"Родина" впервые атрибутировала архивную фотографию, которая 70 лет таила неожиданный сюжет.
Этот снимок из коллекции Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) сразу же привлек мое внимание. Аннотация гласила: "И.В. Сталин, С.К. Тимошенко на трибуне Мавзолея В.И. Ленина во время марша Кантемировской дивизии по Красной пощади. Дата съемки: 08.05.1946 г.". Меня как раз интересовал портрет маршала Тимошенко, а тут такая удача - Тимошенко рядом со Сталиным, предвоенный нарком обороны рядом с Верховным Главнокомандующим! Но, внимательно присмотревшись к деталям фотографии, я понял, что рядом со Сталиным запечатлен не Тимошенко, а какой-то другой военачальник.
Семен Константинович Тимошенко имел воинское звание маршала Советского Союза, в соответствии с которым со 2 сентября 1940 г. при парадной форме одежды носил на шее почетный знак отличия в виде пятиконечной звезды из золота и платины с бриллиантами - "Маршальскую звезду". Существовало два типа "Маршальской звезды", они различались размерами и наличием бриллиантов между лучами. Маршалам Советского Союза полагалась звезда "большого" типа, между гранями ее лучей были расположены 5 бриллиантов общим весом 3,06 карата; маршалам рода войск - звезда "малого" типа, между ее лучами бриллиантов не было. Парадный мундир стоявшего рядом со Сталиным военачальника украшен звездой "малого" типа, следовательно, на фотографии изображен маршал рода войск. Установить его фамилию было для меня делом профессиональной чести.
Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко, кавалер трех орденов Суворова 1-й степени.
Заслуги военачальника отмечены медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза и четырьмя полководческими орденами Суворова - тремя 1-й и одним 2-й степени. (У маршала Тимошенко было три ордена Суворова 1-й степени, но не было 2-й степени.) Только четыре человека имели такое сочетание наград: три ордена Суворова 1-й степени + один орден Суворова 2-й степени. Маршальское звание из них носили всего-навсего два человека - Вершинин и Казаков. У маршала артиллерии Василия Ивановича Казакова был еще и полководческий орден Кутузова 1-й степени, а его мы не видим на мундире военачальника, да и маршальское звание Казакову присвоили уже после смерти Сталина - в 1955 г.
Следовательно, рядом со Сталиным - маршал авиации Константин Андреевич Вершинин. С 1959 г. - Главный маршал авиации. Атрибуция обосновывается не только визуальным сходством, но и наличием у Вершинина двух высоких польских наград - командорского креста "За воинскую доблесть" (Virtuti Militari) и Креста Грюнвальда 1-й степени. Обе эти награды мы видим на маршальском мундире.
Дата фотографии нуждается в корректировке. Маршальское звание Вершинин получил 3 июня 1946 г. Снимок не мог быть сделан ранее этой даты. Выяснилось, что при составлении электронной каталожной карточки была допущена опечатка: вместо 08.09.1946 г. набрали 08.05.1946 г.
Маршал авиации К.А. Вершинин на трибуне Мавзолея. На мундире хорошо различимы три ордена Суворова 1-й степени и один 2-й степени. 8 сентября 1946 г. Фото: РГАКФД. А-8474
Наш ответ Черчиллю
Но что за событие произошло в Москве 8 сентября 1946 г. и почему Сталин и Вершинин оказались рядом на трибуне Мавзолея? 5 марта 1946 г. прозвучала речь Черчилля в Фултоне, началась "холодная война", и спустя несколько месяцев товарищ Сталин решил продемонстрировать потенциальному противнику возросшую боевую мощь Советской армии.
В воскресенье, 18 августа 1946 г., вся страна праздновала День авиации, и во время авиационного праздника в Тушино почти триста тысяч москвичей наблюдали полет первых советских реактивных самолетов - Як-15 и МиГ-9.
Прошло менее месяца. В этот воскресный день 8 сентября столица впервые отмечала День танкиста, в ознаменование которого на Красной площади состоялся военный парад, и прославленная 4я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина Краснознаменная дивизия в полном составе показала свою силу, совершив боевой марш: ее войска были сосредоточены на улице Горького (ныне - Тверская) от Охотного Ряда до площади Маяковского. Дивизия прошла через Красную площадь, соблюдая построение, принятое при выполнении боевой задачи. В Центральном архиве ФСБ хранится приказ военного коменданта Москвы генерал-лейтенанта Кузьмы Романовича Синилова, датированный 5 сентября 1946 г. и выпущенный с грифом "Секретно".
"7. По Красной площади войска проходят в боевых порядках:
а) разведывательная группа - мотоциклы, танки, бронетранспортеры;
б) головной отряд - мотоциклы, танки, зенитные установки, самоходные установки, дивизион зенитных орудий, батальон мотопехоты на автомашинах;
в) головная походная застава - мотоциклетный взвод, рота бронетранспортеров, рота танков;
г) главные силы - рота "ЗСУ-37", танковый полк, батальон "СУ-152", зенитно-артиллерийский дивизион ПВО, батальон бронетранспортеров, мотопехотный полк, рота "ЗСУ-37", полк "СУ-76", рота "ЗСУ-37", танковый полк "Т-34", зенитно-артиллерийский дивизион ПВО, полк самоходных установок "СУ-100", зенитно-артиллерийский дивизион ПВО;
д) резерв - мотоциклетный батальон, танковый полк "ИС-3".
8. Во время движения танков по Красной площади в Кремле производится салют из 24 орудий"1.
Во время парада Генералиссимус Сталин демонстративно подозвал маршала авиации Вершинина, и хотя Вершинину по статусу не полагалось стоять на трибуне Мавзолея рядом с Хозяином, именно в его обществе наблюдал за прохождением танков Кантемировской дивизии. Как раз этот момент зафиксировала и донесла до нас фотография из собрания РГАКФД. "Мы будем счастливы (благодаренье снимку!)".2
Так Сталин выразил свою удовлетворенность энергичными действиями молодого Главкома ВВС: в период перевооружения ВВС реактивной техникой по инициативе Вершинина осенью 1946 г. был создан 1-й специальный учебный центр для обучения летного состава полетам на реактивных самолетах3. Именно при маршале Вершинине советские летчики овладели реактивными самолетами и совершили первые полеты в космос.
Прощание с Главкомом
17 марта 1969 г., когда Главный маршал авиации Вершинин, освобожденный с поста Главнокомандующего ВВС и назначенный в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны, прощался со своими теперь уже бывшими сослуживцами, генерал-лейтенант авиации Николай Петрович Каманин сделал в дневнике откровенную запись:
"Когда после совещания я вместе с Вершининым спускался с четвертого на третий этаж, он задал мне трудный вопрос: "Скажи, кто из Главкомов ВВС уходил отсюда так, как я?" Хорошо зная судьбы всех высших руководителей ВВС, я ответил без промедления: "Только первый - Баранов". Все остальные: Алкснис, Локтионов, Смушкевич, Рычагов, Новиков, Жигарев - снимались с поста Главкома в очень неприятной, тяжелой обстановке: трое из них - Алкснис, Смушкевич и Рычагов - были расстреляны (память подвела мемуариста, в октябре 1941 г. расстреляли и генерал-полковника Локтионова - С.Э.), а Новиков отсидел семь лет без суда и следствия. У Вершинина тоже было много неприятностей - его несколько раз отстраняли от должности, но все же он руководил ВВС дольше всех (14 лет) и сделал для развития нашей военной авиации больше, чем любой из его предшественников. Жаль, очень жаль расставаться с Вершининым, но... всему бывает конец"4.
4-я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина Краснознаменная дивизия существует и поныне и входит в состав 1й гвардейской танковой Краснознаменной армии, воссозданной Указом Президента РФ в ноябре 2014 г.
1. Москва послевоенная. 1945-1947. Архивные документы и материалы. М., 2000. С. 178.
2. Окуджава Булат. Стихотворения. СПб., 2001. С. 336.
3. Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь. М.; Жуковский, 2005. С. 368.
4. Каманин Н.П. Скрытый космос. Кн. 4. 1969-1978 гг. М., 1997 // http://militera.lib.ru/db/kamanin_np/69.html]