Русские Вести

Тайна сговора в ресторане «Ла Рю»


Наши зрители с удовольствием смотрели сцену в парижском ресторане «Ла Рю» в фильме «Корона Российской империи». Там планировали украсть императорскую корону, лысый и лохматый императоры устраивали потасовки... Раньше это воспринималось как удачная выдумка режиссера. Но это не совсем так. В фильме действие происходило в 1924 году, а мы перенесемся в декабрь 1925-го.

В ресторане собралась весьма интересная компания. Генерал Макс Гофман, бывший начальник штаба германской армии на Восточном фронте, Шалва Карумидзе, которого многие эмигранты из России знали как состоятельного банкира и весьма преуспевающего в прошлом политика. Кстати, Шалва имел германский паспорт на фамилию Александров и числился болгарским подданным. Рядом с ними находился Спиридон Кедиа, являвшийся в то время председателем Национал-демократической партии грузинских эмигрантов.

Неподалеку сидел Василий Садатирашвили, отец которого был крупным грузинским помещиком. По правую руку от него – Георг Эмиль Белл. Современники поговаривали о том, что он одновременно состоял на службе у правительства двух государств – Великобритании и Германии. Кроме того, Белл еще и работал на организаторов нефтяного концерна «Ройал Датч Шелл» и фашистского политического объединения «Флаг рейха».

Бизнес был представлен братьями-миллионерами Нобелями – Эммануэлем, Людвигом и Робертом.

Золотые червонцы и компания жуликов

Собрание открыл Макс Гофман: «Объединенные державы – Франция, Англия и Германия должны своей совместной военной интервенцией свергнуть советское правительство и восстановить экономически Россию в интересах английских, французских и германских экономических сил». В том же ключе выступили и последующие ораторы. В итоге было решено свергнуть злодейскую власть большевиков посредством выпуска фальшивых червонцев.

Макс Гофман обеспечивал «крышу» в государственных структурах Веймарской республики, Нобели давали деньги. А Карумидзе и Садатирашвили должны были непосредственно руководить печатанием фальшивых денег.

Дело в том, что в СССР в 1923 году начался выпуск золотых червонцев и бумажных купюр, обеспеченных ими. Выпуск червонцев позволил стабилизировать экономическую ситуацию в стране и начать возрождение промышленности и сельского хозяйства. Надо ли говорить, что массированный вброс поддельных купюр мог вызвать серьезные экономические и политические проблемы внутри страны.

“При попытке сбыть фальшивые червонцы в Париже вместе с сыном Соломоном арестовали Арона Симановича, некогда бывшего секретарем Распутина и, как говорят, одним из кукловодов «святого старца»”
А кто были авторы проекта печатания фальшивых червонцев? Шалва Карумидзе родился в обедневшей княжеской семье в 1887 году. Он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, а затем стал преподавать историю в женской гимназии. В свободное же от преподавания время Шалва вместе с Василием Садатирашвили печатал фальшивые царские купюры.

Вскоре жандармы накрыли «контору», и махинаторы бежали за рубеж. В 1917 году в Стокгольме Шалва вступил в контакт с германской разведкой, планировавшей переброску вооружения и диверсантов на побережье Грузии.

В начале 20-х годов Карумидзе жил в Берлине. Там он познакомился с грузинским князем Павлом Аваловым. В 1919-м генерал-лейтенант князь Авалов командовал Западной Добровольческой армией. В занятом ЗДА городе Митаве Авалов организовал печатание собственных денег – русско-германских марок номиналом 1, 5, 10 и 50 марок, выпущенных на сумму 10 миллионов марок под обеспечение имуществом ЗДА и всем казенным имуществом на занятой армией территории. Объявлялось о хождении новых денег наравне с немецкими ост-марками, а курс составлял одну ост-марку или два царских рубля за две новые марки. За отказ принимать деньги ЗДА полагалось наказание: штраф до 1000 царских рублей или заключение до полугода. Тот, кто вздумал бы агитировать против новых денег, должен был предстать перед военным судом.

В октябре 1919 года Авалов вместе с ЗДА ретировался в Германию. Идея Карумидзе пришлась ему по вкусу. Он по возможности помогал махинаторам, однако старался не афишировать участие. Ведь Авалов был главой русской Национал-социалистической партии в Германии.

И вот контора заработала на полную мощность. Червонцы печатались в Берлине и Франкфурте-на-Майне. Бумагу получали с бумажной фабрики в Мюнхене. Выпускались червонцы номиналом 1, 2 и 10 рублей. Рисунок полностью совпадал с оригиналом, но бумага имела ряд отличий.

Фальшивки высокого качества и «красный граф»

Только в 1926 году в СССР было отправлено свыше 12 тысяч фальшивых банкнот. Однако качество бумаги выдавало фальшивку. Вот типовая схема разоблачения мошенников. В 1927 году в городке под Мурманском неизвестный пытался отправить крупную сумму по почте. Однако сотрудник почты Запалов заподозрил неладное. Он сбегал с купюрами в местное отделение сберкассы, а оттуда позвонили в ОГПУ.

В итоге отправитель червонцев некий Биткин был арестован. Через него вышли на белогвардейского офицера Федотова. А тот показал на своего однополчанина ротмистра Шиллера. У ротмистра помимо пачек с червонцами нашли пистолет. Шиллер охотно сотрудничал со следствием, но тем не менее по совокупности схлопотал «высшую меру социальной защиты».

Примерно то же произошло с большинством других эмиссаров. И тогда наши «концессионеры» решили продавать фальшивые советские червонцы в Европе. В итоге большая часть отпечатанных поддельных денег осела во Франции и Германии. Рантье и даже солидные банки охотно скупали советские червонцы. Во второй половине 20-х годов эмигрантская пресса периодически вбрасывала фейки – большевики падут на следующей неделе. Эти сплетни немедленно подхватывали солидные газеты.

И тогда толпы буржуа кидались покупать акции российских заводов и нефтепромыслов. Под сурдинку граф Алексей Толстой продал свое родовое имение Портянки в Каширском уезде за 80 тысяч франков. Название имения он придумал в момент продажи. Как тут не брать золотые советские червонцы? Сколько на них можно будет приобрести в России после падения большевиков!

Кстати, подделкой золотых червонцев занимался не только Карумидзе, но и другие группы эмигрантов. Так, в Париже этим промышляла группа мошенников во главе с прапорщиком князем Нестором Эристовым (Эристовани).

В начале февраля 1927 года при попытке сбыть фальшивые советские бумажные червонцы в Париже вместе с сыном Соломоном арестовали Арона Симановича. Это тот самый Симанович, который некогда был секретарем Распутина и, как говорят, одним из кукловодов «святого старца».

В одну из меняльных контор в районе Терн явились двое русских, предложивших купить советские червонцы на 15 тысяч франков. Менялы тотчас же обнаружили, что деньги фальшивые и посетители были арестованы. На допросе в полиции Симановичи показали, что получали денежные знаки от грузинского князя Нестора Эристова (Эристави) и разменивали их за 15 процентов комиссионного вознаграждения. Последний отпирался до очной ставки с Симановичами, а затем сознался, что получил денежные билеты «от почтенного коммерсанта Чолокашвили» (варианты: Челокашвили, Челокаев), бывшего «полковника русской армии».

Эристова и Чолокашвили судили, но аферисты отделались легким испугом. Однако деньги, полученные за червонцы, Симановичам пришлось вернуть банкирским конторам Кауфмана и Зильберштейна.

Судьба играет в человека

Как же сложилась дальнейшая судьба «великих махинаторов»? Князь Нестор Эристов перед войной подался в США и стал подрабатывать в Голливуде, снимаясь в эпизодических ролях. Умер в 1961 году.

Арон Симанович в 1940-м был помещен французской полицией в лагерь для лиц без гражданства. Позже немцы отправили его в Освенцим, где он и погиб в 1944 году.

Летом 1930-го германский суд приговорил Карумидзе к двум годам и 10 месяцам тюрьмы. Однако сидеть ему не пришлось, поскольку Шалва находился в это время в Швейцарии. 28 июня 1934 года нацистский суд отменил приговор, и «банкир и политик» в 1934–1937-м жил в Германии. Затем Карумидзе возвратился в Швейцарию. В 1940 году швейцарские власти отправляют Шалву в тюрьму. В 1946-м его выпускают и сразу помещают в психиатрическую больницу в Берне. Там он и скончался 1 марта 1952 года.

Весьма любопытна судьба князя Авалова. Он сочетал руководство русской нацистской партией с многочисленными любовными похождениями, с которых получал неплохой доход. Так, в 1927 году у Авалова случился роман с Хенне Людвиг-Линк из Мюнхена. У нее он обманом выудил 80 тысяч марок. Еще больше альфонс получил от герцогини Марии-Антуанетты Макленбургской-Шверинской, безумно влюбившейся в грузинского князя. Помимо денег, герцогиня обеспечивала «крышу» любовнику, поскольку имела широкие связи среди аристократов и высших чиновников Германии. Кстати, она была двоюродной сестрой «императора всея Руси» Кирилла или, как его публично величал великий князь Николай Николаевич, царя Кирюхи.

В 1938 году Авалов получил крупную сумму от руководства Рейха для финансирования русского нацистского движения. Но деньги куда-то исчезли. Терпение фюрера лопнуло, и князь оказался в подвалах гестапо. Там, как положено, проводили личный обыск, и с Авалова спустили кальсоны. Дальнейшее привело гестаповцев в ужас – князь Авалов оказался евреем.

Павел (Пейсах?) родился в семье тифлисского ювелира Рафаила Бермонта. В 1904 году его мобилизовали, но почему-то не отправили на передовую, а сделали капельмейстером военного оркестра. Вскоре за музыкальные дарования ему дали младший офицерский чин. Ну а «на той единственной гражданской…» Бермонт произвел себя в генерал-лейтенанты и назвался князем Аваловым. Естественно, проживавшие в эмиграции кахетинские князья Аваловы не пожелали иметь дело с самозванцем.

Процесс Бермонта-Авалова мог вызвать скандал в Третьем рейхе. Ситуацию разрулил Бенито Муссолини, к которому ранее несколько раз приезжал Авалов. В итоге Павла выслали из Германии «к Бениной матери». С началом войны Бермонт перебрался в Белград, а оттуда в 1941 году в США и там объявил себя антифашистом. Он, мол, еврей и сидел в фашистских застенках. Далее в Америке жулик предпочел политику обычному бизнесу. Умер он на 97-м году жизни – в 1973-м.

Можно предположить, что история князя Авалова стала известна Чарли Чаплину. Ну а далее, как мы помним, в фильме «Великий диктатор» еврей-парикмахер становится вождем в фашистском государстве. Что делать – кинорежиссеры любят преувеличивать.

Александр Широкорад

Источник: