Русские Вести

А ну-ка, девушки!


Валентин Катаев в своих мемуарах «Алмазный мой венец», помимо всего прочего, вспоминал девушек и женщин своей молодости, сгруппировав их по типам и видам. Получилось тонко, но ехидно, с подколками: «Итак: высший тип женщины — небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных, как розовый лепесток, стройная, поражающая длиной загнутых ресниц, благоухающая духами Коти, и даже Герлена. Продукт нэпа. Она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Её можно видеть в “Метрополе” вечером. Она танцует танго, фокстрот или тустеп с одним из своих богатых поклонников вокруг ресторанного бассейна.

Следом за небожительницей в ранге красавиц идёт хорошенькая девушка более современного полуспортивного типа, в кофточке джерси с короткими рукавами, с ямочками на щеках и на локотках, чаще всего азартная любительница пинг-понга.

После идёт таракуцка (погремушка из высушенной тыквочки. — Авт.) — наиболее распространённый тип молоденьких, хорошеньких, круглолицых девушек, чаще всего из рабочего класса. Они были большие модницы, хотя и одевались стандартно: лихо надетые набекрень белые суконные беретики, аккуратные короткие пиджачки, нарядный носовой платочек, засунутый в рукав, в волосах сбоку пластмассовая заколка. Они были самостоятельны, независимы, улыбчивы.

Далее шли женщины неприятные, и среди них самый неприятный тип была холера — тощая, очень чернобровая, с плохими зубами, висящими космами прямых волос и пронзительным индюшачьим голосом. Бывали случаи, когда небожительница перерождалась в холеру, а холера каким-то образом перерождалась в небожительницу, но это случалось редко.

Первый день творения — очень молоденькая, рано созревшая, малограмотная, с неразвитой речевой артикуляцией, испуганными глазами на толстом свекловично-багровом лице, каким-то образом очутившаяся в большом городе и показывающая прохожим листок бумаги, на котором каракулями написан адрес, который она разыскивает. Первый день творения чаще всего поступала на фабрику и с течением времени превращалась в таракуцку».

Несмотря на то, что описание пространное (оно дано тут в сокращении), а дефиниции метки да остроумны, городских типажей было куда как больше. В этом легко убедиться, посетив роскошную выставку «Москвичка. Женщины советской столицы 1920–1930-х», проходящую в Музее Москвы на Зубовском бульваре.

Экспозиция — межотраслевая, художественно-публицистическая. Произведения живописи, графики, ваяния соседствуют с плакатами и декоративно-прикладным искусством. Как принято на современных выставках, знакомые картины перемежаются с малоизвестными или вовсе неведомыми. Доставать из запасников и являть публике — это ведущая концепция всех музейных проектов.

На сопроводительном стенде «Женщина и революция» — важнейшие вехи и смыслы. Да, тотальное раскрепощение, но с другой стороны — умножение обязанностей. Равноправие означало и уважение к «слабому» полу, и повышение требований к женщинам. Тот пол больше не слаб! Кисейная барышня — не наш выбор, равно как и забитая деревенская баба. Кумачовые лозунги кричали о включении в активную деятельность, участии в политической и общественной жизни, расширении возможностей. Выбирать и быть избранной, руководить, направлять, но вместе с тем не быть зависимой от мужчины и — мужа.

Основной типаж — труженица, фемина в красной косынке у станка. На стендах — разнообразные плакаты, призывавшие идти в индустрию, не замыкаться в домашне-бытовой среде. Повсеместно возникали фабрики-кухни, где можно взять готовый обед, не корпеть над примусом и плитой. Малышей — в ясли и детский сад. В будущем, как писали в брошюрах, детей будет воспитывать само государство.

Тут же — обложки журнала «Работница». Первый его номер возник ещё до революции, в 1914 году по инициативе большевиков — в целях защиты женщин и пропаганды «красных» идей. В 1920–1930-х годах, как и позже, в «Работнице» печатались не только программные материалы да передовицы, но и выкройки, полезные советы, рассказы, в том числе и о любви.

В межвоенный период, именуемый красивым словом Interbellum, в искусстве прославлялась физическая сила, телесность. Дивна знаковая вещь Александра Самохвалова «Метростроевка у бетоньерки» (1937)! Художник часто бывал на заводах, стройках, в гуще событий, воспевая мощь современной Афродиты. Интересно, что модная пресса транслировала тонкий-звонкий идеал — с длинными ногами и узкими бёдрами, а-ля Марлен Дитрих, тогда как искусство рождало совсем иные формы: тяжеловесные и вместе с тем победительные.

Непременный тип 1920–1930-х годов — спортсменка, и, как выразились Илья Ильф с Евгением Петровым в «Золотом телёнке»: «У Зоси был тот спортивный вид, который за последние годы приобрели все красивые девушки». То есть красивая и спортивная — это синонимы. В экспозиции — сразу несколько известных плакатов. Среди них выделяется работа Александра Дейнеки (1933), его метательница диска, богиня с развевающимися волосами изображена на фоне тренирующихся мужчин — ворошиловского стрелка, бегунов, мотоциклистов. Примечательно, что именно женская фигура тут ведущая. Этакий символ освобождения. Рисунок сопровождён стихами: «Работать, строить и не ныть! / Нам к новой жизни путь указан. / Атлетом можешь ты не быть, / Но физкультурником — обязан!»

Где спортсменка, там и воительница. Девушки должны в едином порыве вставать в строй — бегать в противогазах, стрелять, прыгать с парашютом. Такие валькирии считались наиболее привлекательными невестами. Хороша девчонка с картины Ивана Куликова «Юнгштурм» (1936)! В те годы в молодёжную моду вошла форма немецкого юнгштурма — тельмановского комсомола. Предполагалось, что германские коммунисты вот-вот придут к власти, но история, увы, распорядилась иначе. А юнгштурмовка осталась в СССР как знак солидарности с европейским рабочим классом. Тогда мыслили, что называется, классово и надеялись на мировую революцию.

А вот и парашютистки. На полотне Константина Дорохова «Перед прыжком» (1937) мы видим сильных девчат, которые готовятся совершить маленький подвиг — большие подвиги ещё впереди!

Особый тип воительницы — лётчица. Вообще, эта профессия была невероятно популярной в межвоенную эру. Как в стихах Агнии Барто: «А чего мне хочется? Стать, ребята, лётчицей». Или как у Сергея Михалкова: «Мама лётчик. Что ж такого?» Дескать, норма для нашего социума. Путь в небо воспринимался как постижение высоты духа.

Вот — плакат графика Петра Караченцова «Каждый колхоз, каждый завод лётчика даст в наш воздушный флот!» (1936). Показана юная дева в лётной форме, провожающая аэроплан. Классически выверена работа Константина Юона «Портрет лётчицы Марии Зимовой» (1937). Сергей Герасимов представлен коллективным портретом Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой (1939) — трёх великих героинь, покоривших пространство.

Революция вызвала к жизни тип женщины-творца. Конечно, дамы-художницы, поэтессы, писательницы были всегда, но советская цивилизация сделала это явление массовым. Об этом говорят многочисленные автопортреты. Большой раздел посвящён Вере Мухиной — легендарному ваятелю главнейшего символа, «Рабочего и колхозницы», в коем соединилась античная грация со стремлением в грядущее. Мухина показана как разносторонняя личность, делавшая эскизы для модного журнала «Ателье» в 1923 году, создававшая посуду, рисовавшая скетчи.

Творчество невозможно без муз, и мы наблюдаем портреты жён художников. Вот работа Петра Кончаловского, где изображена его супруга — Ольга Сурикова-Кончаловская (1925), а тут — совсем в иной манере написанный портрет жены Александра Лабаса — Раисы Идельсон (1930-е гг.). К слову, сия дама была и сама неплохим живописцем, а до того, как стать музой Лабаса, жила в законном браке с Робертом Фальком. Что ж… В интеллектуально-богемной среде и не такое случается! Обращает на себя внимание портрет жены (1934) Фёдора Антонова. Театральный декоратор Любовь Силич стоит в чёрном шёлковом платье, выгодно подчёркивающем её статную фигуру.

Когда мы говорим «звезда по-советски», то прежде всего подразумеваем Любовь Орлову, настоящую аристократку, с блеском игравшую ткачих, почтальонов, домработниц и артисток цирка. Белокурая королева экрана, сотканная по голливудскому канону режиссёром Григорием Александровым, была идеалом красоты и работоспособности для миллионов зрителей. В экспозиции целый раздел посвящён Орловой: фотографии, личные вещи, кадры из фильмов, красочные постеры, где она предстаёт то простой, то — роскошной.

А вот звезда балета — фотография юной Галины Улановой в спектакле «Золотой век» на музыку Дмитрия Шостаковича. Рядом эскизы костюмов к этому действу, созданные Валентиной Ходасевич. Сюжет балетной постановки фееричен. Действие разворачивается на Западе во время промышленной выставки «Золотой век», куда прибывает советская футбольная команда. В одного из футболистов влюбляется танцовщица — Дива. Наших футболистов арестовывает тамошняя полиция, но затем следует триумфальное освобождение. Кстати, Галина Уланова исполняла партию Комсомолки, а не Дивы. В том балете, премьера которого состоялась в 1930 году в Ленинграде, ощущалась квинтэссенция всех авангардных течений — в музыке, движении, декорациях. «Золотой век» считается пиком экспериментального театра, после чего пошёл откат к привычной классике.

Валентина Ходасевич была не только театральным художником, но и автором обложек для дамской прессы. На выставке представлены обложки популярного журнала «Искусство одеваться», а мы переходим к ещё одной ипостаси советской девушки, женщины — к моднице. Вопреки расхожему мнению в СССР была мода, и к ней относились как к искусству, о чём говорит даже наименование этого журнала.

В 1920-х годах были попытки создать свои модные концепции, разумеется, с оглядкой на Париж, но тем не менее самобытные. Имеется в виду не «русский стиль», а нечто, связанное с футуро-тенденциями и конструктивизмом. К началу 1930-х эти революционные порывы затихли, и советская мода вошла в общеевропейское русло.

В связи с этим небезынтересна судьба актрисы-щеголихи Анель Судакевич, блиставшей в немом кино, а потом резко поменявшей профессию — Судакевич сделалась одним из ведущих модельеров. Икона стиля эпохи НЭПа стала одевать других. На выставке мы видим платья, сконструированные по её рисункам.

Итак, советская женщина, девушка, москвичка — это и жена, и мать, и созидательница, а если надо, то и непреклонный боец. Умение быть и стойкими, и мягкосердечными, и храбрыми, и смешливыми — эти качества позволили стране выстоять в самой жестокой бойне. Хлипкие плечики просто не вынесли бы труда, битвы, материнства. Наши бабушки и прабабушки были героинями самим фактом своего существования. Об этом следует помнить.

Неизв.худ. Плакат 1921 года

Александр Самохвалов. Метростроевка у бетоньерки, 1937

Елена Мельникова. Экскурсия на завод Шарикоподшипник, 1937

Плакат и журнал Работница

Под защитой союза при равном труде мужчине и женщине зарплата наравне

Александр Дейнека. Плакат 1933 г.

Константин Юон. Портрет летчицы М.С. Зимовой, 1937

Иван Куликов. Юнгштурм, 1936

Константин Дорохов. Перед прыжком, 1937

Петр Караченцов. Плакат Каждый колхоз. 1936

Сергей Герасимов. Портрет Героев Советского Союза т. Гризодубовой, т. Осипенко и т. Расковой, 1939

Рисунок Веры Мухиной для журнала Ателье 1-1923. Рабочий и колхозница. Ваза Астра

Надежда Кашина. Автопортрет, 1939

Петр Кончаловский - Портрет жены художника Ольги Суриковой Кончаловской (1925 год)

Александр Лабас. Портрет жены художника, 1939

Федор Антонов. Портрет жены художника, 1934

Сергей Луппов - Пляж на Москве-реке (близ Ленинских гор) (1937 год)

Афиша фильма Светлый путь (1940 год)

Галина Уланова в балете Золотой век. 1930-е гг.Эскиз Валентины Ходасевич

Борис Мессерер - Портрет матери Анель Судакевич (1960-ые гг.)

Валентина Ходасевич. Обложки

Александра Кольцова-Бычкова. Эскиз рисунка для ткани, 1920-е гг.

Галина Иванкина

Источник: zavtra.ru