Уровень мастерства и реализма создавших его ювелиров до этого считался недостижимым для этого периода.
В захоронение воина из древнегреческого города Пилоса, жившего три с половиной тысячи лет назад, найден украшенный резьбой агат. Уровень исполнения этого украшения необычайно высок. Многие его детали можно разобрать только с микроскопом, что ставит вопрос о том, как оно вообще могло быть создано при уровне материальной культуры XV века до нашей эры. Это наиболее тонкая и изящная работа греческих ювелиров того времени. Об этом пишет University of Cincinnati Magazine.
Как отмечают американские археологи, обрабатывавшие материалы захоронения и обнаружившие гемму (ювелирный камень с вырезанными изображениями), находка совершенно экстраординарна. При длине всего в 36 миллиметров она содержат предельно детальное изображения боя трех воинов. Один из которых уже был убит, а два других продолжали сражаться.
При этом детализация изображения человеческого тела, мускулатуры, и вооружения феноменальна для этого периода — ничего подобного во всем мире в то время не не делали. До сих пор считалось, что подобный уровень изобразительного мастерства был достигнут лишь через тысячу лет, в расцвет классической Греции. Похоже, историки заметно недооценили уровень развития минойской цивилизации.
Прорисовка изображенной на камне картины. Многие детали можно рассмотреть только через микроскоп.
Гемма, носимая на кольце, и, возможно, использовавшаяся в качестве печати была именно минойской по происхождению, с острова Крит, несмотря на то, что захоронение было найдено в Пилосе (континентальная Греция), тогда заселенной более отсталыми ахейцами. Неясно, какой была связь между захороненным воином и Критом. Он мог награбить там многие предметы во время военных походов. Именно в этот период ахейцы предпринимают масштабнейшие набеги на Крит, ослабленный извержением вулкана Санторин.
Вооружение ладей на гемме представлено двумя бронзовыми мечами, по форме типичными для Крита. Позднее мечи той же формы заимствовали ахейцы. У одного участника боя есть очень большой щит необычной формы и копье. Второй участник боя ухватился за гребень на шлеме первого, развернул ему голову на 180 градусов и вонзил меч сверху вниз в районе основания шеи. Видны очень мелкие детали оружия и ножен — выдающееся достижение для резьбы по камню длиной всего в 36 миллиметров. Чтобы увидеть все детали геммы, ученым пришлось прибегнуть к мощному микроскопу. Не вполне ясно, как она создавалась во времена, когда микроскопов еще не было.
Находка может быть отнесена к лучшему из известных образцов ювелирного искусства тех времен. Она выполнена с необычайным уровнем реализма и тщательности. Возможно, это копия какой-то крупной фрески, иначе неясно, откуда столько мелких деталей, нетипичных для столь малых изображений.
Крито-минойская культура расцвела на Крите в III-II тысячелетиях до нашей эры. Она достигла необычайно высокого развития живописи, архитектуры и даже создала первый печатный текст (Фестский диск, примерно 3 700 лет назад, задолго до повторного открытия методов печати).
Конец ей положило вторжение варваров-ахейцев. В отличие от критян, они говорили на индоевропейских языках. Что типично для индоевропейцев, они использовали для войны колесницы, отсутствовавшие у критян. Ахейцы практически уничтожили местную культуру. Часть доиндоевропейского населения островов Эгейского моря после ахейского и дорийского вторжений мигрировали в Италию, где основали цивилизацию этрусков.
Потомки ахейцев (эллины), как видно из близости этого образца минойской культуры к их более поздним достижениям, во многом основывали свою культуру на крито-минойском фундаменте. Сходным образом римляне немало почерпнули у этрусков. Языки крито-минойцев и этрусков не расшифрованы, главным образом потому, что принадлежат к неизвестной группе и не имеют живых языков-родственников. Поэтому, несмотря на наличие письменных памятников, узнать о них что-либо из неархеологических источников не представляется возможным.
Автор: ИВАН ОРТЕГА