Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства.
В распоряжении Юрия Яковлева был джип «Виллис». Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт Международных отношений. И вдруг — как знак свыше — появилась мысль о ВГИКе...
...Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: «некиногеничен». Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором — тройка. А дальше... Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: «Снимайся у Рязанова!» Но правду говорят, что «гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия». И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евг. Вахтангова.
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака «Горя бояться — счастья не видать». В этом же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей — Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы — звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия», загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически — гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Последняя по времени роль — Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые». Яковлевский персонаж — очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным «вахтанговцем».
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето». В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии «Идиота», поставленной Иваном Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в «Человеке ниоткуда», однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной «Гусарской балладе» (как снимали фильм)и Ипполита в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации «Анны Карениной» (История создания фильма), созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева — комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где актер сыграл сразу две роли — управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия «Кин-дза-дза», в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», в драме Валерия Приемыхова «Штаны», в фильме Сергея Овчарова «Левша» (Николай I) и в телесериале «Графиня де Монсоро» (барон де Меридор).
Юрий Яковлев с любовью говорит о своих ролях:
«Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось».
Ипполит: «Мое отношение к Ипполиту — это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы — родственные души».
Поручик Ржевский: «Гусарская баллада» идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом — о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».
«Кин-дза-дза» — это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко».
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорит редко: «Это другое».
Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Юлия Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна прожили четыре десятка лет.
Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.
Юрий Васильевич любил читать русских классиков, особенно — А.П. Чехова, предпочитает классическую музыку, обожал и хорошо знал старую Москву. С удовольствием собирал грибы. Увлекался спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой, фигурным катанием.
В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книга Юрия Васильевича Яковлева «Альбом судьбы моей».
Карьера в кино Яковлева могла бы начаться классически, словами: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?». Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: «Кислятина». Но... после проб Яковлева больше не позвали. Так он не сыграл в фильме «Тимур и его команда».
Известные выражения героев Юрия Яковлева стали «крылатыми выражениями » у народа.
Послесловие
Выдающийся актер театра и кино, народный артист СССР Юрий Яковлев скончался в ночь на субботу, 30 ноября 2013 года, на 86-м году жизни.
«Мы не ожидали такого страшного конца. Да, была слабость, он извинялся, что подводит, но мы рассчитывали, что 3 и 4 декабря Юрий Васильевич обязательно выйдет в спектакле «Пристань», который он так любил, спектакль, который всех нас объединяет, и вот теперь потеряна такая важная нота в этой симфонии — нота Юрия Яковлева, — сказал РИА Новости худрук театр им.Вахтангова Римас Туминас. — Я очень ценю и даже не столько талант Юрия Васильевича — он безусловен, сколько боль души, нежность. Такие как он, как духи, незримо создающие театральную душу, наш дом, нашу семью. Нежность и величайшее тонкое знание своей профессии. Иногда он как бы неожиданно для себя предлагал какие-то нюансы, черты и, как бы извиняясь, так сладко принимал оценки. Вот эта нежность и боль души и составляют чудо актера Юрия Васильевича Яковлева. Светлая ему память».