В Коми завершились раскопки археологического памятника — Эжольского курганного могильника эпохи Великого переселения народов. Памятник датируется V-VI веками. Ученым удалось поднять из земли богатейший материал — множество фрагментов керамики, украшений из серебра и бронзы, остатки кожаных и меховых изделий. Извлеченные из могильника останки покойных помогут узнать, кто находился на этой территории 1,5 тысячи лет назад, рассказала ТАСС руководитель экспедиции, младший научный сотрудник отдела археологии Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН Татьяна Туркина.
-Памятник открыл в 2013 году завотделом археологии нашего института Виктор Карманов. Он исследовал жилищный комплекс эпохи бронзы и при определении его границ выявил два погребения. Они представляли собой два захоронения — мужчины около 60 лет и подростка около 15 лет. Второе погребение еще в древности было разрушено, — рассказала Татьяна Туркина.
В 2014 году она продолжила раскопки на периферийной части могильника, чтобы понять, где его границы. Была вскрыта насыпь, нашли керамические сосуды и их фрагменты, которые шли по кромке насыпи и были установлены друг на друга, что, скорее всего, носило ритуальный характер.
По словам собеседницы агентства, в этом году было изучено 15 погребений различной степени сохранности. «Захоронения были совершены по обряду ингумации. В основном это покойные, лежащие на спине, ориентированные головой к воде. На поясе практически у каждого располагались железные ножи», — отметила исследовательница.
— Наиболее интересны два погребения. Одно — групповое, в нем лежали трое покойных. Люди были в кожаной обуви с бронзовыми пряжками на ногах, в поясах — кожаные сумочки с условно называемым жертвенным набором: это фрагменты шейных украшений — гривн из серебра, железные ножи в бронзовых ножнах, наконечники ремней, — рассказала она.
В другом погребении, по предварительным данным, была женщина в меховом головном уборе с двумя круглыми пряжками по бокам и с меховой сумкой в районе пояса, в которой находился бронзовый браслет, обмотанный кожаным ремешком, в ногах также были обнаружены фрагменты кожаной обуви с бронзовыми пряжками. Поверх могилы лежал настил из дерева с окантовкой из бересты.
— Настил чудом неплохо сохранился. Лодка это или нет, сказать пока очень трудно. В этнографических исследованиях гораздо более позднего времени зафиксированы примеры того, что если покойного привозили хоронить по реке в лодке, то потом ее сверху погребения и оставляли. Предстоит в этом разобраться, — сказала Туркина.
При раскопках могильника ученые получили хороший антропологический материал: из 15 исследованных погребений в 9 найдены черепа, частично сохранились костяки. Антропологи смогут определить пол и возраст погребенных. Благодаря органическому материалу по результатам радиоуглеродного анализа можно будет назвать точные даты памятника.
Исследовательница отметила, что раскопки были сильно осложнены тем, что еще в древности многие погребения были разрушены. Это могло носить ритуальный характер. Предполагается, что черепа выкидывались из могил, возможно для того, чтобы «обезвредить» духов покойных.
Как отметила Туркина, подобных памятников всего семь на территории Коми, в основном они располагаются в бассейне реки Вычегды, один — на Печоре. «Все они уникальны, поскольку подобный обряд захоронения не связан с местным населением, а с пришлыми, южными племенами», — сказала она.
— В эпоху Великого переселения нардов, на волне миграционных процессов к нам на север пришли пришлые племена, носители более южных традиций захоронения под курганными насыпями. Они здесь просуществовали некоторое время, смешались с местными и к VIII веку нашей эры традиции курганных могильников исчезли, — рассказала археолог.
По ее словам, это была самая масштабная экспедиция последних лет в Коми в составе около 50 человек. К работам привлекались сотрудники Национального музея Коми, преподаватели и студенты Сыктывкарского госуниверситета, Вятского государственного гуманитарного университета. Теперь ученым предстоит тщательно изучить полученный материал.