В акции «Бессмертный полк» только в Москве приняли участие около 850 тысяч человек. Если учесть другие города России, то можно с уверенностью сказать, что в рядах «Бессмертного полка» прошли около 8 миллионов человек.
И сделали они это не за деньги и не по бюрократической разнарядке, а по искреннему велению души.
Скрепы мнимые и настоящие
Что превращает просто совокупность людей в народ? Территория проживания? Нет, история Чехословакии и Югославии — наглядный тому пример. Одинаковость языка? Тоже нет: в Канаде говорят на двух языках, в Германии (Шлезвиг-Гольштейне) говорят на трех, точнее, даже на четырех, так как кроме общего для ФРГ немецкого там официальными языком являются датский, севернофризский и нижненемецкий.
Впрочем, это далеко не исключение: на трех языках (букмол, нюнорск и саамский) говорят в Норвегии, а вообще мультиязычными являются большинство стран Европы.
Множество разных людей в один народ объединяет их принадлежность к общей культуре. Причем речь идет не о какой-то юридической терминологии или о культуре по паспорту, а прежде всего о менталитете на уровне самоидентификации.
Есть у этой палки и другой конец: чтобы разрушить государство, нужно уничтожить народ, а для этого требуется ликвидировать сплачивающую его культуру, то есть все то, что из множества отдельных «я» создает общее «мы». Об этом говорилось еще в плане Аллена Даллеса, возглавлявшего ЦРУ США с 1953 по 1961 год.
Хотя этот документ официально никогда обнародован не был, а официальный Вашингтон по сей день отрицает даже сам факт его существования, тем не менее развал СССР производился именно по этой схеме. А скорость, с которой великая страна скатилась от сплоченности начала 70-х к фактически раздробленности конца 80-х годов прошлого века, свидетельствует о безошибочности этого базового принципа.
Фото. Участники «Бессмертного полка» в Берлине возлагают цветы к российскому памятнику
© Kay Nietfeld | globallookpress.com
В целом культура — понятие широкое и многоплановое: песни, пляски, особенности кухни, архитектура, бытовые привычки, стихи, книги, картины... Все это в единый монолит связывает общая история.
Уже давно неважно, чем, к примеру, вятичи отличались от кривичей или дреговичей. Главное — это русские, которые вместе брали Казань и рубили окна в Европу, присоединяли Крым и покоряли Сибирь, а потом добрались аж до самого Дальнего Востока.
Именно поэтому распад советского народа на отдельные национальности начался сразу, как только вся его общая история оказалась изгаженной, в первую очередь ее самые значимые части. А что у нас есть важнее Великой Победы?
Главная цель глобализма
Глобализм — это что-то вроде всеобщей безвизовой зоны свободной торговли, где устанавливающие законы лидеры эксплуатируют всех, кто в рынок не вписался. Неудивительно, что строительство глобализма непременно начинается с тотального разрушения сложившейся культуры.
Объединенная Гитлером Европа этот вопрос предполагала решать просто и радикально: культуру «неполноценных народов» ликвидировать, как явление, а сами народы превратить просто в население, предназначенное исключительно для обслуживания потребностей высшей расы господ.
Однако в случае с советским народом нашла коса на камень. Мы не просто разгромили вермахт — мы отстояли свое право на культурную самобытность и отдельную идентичность, в доказательство этому сломав хребет всей орде немецко-фашистских захватчиков, потому что стирать нас с лица земли пошли не только немцы.
Помимо союзных Третьему рейху румынской (более 500 тысяч чел), венгерской (около 400 тысяч) и итальянской (около 200 тысяч) армий, под немецким командованием служили многочисленные иностранные добровольческие части: испанская «Голубая дивизия», а также дивизии СС — «Валлония» (французы, испанцы и валлонцы), «Галичина» (украинцы), «Богемия и Моравия» (чехи), «Викинг» (добровольцы из Нидерландов, Бельгии и скандинавских стран), «Денмарк» (датчане), «Лангемарк» (фламандцы), «Недерланд» (голландцы), «Шарлемань» (французы) и целый ряд других.
Все они всерьез полагали, что сумеют ликвидировать наш народ буквально как понятие, но закончилось все взятием Рейхстага и грудой их знамен у подножия Мавзолея на Красной площади в Москве.
Только заплатить за право проведения того парада нам пришлось очень высокую цену. Потребовалось не просто собраться, сплотиться — понадобилось встать буквально плечом к плечу, без малейшей разницы к содержанию «пятой графы» (в советских паспортах пятой графой в документах шла национальность).
Именно поэтому Великая Отечественная война стала не просто вехой в истории страны, она приобрела основополагающее значение, формирующее осознание нами себя как единого народа. Поэтому же, еще с середины 1970-х годов и до середины нулевых XXI века наши иностранные партнеры сильнее всего стремились разрушить именно эту часть нашей общей исторической памяти. И, чего греха таить, был момент, когда уже всерьез казалось, что им это удалось.
Фото. Акция «Бессмертный полк» в Афинах
© George Panagakis | globallookpress.com
Мы помним!
После вакханалии 1990-х дело дошло до растаскивания общей Победы на отдельные куски. Каждая бывшая советская республика стала придумывать свою войну и персональную собственную Победу, настолько отдельную, что известные слова из стихотворения Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто», написанные в 1959 году для мемориала на Пискаревском кладбище в Ленинграде, стали терять смысл.
Однако акция, начавшаяся как своеобразный протест против разрушения нашей культурно-исторической общности, всколыхнула народную память, а через нее — осознание того, что мы все один большой народ. С одной общей страной и одной на всех историей.
Это уже не какое-то абстрактное «Спасибо деду за Победу!» на заднем стекле иномарки. 850 тысяч москвичей, сознательно вставших в строй «Бессмертного полка», — это около 95 стрелковых дивизий по штатному расписанию 1939 года! Так что президент России, в своей речи на параде Победы 9 мая 2017 года очень правильно сказал: «Нет, не было и не будет силы, способной поработить наш народ».
Однако важнее другое. Нашим геополитическим противникам, как внешним, так и внутренним, не удалось даже изолировать «Бессмертный полк» российскими границами. Хотя, конечно, они пытались. За семь лет, в течение которых акция все больше и больше раздвигала свои границы и присоединяла к себе все новые города, чего только ни придумывалось внутренними противниками, чтобы обесценить «Бессмертный полк».
Хотели они, например, как-нибудь раздвинуть рамки еще и на воевавших в Первую мировую или, вместе с полком, как-нибудь обессмертить и лагерные бараки (куда же без кровавой гэбни и заградотрядов), однако начавший вновь себя осознавать народ не принял этих идей.
А что еще важнее, каждый год показывает, что у изрядной доли уехавших из России ментальные связи с Родиной не оборвались. Как сообщает официальный сайт движения, помимо России, 9 мая акция «Бессмертный полк» прошла в Беларуси, Болгарии, Бельгии, Вьетнаме, Великобритании, Германии, Греции, Дании, ДНР, Испании, Италии, Ирландии, Израиле, Республике Корея, Казахстане, на Кипре, в Китае, Канаде, Катаре, Латвии, ЛНР, Мальте, Молдове, Нигерии, Португалии, Панаме, США, Таиланде, Франции, Чехии, Черногории, Швейцарии, Японии.
И даже на Украине: в Николаеве, например, участники оказали жесткий отпор всем попыткам националистов сначала остановить шествие, а потом примазаться к нему с флагами «Правого сектора»*. Флаг растоптали, а провокаторов избили.
И это сделала не полиция, а сами люди, защищавшие то, что полагали святым лично для себя: свою память и своих предков, а также свою настоящую благодарность им за Победу. Потому что мы — народ! И еще потому, что с той коричневой чумой фашизма, которую мы победили, примиряться нужным не считаем.
* Экстремистская организация, запрещенная на территории России