– Игорь Станиславович, вы были председателем жюри на Международном фестивале «17 мгновений» имени Вячеслава Тихонова, какое впечатление произвела на вас программа фильмов и сериалов, какие тенденции в развитии российского кино отметили?
– Двойственное у меня впечатление. Некоторые сериалы поразили своим безразличием к работе с изображением и со звуком, но сценарно были великолепны. Где-то было видно, что актёры не понимают, что играют, а где-то их игра была достойна аплодисментов. Бесспорно, крепко сделан сериал «Нулевой пациент», получивший приз. В полном метре понравилась глубокая работа Натальи Назаровой «Плакать нельзя». Но в целом работа жюри не требовала жарких споров. Я не часто соглашаюсь участвовать в жюри и оценивать работу коллег – не суди, да не судим будешь. Но тут имя фестиваля – Вячеслав Тихонов. Уважение и любовь к этому Человеку и Актёру с большой буквы заставили меня всерьёз отнестись к этому киносмотру.
Отечественная киноиндустрия развивается. Весь вопрос в том, какие цели преследуют мои коллеги, снимая свои фильмы и сериалы, о чём хотят поведать зрителю, и, самое главное, каким себе представляют его, вот что авторам следует очень хорошо знать.
– В целом как время сказалось на российском кино и на фестивальном движении? Как выживает ваш фестиваль «Циолковский»? Насколько он вписывается в круг ваших интересов, касающихся военного, и в целом исторического кино?
– Нынешнее время – совсем не фестивальное. Нам не до красных дорожек и не до декольте перед фотовспышками. Но жизнь не должна останавливаться, и голову пеплом посыпать не стоит. Уверен, что новые реалии помогут нам осознать своё предназначение – мы уже точно не будем прежними. Новое российское кино, если оно будет опираться на базовые ценности и фильмы наших отцов, уверен, прозвучит в самое ближайшее время. А фестиваль «Циолковский» не выживает, а дышит полной грудью, в апреле провели его в четвертый раз, и прошёл он, хотя и без красных дорожек, но при полных залах. Состоялось более 150 событий – показов, творческих встреч, презентаций, церемоний – и каждое нашло своего участника и своего зрителя. Для меня это самое главное. Это означает, что обращение к космосу не только мне лично даёт возможность немного выдохнуть и выглянуть из окопов прошлого и настоящего.
– Какие законы вывели для себя, сняв несколько военных фильмов – от «Брестской крепости» до ленты «Учёности плоды»: как нужно снимать военное кино, чтобы оно не надоедало зрителям, и надо ли его снимать так много, как это делается сегодня в нашей стране?
– Достоверность и эмоциональность – главные составляющие военно-исторических фильмов. Соблюдая эти правила, можно надеяться, что зритель захочет посмотреть такое кино. Часто слышу: «Ну, что вы всё про войну да про войну! Надоело!». И это понятно, особенно в нынешнее время. Людям хочется отвернуться от происходящего, закрыть глаза, спрятать голову «в песок». Но не получится. Идёт война против нас. И надо понимать, что идёт, прежде всего, идеологическая война – против всего русского, и она не сегодня началась. Кино является средством обращения к нации – так было и так будет. Достоверное патриотическое кино должно вызывать чувство гордости за свою страну. Желание соответствовать героям, чувство сопричастности.
Конечно, помните фразу: «Есть такая профессия – Родину защищать!». Родину! Нам надо защищать Родину – каждому на своём месте. По-моему, Черчилль в конце войны сказал: «Хочешь победить врага своего – воспитай его детей! Это долгий путь, но верный!». Вот они и воспитывают нас! И денег на это не жалеют, поверьте... Надо снимать фильмы о войне. Ибо, если не снимем мы, наши враги сделают это за нас. И будут нам показывать, как они выиграли нашу войну. Что это они вошли в Берлин, они спасли миллионы людей от фашистов и русских, «затеявших» весь этот мировой ужас. А через некоторое время наши победы и достижения и вовсе вычеркнут из истории.
Историческое кино рассказывает о событиях нашего общего прошлого – порой трагических, горьких событиях. Очень сложно объяснить нашим внукам – как брат мог пойти на брата во время Гражданской войны, как можно было развалить великий Советский Союз… Но рассказы о наших свершениях и победах, о стойкости наших предков, если рассказано обо всём достоверно и правдиво, остаются в памяти, вызывают чувство общности и единения. Единственное, до сердца человека не достучишься, если ты врёшь. А достучаться необходимо – в этом и заключается наша задача. И пока у меня хватит сил, душевных прежде всего, я буду снимать военное кино.
– Расскажите о новых проектах студии «Военфильм», в частности, о Московском ополчении.
– В канун Дня Победы у нас вышел сериал «Позывной "Журавли"» – о фронтовых разведчиках, фильм полностью снят на киностудии «Военфильм» в Медыни. Продолжаем работу над сериалом «По зову сердца» – о народном ополчении. Фильм посвящён трагическим событиям октября 1941 года, жертвенному подвигу московских ополченцев – простых людей, по зову сердца пошедших защищать свой город и почти полностью погибших в катастрофе «Вяземского котла».
В основе сценария – воспоминания ополченцев и фронтовиков. Несколько судеб главных героев сплетены в фильме в общую канву, у них типичные вехи в биографиях: добровольная запись, боевая подготовка, многокилометровые переходы, тысячи кубометров вырытой земли на оборонительных рубежах, присяга, вливание в кадровую армию, ожидание встречи с врагом, первые бои, гибель товарищей. Потеря командования, сумятица, хаос, бои, отчаянные прорывы из окружения и гибель от рук мощного и беспощадного врага, задержанного, тем не менее, на две драгоценных недели на пути к Москве.
Работая над фильмом, стараемся не давать оценок произошедшему, не искать виноватых, а попытаться понять то поколение, чьи портреты несём во время «Бессмертного полка». Понять, как они смогли выдержать выпавшее на их долю испытание. Это поклон им. Это гимн силе их духа. Ради того, чтобы мы, ныне живущие, знали и помнили.
– Как восприняла публика фильм «Учёности плоды»? Лично в вас как отозвалась работа над этой картиной, стал ли вам Пушкин ближе?
– Это более тонкая работа – она намного сложнее для зрительского восприятия. Что такое русский дух внутри нас, когда мы не отдаём «своего», порой даже не понимая, какая ценность у всех нас – русских – есть! Мы не осознаём причин наших поступков, но внутри нас живёт что-то такое, что нельзя отдать врагу ни при каких условиях. Наш герой говорит фразу – забавную, но в то же время очень много дающую для понимания нас самих: когда у него спрашивают, ты вот говоришь: «Пушкин, Пушкин», – а ты его читаешь вообще?!». Он отвечает: «Я Пушкина не читаю – достаточно того, что я им горжусь». Во как даже…
Думаю, что, посмотрев наш фильм, многие люди – не только русские – захотят почитать Пушкина: что же в нём такого удивительного, что заставляет русских так гордиться своим гением? А знаете ли вы, что если читать Пушкина вслух, у человека возникают положительные биополя, а в помещении меняется частота! Хотя, когда слушаю стихи Пушкина на немецком, меня коробит, покрываюсь какими-то мурашками, потому что мне это неприятно. Русское слово – оно совершенно иное. Наверное, кто-то может читать Пушкина по-немецки и по-английски, но он не сможет воспринять его так, как воспринимаем мы, что в корне очень правильно. Стихи Пушкина – это какая-то мелодия души, которая, мы даже не понимаем, почему она так в нас звучит, но она звучит именно так! Эту музыку почувствовал композитор фильма – мой друг Сергей Шустицкий. И сюжет фильма построен не прямолинейно, он намного глубже, чем сюжет просто патриотического кино. Думаю, многие не сразу правильно воспримут, скажем так, первую половину картины, будет даже некоторое отторжение. Но досмотрите до конца, и вы узреете мой посыл.
– Часто ли смотрите телевизор, как вам, актеру, в том числе комедийного жанра, нынешние юмористы? Стали ли вы менее весёлым человеком за годы?
– На телевизор совсем нет времени и сил. Да, я не весел. Совсем.
– Бываете ли в Беларуси, есть ли совместные проекты, как это было в прошлом?
– Надеюсь на это. Готовим сериал об Андрее Громыко и партизане Минае Филипповиче Шмырёве.
– Говорите, что не веселы. А что помогает вам пережить негативные эмоции, которых немало у всех нас в последнее время?
– Я не весел, но и не угрюм, как видите. А положительные эмоции получаю от того же, от чего и ранее получал – от людей, от природы, от познания и любви.
P.S. Игорь Угольников, заслуженный артист РФ, лауреат Госпремии РФ им. Маршала Советского Союза Г.К. Жукова, известен как ведущий юмористических программ «Оба-на!», «Оба-на! Угол-шоу», «Доктор Угол» и «Добрый вечер», выходивших 1990-е. Снимался в кино, работал в театрах им. Гоголя, МХТ, Сатиры, набирался опыта в Нью-Йорке. В 1996-1997 годах был зам. директора в Дирекции ТВ-вещания ВГТРК, в 2006-2017-ом – председателем Телерадиовещательной организации Союзного Государства России и Белоруссии (ТРО Союза), с 2008 года – ведущий ток-шоу «Время Союза» на этом телеканале. Автор идеи и генпродюсер фильмов «Брестская крепость», «Батальонъ», киноальманаха «Первая мировая война.WW1», продюсер «Подольских курсантов», режиссёр фильма «Учёности плоды». Основатель и гендиректор студии «Военфильм», президент Международного кинофестиваля фильмов и программ о космосе «Циолковский».
Беседу вела Нина Катаева