15 апреля 1881 года была казнена группа террористов, совершивших убийство императора Александра II. Против казни выступала лишь кучка либералов, «ослабевших умом и сердцем»
На Александра II Освободителя, названного так за отмену крепостного права, за время его правления, было совершено семь покушений.
Последнее, произведенное 1 (13) марта 1881 года на набережной Екатерининского канала Петербурга группой террористов-народовольцев, для царя-Освободителя оказалось смертельным – в этот же день от полученных ран он умер.
Власть перешла к его сыну Александру Александровичу, под свое начало он получил государство, нуждающееся в неотложных мерах по восстановлению общественного спокойствия.
Император действовал решительно. Благодаря предпринятым усилиям, а также тому обстоятельству, что один из террористов – Рысаков, схваченный на месте покушения, стал сотрудничать со следствием, удалось задержать остальных участников теракта.
Судебный процесс проводило Особое присутствие Правительствующего сената. Исход суда не оставлял сомнений. В те дни, по словам Константина Победоносцева «вся Русская земля, кроме немногих, ослабевших умом и сердцем, требовала мщения, и роптала, что оно замедляется».
Суд приговорил всех обвиняемых – Желябова, Перовскую, Кибальчича, Гельфман, Михайлова, Рысакова к смертной казни.
Против такого решения была лишь кучка либералов, Владимир Соловьев в публичной лекции, произнесенной в зале Кредитного общества, выступил против приговора, он обратился к императору Александру III с призывом помиловать участников покушения на его отца.
С подобными обращениями выступал главный проповедник учения непротивления злу силой Лев Толстой, поддерживали и деятели из заграницы.
Смягчить приговор было бы безумием, тремя годами ранее оправдали террористку Веру Засулич, стрелявшую в столичного градоначальника, оправдание привело лишь к беспределу революционного террора.
Приговор смягчили только Гесе Гельфман, эшафот, ввиду ее беременности, заменили вечной каторгой.
Накануне казни Рысаков исповедался священнику и причастился, после ареста он часто читал Евангелие, исповедался также Михайлов. Желябов и Перовская общаться со священником отказались.
Утром 3 апреля цареубийц на позорных колесницах повезли на казнь. Улицы были полны народу. На Семеновском плацу – месте казни собралось несметное количество народа.
После чтения приговора под барабанный бой преступники были повешены.
В память об убитом Александре II, на месте где пролилась кровь самодержца, на народные деньги вскоре был возведен храм Спаса на Крови. Восхождение России на Голгофу началось.
Фото в анонсе: Татьяна Назаренко «Казнь-народовольцев», 1969
Кирилл Брагин