Рассказ о подвиге бравых советских бойцов верхом на верном железном друге - танке Т-28.
В июне 1941 года советские войска отступали из столицы Белоруссии. По Могилевскому шоссе последнюю отступающую колонну замыкает танк Т-28. После налета у поселка Березино, взрывы авиабомб повреждают осколками двигатель, однако сержанту Дмитрию Малько жалко бросать машину с исправным боекомплектом, хотя ему приказывают покинуть танк и следовать вместе со всеми в грузовике.
У начальства он просит оставить его отремонтировать двигатель, и догнать колонну, на что получает разрешение. Малько ремонтирует танк целые сутки, и наконец, чинит двигатель на окраине города, пока немцы занимают весь Минск. Под утро к танку неожиданно выходит майор-танкист с курсантами артиллеристами - они отстали от своих, и теперь всем надо прорываться из окружения. Как же быть, если Могилевское шоссе перерезано? Остается другой путь - напролом через город на Московское шоссе.
На тот момент Т-28 представлял собой хороший, маневренный трехбашенный танк с экранированием. Передняя часть танка была оснащена тремя пулемётами ДТ калибра 7.62 (два башенных, один курсовой) и короткоствольным орудием калибра 76.2 мм. Скорострельность последнего – до четырёх выстрелов в минуту. Скорострельность пулемётов – 600в./мин.
Дмитрий Малько говорит, что знает где на окраине города есть брошенный склад с горючими и боеприпасами, и, проанализировав расклад, советские воины принимают решение - прорыву быть.
Итак, из курсантов, майора и Дмитрия Малько формируется экипаж:
- командир танка, он же башенный стрелок Майор Васечкин (имя неизвестно)
- механик-водитель старший сержант Дмитрий Малько
- башенный заряжающий курсант Фёдор Наумов
- пулемётчик левой башни курсант Сергей (фамилия неизвестна)
- пулемётчик правой башни курсант Николай Педан
- пулемётчик кормового пулемёта курсант Александр Рачицкий.
Добравшись до брошенного склада, бойцы пополняют боекомплект сверх нормы. Снаряды наваливают прямо на полу, грузят почти 7 тысяч патронов для пулеметов. Экипаж нагло едет прямо на немецкие заградительные кордоны и те спокойно пропускают его, приняв за трофейную технику.
Первой жертвой стал вкатанный в асфальт велосипедист на въезде в город, потом уже советские воины устроили разгром немецким оккупантам, которые грабили ликеро-водочный завод, послав горячий привет из пушки танка в грузовик, и раскатав гусеницами тех, кто уцелел от взрыва.
Вдохновившись успехом, Т-28 въехал в центр города, где по центральному проспекту, как на марше ехала колонна мотоциклистов. Т-28 незамедлительно пристроился сзади, ко все еще ничего не подозревавшим немцам, и рывком увеличил скорость, начиная поглощать колонну под гусеницы. Разъезжавшихся в стороны косили огнем из трех пулеметов.
Дальше впечатляющий рейд танка был по улице Ленина
Прямо перед театром была целая толпа немцев с грузовиками, пушками, боеприпасами. Здесь было грех не превратить все в кровавый винегрет, что танкисты и сделали, выпустив половину боекомплекта, уничтожив бочки с горючим, технику и вооружение. Немцы, было, выкатили противотанковую пушку РаК 35\36, но первый 37-мм снаряд не пробил советскую сталь, а второй раз выстрелить было не суждено - расчет и сама пушка стали грудой мусора.
Поняв, что немцы стали приходить в себя, майор Васечкин принял решение уходить по набережной из города. Однако у реки Свислочь было большое скопление мирно купающихся немцев, и наш Т-28 вновь сильно уменьшил ряды фашистов в Минске, весь боекомплект был израсходован, танк на четвертой передаче стал уходить из города.
Однако ярость советских бойцов была слишком горячей, немцы уже успели развернуть тяжелую артиллерию и на окраине города у кладбища танк был подбит. Майор приказал выбираться, и, отстреливаясь из пистолета, стал прикрывать отход экипажа. Дмитрий Малько, пользуясь задымлением, сумел выбраться из города, курсант Рачицкий погиб в горящем танке, майор Васечкин с курсантом Сергеем погибли в перестрелке, курсанта Педана взяли в плен, а Федора Наумова спрятали местные жители.
Дмитрий Малько, добравшись до своих снова стал танкистом, и в 44 году, въезжая на Т-34 в освобожденный Минск, он с изумлением увидел остов обгорелого Т-28, почему-то неубранного педантичными немцами. Местные жители рассказали ему, что фрицы приводили к танку новобранцев и долго втолковывали им, что-то показывая на сгоревший танк и размахивая руками, вероятно объясняя, что они должны биться также храбро, как обессмертивший себя экипаж.
Выжившие Малько, Педан и Наумов встретились в 1964 году, а про их подвиг сняли героический фильм - «Черная береза», написали повесть «Огненный танк», а сам Малько отразил историю подвига в своих мемуарах.