Считается, что джаз – удел зрелых, искушенных в жизни людей, а оказывается это далеко не так. Джаз, пожалуй, самое загадочное явление музыки. Этакий Бермудский треугольник гармонии – кто в него попал, тот уже не выберется и навсегда останется служить тайному миру звукосочетаний. Про джаз говорят, что это математика музыки, джазмены – гроссмейстеры музыкальных стандартов, способные выстраивать из черно-белой магии нот немыслимые комбинации. А тут… ребенок, девятилетняя девочка играет классику джаза.
Алиса Рогулина исполняет«Take a train» Стрейнхорна и Эллингтона – и не то что не путается пальцами в паутине арпеджио и аккордов, пытаясь сохранить ритмический рисунок оригинала, но и придумывает, сочиняет что-то свое на ходу, надстраивая над стандартом Стрейхорна и Эллингтона свою наивную пирамиду звуков.
Зрители аплодируют, а педагог пытается внушить со строгим видом:
- Алиса, мы же договорились играть по строго заданной схеме, а ты?!
- Я и сама не поняла, как залезла в другой регистр и как из него выбралась, - оправдывается ученица.
Алисе было лет пять, когда она увлеклась джазом. В этом возрасте девочки играют в куклы, а Алиса разучивала «Summertime» Гершвина для конкурса «Бэби-джаз», который каждый год проходит в Челябинске.
- Вы представляете, такая маленькая кроха выходит на сцену с игрушечной змейкой. Все ожидали от нее «детской игры» двумя пальцами, а Алиса с воодушевлением сыграла Гершвина и в конце хвостом этой самой змейки сделала глиссандо - ручки-то еще маленькие, - с улыбкой вспоминает Людмила Байдина, педагог Алисы.
Мало того, что «ручки еще маленькие», так ведь и палец был в пузырящейся мозоли от бесконечной игры на компьютере. Теперь Алиса считает себя взрослой и «глупые игры» с компьютерной мышкой забросила. Да и времени на пустяки не хватает. Алиса Рогулина учится и в соседнем со школой искусств лицее «Наука».
Бывает, в день отдувается сразу за две олимпиады по школьным предметам. Надо наверстывать все, что пропустила из-за частых отлучек на разные конкурсы.
Накануне Нового года Алиса Рогулина привезла в родной Челябинск бронзовую медаль мегапопулярного и серьезного международного конкурса «Gnesin-Jazz-2015», что завершился в Москве. Девятилетняя пианистка из Челябинска получила третью премию в номинации «Детское джазовое творчество». Диплом Алисе вручал лично Анатолий Кролл – патриарх отечественного джаза, народный артист России, известный композитор и дирижер, родившийся в Челябинске, окончивший здесь музыкальное училище имени П.И. Чайковского по классу фортепиано.
- На конкурс «Gnesin-Jazz-2015» меня пригласил Анатолий Ошерович Кролл. – Рассказывает Алиса. - В июне в Челябинске прошел фестиваль «Какой удивительный мир», там меня и заметил Анатолий Ошерович.
Вручая Алисе диплом, председатель жюри А. Кролл объявил залу, что горд за Урал, за Челябинск, в котором рождаются такие самородки, как Алиса Рогулина.
На конкурс в Москву Алису привез папа. Строгий по жизни мужик, но и он поднес платок к глазам после слов маэстро Кролла. А ведь сам учил дочь не распускать нюни, когда выигрывал у ребенка партию за партией в шахматы. А если серьезно, то в общем далекий от джаза папа Алисы, как может, помогает дочери осваивать этот непростой мир. Вместе выкладывают в социальные сети видеоклипы Алисы – ее игру комментируют профессиональные джазмены из Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга… И даже из Мюнхена и Сиднея!
На Новый год в «музыкалке», где учится Алиса, поставили джазовую оперу «Мэри Поппинс». И сценарий, и либретто, и костюмы сочиняли, писали, придумывали, шили сами - дети, педагоги, мамы и папы.
- Какую мечту загадала под бой курантов? – Спрашиваю Алису, прощаясь.
- Создать свой джазовый коллектив из одноклассников – фортепиано, ударник и бас.
Анатолий Кролл и Алиса Рогулина
Анна Рыкова