Эта статья является продолжением рассказа о военных возможностях Крымского полуострова, изложенных в материале «Непотопляемый авианосец России». Крым защищал родину не только на земле, в небесах и на море, но и под землей. Сегодня некогда секретные объекты, на подходе к которым можно было получить пулю без предупреждения, стали общедоступны.
Объект 825 ГТС и 820 РТБ. "Музей холодной войны"
Военно-морская инфраструктура на берегу всегда «зарывалась в скалы и одевалась в бетон». Но если до 40-х годов 20 века это относилось, в основном, к береговым артиллерийским и торпедным батареям, когда главным врагом была корабельная артиллерия и авиация, то начиная с 50-х годов, решающим фактором стало ядерное оружие. И его разрушительная мощь была такова, что многометровый бетон уже помочь не мог, нужно было вгрызаться в скалы.
Ответов на такую угрозу у флота было два: рассредоточение сил и подземные укрытия. С рассредоточением все понятно: до сих пор при наличии угрозы ядерного удара все корабли из военно-морских баз спешно выходят в море и рассредоточиваются в небольших заливах на побережье. Такой ответ дешев (нужно только разработать соответствующие планы и приказы и иметь топливо), но риск того, что часть сил будет все-таки уничтожена, есть. Подземные укрытия позволяют сохранить корабли даже в случае ядерного удара по базе, но они страшно дороги. Не всякая страна пойдет на такие траты. В Европе, т.е. в НАТО, подобные базы-укрытия есть только в Швеции и Норвегии. Лидером по таким подземным базам, безусловно, является Швеция. В её скальных укрытиях, расположенных на островах Стокгольмского архипелага, есть не только причальные стенки для кораблей, ремонтные мастерские, но и сухие доки. А самое главное, они рассчитаны не только на ракетные катера и дизель-электрические подводные лодки, но и на такие крупные корабли, как эсминцы! В других странах (не членах НАТО). пошли еще дальше и построили себе подземные аэродромы!!! Взлетно-посадочная полоса, естественно, расположена на земле, а вот все остальное – рулежные дорожки, места стоянок самолетов, ремонтные мощности, склады керосина и т.д. - внутри горы.
В СССР было принято решение о постройке трех подземных укрытий для подводных лодок – на Черноморском, Северном и Тихоокеанском флотах. Первой стройка началась в Балаклаве. Режим секретности был резко ужесточен. В некоторые послевоенные периоды Севастополь был «закрытым городом», т.е. для того, чтобы въехать в город, нужно было иметь пропуск, а для того, чтобы попасть в Балаклаву (с 1957 года имеет статус части Севастополя) нужен был другой, специальный пропуск. Въезд в Балаклаву был возможен только миновав два КПП.
Проект подземного комплекса для ремонта и размещения подводных лодок, в котором был и ядерный арсенал, был разработан ленинградским проектным институтом «Гранит» и утвержден Совмином СССР в 1953 году. Строительство началось в 1956 году и закончилось в 1962. Длительный срок строительства частично был обусловлен сложными условиями, частично – жесткими требованиями по обеспечению секретности. Строили комплекс гражданские метростроители, имеющие навыки проходки тоннелей. Проходка тоннелей осуществлялась с помощью направленных взрывов. Для того, чтобы объяснить - откуда появилась горная порода в огромных количествах, в Балаклаве был создан комбинат, который якобы добывал камень для строительства в Крыму, а часть породы по ночам на самоходных шаландах вывозили и сбрасывали в море.
Объект получился громадным! На глубине 126 метров от поверхности горы можно было разместить 9 малых или 7 средних дизель-электрических лодок вместе с экипажами. Здесь было все для ремонта и технического обслуживания подводных лодок: мастерские, склады, был даже подземный сухой док! Был свой склад ядерных боеприпасов, были казармы для размещения экипажей подводных лодок.
Автономность подземного комплекса составляла 30 суток. Сам комплекс разделен на две основные части – объект 825 ГТС (гидротехническое сооружение) и объект 820 РТБ (ремонтно-техническая база). Общая площадь всех помещений внутри скалы – 19 820 кв.м. Длина морского канала в скале – 608 метров, из них рабочая – 505 метров, ширина канала от 10 до 24 метров, глубина – 8 метров. Сухой док под землей имел длину 102 метра, ширину 8 метров и глубину 8 метров. Объект 825 ГТС предназначался для базирования подводных лодок проектов А615, 613, 613В, 633, 633В и 644.
Однако технический прогресс сыграл с подземной базой злую шутку. Дело в том, что дизель-электрические подводные лодки следующего поколения (те самые знаменитые «Варшавянки») имели большие размеры, чем перечисленные типы подводных лодок. Они просто не могли зайти на подземную базу из-за своих габаритов! Так что в 80-х годах объект 825 ГТС по своему прямому назначению уже не использовался, хотя формально в строю база находилась до 1994 года.После развала СССР, независимая Украина долго не хотела брать на баланс этот объект, а его металлические конструкции потихоньку разворовывали. Только с июня 2003 года там был организован Филиал Центрального музея вооруженных сил Украины. После 2014 года в подземной базе расположился Военно-исторический музей фортификационных сооружений (ВИМФС). Музей очень интересный, и, если кто-то из читателей будет в Севастополе, посетите, не пожалеете!
«Сотка»
Желание «залезть поглубже в скалу» появилась не только у военных моряков, но и в береговой обороне.
В 1985 году на экраны советских кинотеатров вышел знаменитый боевик режиссера Михаила Туманишвили «Одиночное плавание». В фильме группа морпехов во главе с майором Шатохиным захватывает американскую подземную ракетную базу, расположенную где-то то ли в Тихом, то ли в Индийском океане. Многие сразу увидели, что роль острова играла Голубая бухта недалеко от Нового Света, роль советского корабля — БПК проекта 1134Б «Очаков». Но где режиссер нашел подземную ракетную базу, для подавляющего большинства зрителей было загадкой. А может, это был грандиозный макет? Нет, это была настоящая сверхсекретная ракетная база «Объект 100», расположенная в Крыму под Балаклавой.
Работы над первой советской крылатой ракетой (тогда их называли «самолет-снаряд») «Комета» начались в конце 40-х годов 20 века. Заместителем главного конструктора был сын Лаврентия Берия Серго. Да, гримаса истории такова – сын Берии был талантливым инженером. Он участвовал в работах по созданию советского управляемого ракетного оружия первого поколения. Впервые в истории нашего ВПК, а возможно, и в мировой практике, при проектировании комплекса «Комета» не система управления создавалась под ракету, а наоборот, подбирали варианты самолета-снаряда под разработанную систему управления. Перебрали много вариантов, но остановились на уменьшенной копии самолета МиГ-15. Так появилась первая советская противокорабельная крылатая ракета. Носителем ее был бомбардировщик Ту-4, потом Ту-16. «Комета» официально была принята на вооружение в 1953 году. В 1954 году было принято решение создать на базе самолета-снаряда «Комета» еще два комплекса — корабельный для крейсеров проекта 67 и береговой «Стрела». «Стрела» имела буксируемую пусковую установку, могла мобильно перемещаться по побережью, но была уязвима от ударов с воздуха. Для защиты Главных военно-морских баз, где возможности маневра на берегу были ограничены, было решено создать стационарный вариант для подземной ракетной базы. Так появился комплекс «Сопка». Для размещения берегового ракетного комплекса были определены два позиционных района: на Южном берегу полуострова Крым и на северном берегу острова Кильдин вблизи Кольского залива. В Крыму с оперативно-тактической точки зрения идеальным местом был заросший лесом горный район возле Балаклавы. Именно здесь было начато строительство «Объекта 100». На острове Кильдин строился «Объект 101»
«Объект 100» состоял из двух одинаковых стартовых площадок, разнесенных на 5,94 км друг от друга. Первый дивизион располагался возле Балаклавы. Второй дивизион разместился возле села Резервное. На картах оба обозначены словом «Лесхоз». На каждой площадке возводились по две стартовые позиции и подземные помещения, в которых размещались основной и запасной командные пункты, средства связи, центральный пост, боевые посты предварительной и окончательной подготовки ракет к старту, хранилища ракет боевого комплекта и техническая позиция. Для строительства использовался специальный жаропрочный бетон. Стартовые позиции обоих дивизионов находились на высоте 550–600 метров над уровнем моря, что увеличивало дальность стрельбы. С моря не просматривалась ни одна постройка «Объекта 100». Самолеты-снаряды доставлялись к пусковым площадкам через тоннели, по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями. Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар двумя ракетами. В составе «Объекта 100» находились два дивизиона, разнесенные на расстояние 6 километров, каждый из которых имел на вооружении две пусковые установки. Таким образом, ракетная батарея могла одновременно нанести удар восемью ракетами, способными уничтожить корабль практически любого класса.
Комплекс ввели в строй 30 августа 1957 года.
Несколько слов стоит сказать и о втором подземном стационарном комплексе. Строительство «Объекта 101» началось в 1955 году на острове Кильдин в полутора километрах от мурманского берега Кольского полуострова. Он состоял из двух стартовых площадок, удаленных друг от друга на 8 километров. Главным отличием «Объекта 101» от «Объекта 100» было то, что на Кильдине не пробивали штольни в глубине скал, а открытым способом выкапывали траншеи глубиной до 6 метров. В каждой траншее во всю длину (до 100 метров) и высоту делали из бетона короб прямоугольной формы, поделенный на отсеки. Затем этот короб присыпали землей. Отверстия, через которые проникали подземные воды, заделывали жидким стеклом. Первый пуск самолета-снаряда на Кильдине состоялся 16 октября 1957 года.
В отличие от подземной базы подводных лодок в Балаклавской бухте, технический прогресс обошелся с подземной ракетной базой милостиво. Когда пришел черед замены на оружие следующего поколения, разработанная в ОКБ-52 ракета П-35 по своим габаритам позволила перевооружить «Объект 100» на новую систему.
Стационарный комплекс П-35 получил название «Утес». Из крупных изменений стала замена пусковой установки (та часть, которая находится под землей, а перед стартом поднимается на поверхность). Судьба и дальше была благосклонна к «Объекту 100». После развала СССР «Объект 100» перешел Украине. Один дивизион был разграблен полностью. Второй же был законсервирован и чудом сохранился. После вхождения Крыма в состав России, этот дивизион расконсервировали и восстановили. Немногие верили, что «Сотку» удастся оживить. Но это удалось и сейчас «Объект 100» входит в состав береговой обороны Черноморского флота. Посетить его, по понятным причинам, нельзя.
Объект 221 «Алсу-2»
Речь идет о запасном командном пункте Черноморского флота, расположенном под Балаклавой в урочище Алсу. Строительство одного из самых крупных подземных бункеров стало ответным мероприятием на американский план ядерной войны под названием «Drop Shot», по которому территория Севастополя была мишенью для десяти атомных ракет. Руководство СССР понимало, что потерять Главную базу ЧФ ни в коем случае нельзя, поэтому было решено возводить подземные обустроенные казематы огромных масштабов. Разместить Запасной командный пункт (ЗКП) ЧФ было решено на глубине нескольких сотен метров в скале Алсу. Именно там смонтировали огромный, многоуровневый бункер, способный выдержать атомный удар. Из этого стратегического объекта планировалось управление атомными субмаринами, а в случае ядерной войны в него могли быть эвакуированы десять тысяч офицеров и военных младшего ранга. Можно представить, какого размаха строительство было развернуто. Легендирование стройки заключалось в том, что было объявлено о разработке очередного карьера для добычи строительного камня. Запасной командный пункт Черноморского флота строился 15 лет, с 1977 года. Фактически объект 221 – это две полости длиной 130 метров и высотой около 16 метров, внутри которых находятся два четырехэтажных дома. На поверхность ведут два тоннеля, входы в которые замаскированы под двухэтажные дома. Раньше они закрывались массивными противоатомными дверями. На вершину горы ведут две вентиляционные шахты высотой 182 метра и шириной 4,5 метра.
В 1992 году, с развалом СССР, практически завершенный объект оказался заброшен, а его единственными хозяевами стали мародеры. Финансировать такой масштабный проект стало некому, да и у Украины, собственно, не было ни одной атомной субмарины, в состав флота входила только одна дизель-электрическая подводная лодка «Запорожье». В результате ЗКП ЧФ подвергся безжалостному демонтажу.
В рамках одной статьи невозможно рассказать о всех знаменитых военных подземных сооружений Крыма. На полуострове есть мемориал «Батарея №30» (немецкое название «Maxim Gorki I»). Она была разрушена во время второй битвы за Севастополь. Есть вторая батарея №30. построенная после войны с двумя трехорудийными башнями с линейного корабля «Фрунзе». Её вывели из боевого состава, но она полностью сохранила свою боеспособность При разделе Черноморского флота батарея осталась в составе российского Черноморского флота. Если первая батарея – это музей, то на вторую можно попасть на экскурсию. Есть и знаменитая Керченская крепость (спроектировал и построил которую легендарный военный инженер Эдуард Тотлебен), одна из трех самых мощных морских крепостей Российской империи.
Тема военных укреплений в Крыму – необъятна для исследований.
Андрей Максимов