Сегодня в нашем проекте 20 век в цвете 1907 год.
Даже страшно себе представить, что мир, существовавший 110 лет назад, мог быть запечатлён на цветной фотографии.
Причём именно 1907-й стал для неё по-настоящему рубежным: в свободную продажу поступили запатентованные ещё в 1904 г. пластинки "Автохром" фирмы братьев Люмьер.
Это событие имело двоякое значение: с одной стороны, цветная фотография впервые стала доступна широкому кругу любителей.
С другой стороны, весьма несовершенный, с плохой цветопередачей и большой зернистостью автохромный метод стал "забивать" более старый цветоделительный метод, который ещё в конце 19 века позволял получить снимки неподвижных объектов почти равные по качеству современной цифровой фотографии! Съёмка через три фильтра была слишком сложной и дорогой, поэтому верность ей сохранили лишь отдельные энтузиасты, такие как Адольф Мите и С.М.Прокудин-Горский.
К сожалению, до нас дошёл едва ли каждый сотый снимок из сделанных в 1907 году, но даже имеющиеся немногие образы позволяют почувствовать колорит эпохи.
Первая цветная фотография того года была сделана 1 января в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями (ныне это территория Киргизии). В состав экспедиции Императорского Русского географического общества для наблюдения солнечного затмения входил С.М.Прокудин-Горский (на фото он стоит у трубы телескопа). Затмение ему запечатлеть не удалось по причине густой облачности, но вот почти вся группа разочарованных учёных попала в кадр (см. заглавное фото).
Полный список всех участников той экспедиции известен поименно благодаря официальным отчётам. Среди них был сын великого учёного Василий Менделеев (конструктор первого русского танка). Ни в одном документе не упоминается про участие в походе женщины, но на снимке она есть! Её имя остаётся загадкой.
Спустившись с гор, Прокудин-Горский сел на станции Черняево в спецвагон Палаты мер и весов и отправился фотографировать экзотический для европейцев мир Бухарского ханства и Туркестана.
Бухарский чиновник у дверей загородного дворца эмира в саду Шир-Будун, январь 1907 года:
Самого эмира Прокудин-Горский будет снимать позднее, в 1911 году.
Такой вот каприз фотоистории: мы до сих пор не можем найти цветных снимков дореволюционной Москвы, а Бухара уже в 1907 году запечатлена во всех красках!
Огромный 47-метровый минарет Калян, который на русских открытках того времени именовали обычно как "башня смерти":
Бухарцы с любопытством смотрят в сторону русского фотографа. Для них вообще это дело было в новинку: снимков Бухары ранее конца 19 века не известно. До установления русского протектората любопытных иностранцев с камерами просто казнили как шпионов!
Парадные ворота в бухарский "кремль" — крепость Арк, служившую дворцом эмира:
В оригинальном разрешении даже увидеть время на часах!
Кажется, за 110 лет этот символ Бухары практически не изменился.
Повернув камеру вправо, Прокудин-Горский запечатлел бравого сарбаза, представителя немногочисленного ханского воинства:
В Бухаре Прокудин-Горский снимал такое, что в самой России снимать бы не решился по цензурным соображениям.
Например, печально известный по рассказам путешественников бухарский "клоповник" — примитивную тюрьму, именуемую у местных "зиндан":
Заключенные питались только тем, что приносили им родственники.
На ту же тему был сделан снимок "Скованные узники":
В Старой Бухаре у Прокудина-Горского была уникальная возможность снять в цвете почти нетронутый современной цивилизацией уклад средневековой жизни, со всей её грубой натуральностью.
Вряд ли ли эта "Бухарская пекарня" сильно изменилась за 300 предшествующих лет:
Трудно поверить, что всего дюжине вёрст находился современный русский город Новая Бухара, с новеньким железнодорожным вокзалом, электрическим освещением и телефонной связью.
Далее Прокудин-Горский отправился в Самарканд. Хотя этот город уже 40 лет к тому времени являлся частью России, 20 век туда не спешился добраться.
Торговцы материями на Регистане, Самарканд, январь 1907 года:
Самарканд ещё больше, чем Бухара, поразил Прокудина-Горского величественными развалинами древних памятников, которые к тому времени пришли в полное запустение.
Среди них особо выделялась грандиозная соборная мечеть Тамерлана рубежа 14-15 веков, знаменитый Биби-Ханым. Она начала разваливаться ещё до завершения строительных работ, а к началу 20 века представляла совсем печальное зрелище:
Через несколько месяцев после отъезда Прокудина-Горского в Самарканде случилось землетрясение и от купола Биби-Ханым отвалился ещё кусочек, однако падкая до сенсаций пресса разнесла небылицы о "страшных разрушениях и гибели памятников". Как ни странно, именно благодаря этим выдумкам Прокудин-Горский пришёл к осознанию своей высокой миссии: запечатлеть для потомков в цвете всё наиболее ценное из наследия Российской империи. И это было верное решение, потому что по-настоящему страшные разрушения ждали страну уже в совсем недалёком будущем.
Что же касается Биби-Ханым, то в 1990е годы там сделали "евроремонт" и теперь в этом монументальном сооружении уже не осталось духа древности:
В завершение этой части путешествия познакомим читателей с проводником и переводчиком Прокудина-Горского — самаркандцем Ходжи Якубом. Вот он позирует на ярком солнце с группой школьников-сартов:
По всей видимости, в том же 1907 году Прокудин-Горский сделал несколько снимков в небольшом курортном городке Филлах на реке Драва, в Австро-Венгрии:
В 1945 году этот город будет буквально стёрт с лица земли серией американских ковровых бомбардировок (уничтожено 85% зданий).
По одной из версий, летом 1907 года в зауральском селе Тамакульском Прокудин-Гоский сделал пару замечательных этюдов "На жнитве".
Вот один из них:
К сожалению, съёмка обеих столиц Российской империи не представляла интереса для Прокудина-Горского. Исключение он сделал только для храма Воскресения (Спаса на Крови) в Петербурге, строительство которого было завершено как раз в 1907 году.
Ещё в марте 1905 года мастер сделал пару пробных этюдов этого яркого сооружения, а в сентябре 1907 года снял его уже в готовом виде. К величайшему сожалению, этот негатив относится к пропавшей части прокудинской коллекции, поэтому нам остаётся довольствоваться авторской репродукцией:
Учитель Прокудина-Горского Адольф Мите в 1907 году наверняка сделал множество великолепных цветных работ, но Технический музей в Мюнхене "зажал" весь его бесценный фотоархив и не хочет показывать его человечеству.
Поэтому покажем здесь лишь один фотоэтюд немецкого мастера, "Стволы деревьев зимой", опубликованный в журнале в 1907 году:
Ещё один представителем цветоделительного метода цветной фотографии был норвежец Харальд Ренбьёр </b>(Harald Renbjør)(1889–1956).
Он жил в небольшом городке Левангер, который и снимал по указанному методу между 1907 и 1925 годами.
Некоторое количество его снимков выложено на сайте Музей Левангера: http://digitaltmuseum.no/folde...
В качестве примера приведём несколько его работ, которые датируются примерно 1907 годом.
Лучше всего яркость красок передаёт этот этюд с цветами:
Эти работы никто не реставрировал (в отличие от снимков Прокудина-Горского), но даже в таком виде можно оценить их качество.
Пролив в Левангере:
Станция Левангер с огородами:
Пейзаж с железной дорогой и полями на переднем плане:
Наверное, эти типично-скандинавские виды не сильно изменились с тех времён.
По совпадению, именно среди такого норвежского пейзажа Прокудин-Горский проведёт первый год своей эмигрантской жизни.
Теперь перейдём к цветной фотографии "второго сорта" — автохрому, который в 1907 году начал завоёвывать мир.
Этот натюрморт с цветами и апельсинами в 1907 году сняли сами изобретатели метода, Огюст и Леон Люмьеры:
Сравните цвета со снимком норвежца, которые мы приводили чуть выше.
В первые годы истории автохрома снимка по этому методу делались почти исключительно в любительских целях, без какого-либо проекта или системы. В основном это были портреты, жанровые сценки, красивые этюды природы. Всё вместе это образует некий калейдоскоп, из которого и складывается портрет эпохи в приглушенных цветах автохрома.
Сценка во время автопрогулки, 1907:
И ещё одна, Франция, 1907:
Купальные костюмы 110 лет назад, автор снимка неизвестен:
В таких нарядах купались тогда все "цивилизованные" европейцы. Точнее, почти все.
Один из первых автохромных снимков в жанре "ню", 1907 год:
Инфраструктура пляжей, конечно, несколько отличалась от современной.
Склад шезлонгов на пляже в Северном море, 1907:
Король Фредерик VIII и королева Луиза Датские, фотограф Leon Gimpel, 17 июня 1907 года:
Кажется, это первый цветной снимок, который был опубликован в газете (в журналах они печатались и в 19 веке).
Журнал "Illustration" с репродукциями цветных снимков, 1907:
Скульптор Роден, фотограф Edward Steichen, 1907:
Портрет Джорджа Бернарда Шоу, фотограф Alvin Langdon Coburn, 1907:
Марокканский генштаб (?), 1907:
Французские пехотинцы с сигнальными флагами, 1907:
Сестра фотографа Харальда Розенберга (Harald Rosenberg) Карин на диване. Финляндия, 1907-1910:
Портрет неизвестной девушки в окне, 1907:
Портрет неизвестной дамы с зонтиком, 1907:
А вот неизвестная женщина на фото Альфреда Стиглица того же года смотрится почти как наша современница:
Вид Копенгагена в 1907 году:
Фасад универмага Samaritaine в Париже около 1907 года:
Деревня в английском графстве Дорсет, 1907:
Там же:
Лишь в очень редких случаях автохромные снимки смотрелись по-настоящему красиво. Например, как этот вид городка Эдам в Нидерландах, 1907:
P.S. Реставрации снимков Прокудина-Горского взяты с сайта "Наследие Прокудина-Горского".