14 марта 1921 года на X съезде РКП(б) был провозглашён конец военного коммунизма и введена новая экономическая политика (НЭП).
После Октябрьского переворота диктатура партии большевиков называлась "военным коммунизмом".
В чём состоял "военный коммунизм" на практике?
Придя к власти, большевики решили провести в жизнь теоретические установки марксизма: ликвидировали частные банки, конфисковали вклады населения, национализировали промышленность, отменили частную собственность и наследование, ввели монополию внешней торговли, принудительную трудовую повинность для населения и продразвёрстку (фактически конфискацию у крестьян хлеба, зерна и других продуктов питания).
Царские "развёрстки"
Современные левые публицисты обожают переносить свои грехи с больной головы на здоровую. Так, можно встретить утверждение, что советские продразвёрстки большевики скопировали из опыта Российской Империи.
В пример приводится постановление министерства земледелия Российской Империи от 29 ноября 1916 года "О развёрстке зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для потребностей, связанных с обороной".
По этому постановлению хлеб выкупался у крестьян по добровольному решению деревенского или сельского схода по твёрдым государственным ценам и оплачивался реальными деньгами. Таким образом было выкуплено (зимой 1916–1917 годов) 0,8 млн тонн хлеба.
При большевиках без всякого согласия вооружёнными отрядами "пролетариата" изымался не только хлеб и зерно, но и мясо, и картошка, а с 1920 года – практически все продукты.
Объёмы же изымаемого были фантастическими: с конца 1
917-го по август 1918-го – 0,5 млн тонн хлеба, с а
вгуста 1918-го по август 1919-го – 1,8 млн тонн,
с августа 1919-го по август 1
920-го – 3,5 млн тонн, а с
августа 1920-го по август 1921-го – уже 4,67 млн тонн.
(См.: Кондратьев Н. Д. Рынок хлебов и его регулирование во время войны и революции. – М.: Наука, 1991).
Спрашивается: голод 1921–1922 годов, когда погибло пять миллионов человек, был организованным или случайным? Цифры делают этот вопрос абсолютно риторическим. Страна была поставлена на грань физического выживания.
Восстания и массовый голод
Разгул коммунистического хозяйствования, осуществлявшийся через репрессии и экспроприации, привёл к массовым восстаниям:
Тамбовское (август 1920 – июнь 1921, 50 тысяч участников), Западно-Сибирское (январь 1921 – конец 1922, не менее 100 тысяч участников), Кронштадтское (1–18 марта 1921, около 20 тысяч) и многие другие (не менее 118 выступлений).
Особенное впечатление на большевиков произвело Кронштадтское восстание. Матросская "краса и гордость революции" взбунтовалась против коммунистов, за "Советы, против большевиков". Милитаризация рабочего класса и формирование из красногвардейских армий трудовых, нараставший голод были малопривлекательны для революционных масс.
В это время в самом Петрограде численность городского населения упала с 2,6 млн до 750 тысяч (1920). Городское население вымирало и разбегалось. Производство снизилось в пять раз, 60% заводов и фабрик не работало. Сами рабочие получали от 200 до 800 граммов чёрного хлеба в день и, по сути, постоянно голодали.
Переход к НЭПу
Пагубная простота хозяйствования "военного коммунизма" описывалась Лениным в следующих словах:
Сущность военного коммунизма заключалась в том, что мы фактически брали у крестьян излишки, а иногда и не только излишки, но и часть зерна, необходимого для еды. Мы забирали его, чтобы удовлетворить требования армии и поддержать рабочих.
(ПСС. Т. 43. С. 219).
Ульянов-Ленин лукавил, классовая власть забирала у крестьян не столько излишки, сколько самое необходимое для выживания. Но к 1921 году ленинское "хозяйствование" привело страну к окончательному кризису, массовому голоду и столь же массовому неповиновению.
И партия, думая прежде всего о себе самой, вынуждена была ослабить свой диктаторский режим и отложить дальнейшую реализацию марксистских планов до "лучших времён".
Продразвёрстка была заменена продналогом, были разрешены разные формы собственности, иностранному капиталу были отданы огромные сферы экономики в экономические концессии, была проведена финансовая реформа, по сути вернувшая деньги в общественный оборот и сделавшая рубль конвертируемой валютой.
Михаил Смолин