Основной целью организации является сохранение и поддержание традиций, заложенных основателями еще при Александре II — «содействовать распространению музыкального образования в России, способствовать развитию всех отраслей музыкального искусства и поощрять способных русских художников (сочинителей и исполнителей) и преподавателей музыкальных предметов».

Современный мир предъявляет ряд серьёзных вызовов для популяризации классической русской музыки. Среди них конкуренция с современными исполнителями, отсутствие систематического музыкального образования в общеобразовательных учреждениях, недостаток финансирования, ускоренный темп жизни и рассеивание внимания слушателей, технологические изменения, ведущие к информационному шуму, культурно-социальные барьеры и более привлекательные карьерные перспективы для молодежи в других сферах.

В РМО предлагают консолидировать усилия энтузиастов и профессионалов для продолжения великой традиции русского музыкального искусства. Для этих целей открыт прием заявок в члены Русского музыкального общества. В составе организации планируется объединить деятелей культуры, ведущие профессиональные организации, музыкальные институции и компании, представляющие креативные индустрии. Это позволит инициировать диалог с государством, развивать музыкальную инфраструктуру и поддерживать музыкальное сообщество.

Действительные члены Русского музыкального общества принимают активное участие в профильных конгрессных мероприятиях, внедряют новые практики в индустрию, получают доступ к экспертным образовательным продуктам и всецело способствуют продвижению и развитию классической музыки. Станьте частью профессионального сообщества и внесите свой вклад в сохранение и развитие русского музыкального наследия.

Вся необходимая информация о вступлении на официальном сайта РМО.

«Русское музыкальное общество» открылось в Санкт-Петербурге в 1859 году, его целью было "развитие музыкального образования и вкуса к музыке в России, поощрение отечественных талантов". Его учредителями являлись Дмитрий Стасов, Антон Рубинштейн, Михаил Вильегорский, Дмитрий Каншин и Василий Кологривов. В 1860 году открылось московское отделение общества, которое возглавил Николай Рубинштейн. Важную роль в деятельности общества играли П. И. Чайковский и С. И. Танеев. В 1869 году над обществом взяла покровительство императорская семья, оно получило название "Императорское русское музыкальное общество". В последующие десятилетия отделения РМО открылись в других городах Российской империи, в том числе в Киеве, Казани, Воронеже, Харькове, Нижнем Новгороде и многих других. В 1917 году общество было расформировано. В 2021 году инициативная группа под руководством Владислава Шестакова провела работу по возрождению Русского музыкального общества. Попечительский совет возглавил Валерий Гергиев.

Автор: Марина Алексинская

Источник: zavtra.ru