В условиях, когда окружающая нас информационная обстановка меняется очень быстро, и каждое утро повестка дня включает в себя десяток новых срочных и шокирующих новостей, умение концентрировать внимание на действительно важных вещах, отделять значимое от второстепенного и замечать тенденции, а не только отдельные факты, становится крайне необходимым каждому, кто хочет управлять собой и своей жизнью.
В этой статье речь пойдёт о тенденциях в современных мультфильмах. Важная ли это тема? Если у вас есть дети, или вы представляете себя в будущем как семейного человека – то ответ очевиден. Если вы живёте сегодняшним днём, то проходите мимо, вас вряд ли заинтересует то, какими людьми через 20 лет вырастут дети, чьё мировоззрение во многом будет сформировано современной мультипликацией. Если вы наивно считаете, что кинематограф – это просто инструмент развлечения, практически никак не влияющий даже на юного зрителя, то переубеждать не станем – заблуждаться ваше право.
В мае этого года на широком экране во всём мире, в том числе и в России, показали мультфильм «Angry Birds в кино», сделанный по одноимённой игре. Картина, как по содержанию, так и по форме подачи вполне стандартная для современной мультипликации, возрастное ограничение 6+.
Основной сюжет хоть и выглядит на первый взгляд достаточно трогательным и милым, но в большей степени носит антивоспитательный характер, проще говоря, учит плохому. Главный герой – птичка по имени Ред – с детства не может справиться с приступами гнева и злости, из-за чего попадает во всевозможные неприятности. Когда это надоедает жителям птичьего городка, Реда отправляют на курсы перевоспитания, где он знакомится ещё с несколькими асоциальными элементами, неспособными себя контролировать.
Но дальше по сюжету город птиц атакует отряд свиней и похищает все яйца, и теперь только главный герой и его новые друзья могут спасти ситуацию. Для этого они обучают всех других птичек становиться злыми и рассерженными (отсюда и название «Angry Birds» – т.е. «Злые птицы») и отправляются на войну, чтобы в лобовой атаке победить свиней. То есть по факту при просмотре мультфильма у ребёнка формируется впечатление, что не контролировать проявление своих негативных эмоций, психовать, кричать, срываться, драться (в мультфильме множество подобных сцен, показанных с юмором) – это не только нормально, но практически единственная выигрышная стратегия поведения.
Достигается этот эффект, прежде всего, тем, что все остальные жители города птиц показаны полными идиотами, вдобавок ко всему самовлюблёнными и наглыми, и на их фоне вполне закономерно, что несдержанное и глупое поведение главных героев выглядит вполне адекватным. Весьма символично, что даже мифический орёл, которому поклонялись пернатые, оказался растолстевшим лентяем, который даже летать разучился.
Собственно, этот смысловой посыл мультфильма – вполне закономерный итог экранизации игры, построенной по принципу «стреляй-разрушай», единственное предназначение которой – убивать свободное время взрослых или отвлекать детей, когда взрослым нет до них дела.
При желании в картине можно увидеть и политический подтекст, так как все столкновения по сюжету разворачиваются между местными культурными птичками и «понаехавшими» свиньями, к которым хозяева проявляют изначально слишком толерантный подход. Но и при таком рассмотрении подоплёки мультфильма никаких конструктивных идей в нём нет, так как весь конфликт свёлся исключительно к силовому методу решения проблемы. Решать миграционные вопросы путём насилия – это путь в никуда.
Стоит отметить, что концовку создатели подсластили сладкой пилюлей, и Ред одолевает главного свина не с помощью злости, а с помощью хитрости, но общего сюжета это не меняет. Наоборот, хэппи-энд в виде спасения яиц и уничтожения всех свиней закрепляет у юных зрителей позитивную установку на приемлемость неконтролируемых негативных эмоций в поведении. Стоит ли говорить, что в реальной жизни приступы гнева и злости могут служить только помехой в решении любых вопросов.
Речь идёт не о том, что надо полностью отвергать какие-то эмоции, в частности, негативные. Приступы злости, ненависти или ярости возникают не на пустом месте (даже если сходу понять причину сложно, она всё равно есть), они являются сигналом организма о том, что что-то не в порядке. И в этой ситуации проигнорировать этот сигнал – это, по сути, то же самое, что и «закрыть глаза на проблемы». Но и принимать негативные эмоции за норму, что показано в мультфильме, тоже нельзя. Необходимо попытаться понять, что вызвало приступ злости, проанализировать ситуацию, увидеть причины возникновения негативных эмоций и на основании сделанных выводов, изменить что-то в себе или в окружающей обстановке (или в своём отношении к ней) с тем, чтобы в дальнейшем такие моменты возникали как можно реже.
Тенденции в современных мультфильмах
А теперь о тех самых тенденциях в современных мультфильмах. Их мы рассмотрим на примере всё тех же «Angry Birds», но читатели наверняка вспомнят аналогичные примеры из других картин для детей.
Сначала то, к чему большинство уже привыкло и даже не считает чем-то ненормальным – это всевозможные удары, падения, шлепки, толчки и прочие формы проявления агрессии и насилия. Обычно это подаётся как нечто безобидное и забавное, над чем можно просто посмеяться. В частности, мультфильм «Angry Birds» начинается с полутора минут беспрерывной череды падений главного героя с комментариями в стиле «мои бубенцы…» (это при ударе веткой в пах). После чего Ред всё-таки успевает доставить заказанный торт, но из-за наглого поведения заказчика размазывает этот торт ему по лицу. В целом, каждая вторая шутка в мультике основана на агрессивности или страданиях персонажей.
Второй момент, повсеместно захлестнувший сначала взрослый кинематограф, а теперь и детский, – этопошлость. Здесь остановимся подробнее. Во-первых, это шутки на интимные темы:
10-ая минута: Ред при виде мамы с большим количеством птенцов выдаёт такую фразу «Птицы уже не предохраняются что ли?».
54-ая минута: Орёл подглядывает за купанием одной из птичек, за что Ред называет его «старым развратником», а орёл сладострастно протягивает «о да…»
60-ая минута: «Свиньи похитили ваших детей, и что нам делать? Мы будем делать новых детей! Дамочки, налетай поскорей, сегодня будет фантастическая кладка!» (этот монолог сопровождается соответствующими жестами персонажа).
На 29-ой и 37-ой минуте на фоне соответствующего видеоряда герои обсуждают нудистов и стриптиз.
Во-вторых, это переодевание мужских персонажей в женские наряды и в целом несвойственное их полу поведение. Так, на 41-ой минуте друг Реда по имени Чак появляется с маской на лице и бигуди на голове с фразой «давай это останется между нами, чувак». На 86-ой минуте все три главных героя обсуждают, какой у них педикюр. По словам Чака, они «пошли на педикюр, потому что этого достойны».
В-третьих, мультфильмы всё чаще акцентируют внимание на пятой точке персонажей. Речь идёт и о том, что камера регулярно заостряет внимание зрителя именно на этой части тела, и о том, что мягкое место становится поводом для шуток. Чтобы этот аргумент не показался надуманным, посмотрите нарезку видеоотрывков из мультфильма «Angry Birds». Обратите вниманием, что во всех случаях в кадре мужские персонажи.
Другая тенденция, которая уже стала практически нормой, это допустимость использования в мультфильмах сленга и ругательств. В «Angry Birds» постоянно звучат такие слова и выражения как: «чувак», «полное фуфло», «стремновато», «потусоваться», «круто», «оклюветь», «охрюнеть», «хвост вам в клюв», «какого хрюка», «какого хрю они делают» и т.д. Множество слов-паразитов – «типа», «как бы», «ну». При этом российскую версию мультика пригласили озвучивать в том числе резидентов Comedy Club Семёна Слепакова, Александра Ревву и Тимура Родригеза, которые большинству населения знакомы своим туалетным юмором.
Дополняет картину и обилие шуток на тему испражнений, отрыгиваний и прочих выделений. Например, вся 47-ая минута разбираемого мультфильма посвящена тому, как орёл (тот самый, который служил символом города птиц) мочится в озеро, из которого герои до этого пили воду. На 6-ой минуте главному герою сова дважды чихнула с соплями в попкорн; на 16-ой минуте звучит шутка про птичий помёт; на 22-ой минуте мама «натошнила» своим птенцам в их пакеты для завтрака то, что сама ранее кушала (эта сцена показана с характерными звуками отрыгивания).
С какими целями создатели наполняют мультфильмы подобным содержанием, каждый читатель может поразмышлять самостоятельно. Заодно рекомендуем подумать и над тем, как выстроена система кинокритики в России, если все рецензии, опубликованные на этот мультфильм официальной прессой, оказались положительными (http://www.kinopoisk.ru/film/609618/press/).
Независимо от итога ваших рассуждений, настоятельно рекомендуем показывать детям, прежде всего, советские мультики (скачать с торрентов всю базу можно за час), обсуждать просмотренное и учитывать, что поход с ребёнком в кинотеатр – это в большинстве случае лотерея, в которой вы сами платите за то, чтобы «остаться в дураках».
Насилие:
Избыток насилия и агрессии, боль и страдания героев показаны с юмором.
Секс:
Обилие шуток на интимные темы.
Наркотики:
На вечеринке герои держат в руках фужеры с коктейлями, в одной из сцен отрицательный персонаж показан с бутылкой вина.
Мораль:
Мультфильм формирует у юных зрителей преимущественно вредные модели поведения. Подавляющее большинство юмора и шуток основаны на ругани, пошлости, глупости и насилии.
В картине присутствуют следующие признаки вредного мультфильма:
-
Главные герои мультика ведут себя агрессивно, жестоко, калечат, убивают, причиняют вред. Причем все подробности этого «смакуются», даже если всё это подано под маской юмора.
-
Плохое поведение персонажей по сюжету либо остается безнаказанным, либо даже ведет к улучшению их жизни: получению признания, популярности, богатства и т.д.
-
В сюжете демонстрируется опасное, в случае попытки его повторения в реальной жизни, для здоровья или жизни поведение.
-
В мультфильме персонажам присуще поведение, нестандартное для их пола: мужские персонажи ведут себя по-женски, женские — по-мужски.
Дмитрий Раевский