Тайна немецких потерь во Второй мировой войне



Величина немецких потерь в ВМВ (и их соотношение с потерями СССР) – тема достаточно сложная. Иначе бы её уже давно разобрали и закрыли, но количество публикаций по ней только растёт. Особый интерес к теме возник после ряда визгов по ней в СМИ, то есть эмоциональных утверждений (трупами завалили, на одного немца 10 своих положили), у которых на поверку оказываются сомнительные, а то и прямо лживые основания.

Фундаментальный источник по теме — «Сухопутная армия Германии 1933-1945», автор Мюллер-Гиллебранд (М-Г). Раздел о потерях немецких вооружённых сил идёт там с 700 стр. М-Г сперва указывает, что население Германии (с Австрией и Судетами) перед войной — 80,6 млн. В том числе 24,6 млн. мужчин в возрасте от 16 до 65 лет. За период 01.06.1939 – 30.04.1945 г. в вооружённые силы Германии (ВСГ) было призвано 17,9 млн. человек.

Ряд историков считают: поскольку М-Г указывает время с 1 июля 1939, то 17,9 млн. — это мобилизованные именно после 01.06.39. Следовательно, к этой цифре надо прибавить мобилизованных до 01.06.1939 — 3,2 млн. чел. Итого получается 21,1 млн. – столько человек было мобилизовано в ВСГ за время Второй мировой войны. Такую цифру, в частности, указывает Кривошеев (точнее, коллектив авторов под руководством Кривошеева) в известном труде «Потери Вооружённых сил СССР в войнах...»

Сам М-Г такого сложения (17,9 млн. + 3,2 млн.) не делает, хотя материал подаётся им так, что операция сложения напрашивается. Многие исследователи критикуют сложение, указывая, что указанные М-Г 17,9 млн. – это таки общее количество мобилизованных, в ней содержатся и те, кто уже был мобилизован на июль 1939. В зарубежных источниках сложение неизвестно, везде указывается 18 млн. призванных в ВСГ.

Скорее всего, сложение действительно неправильно, и 21 млн. мобилизованных — цифра завышенная. К 1942 г. в Германии имелось 17,2 млн. мужчин 17-45 лет (призывной контингент). Из них уже было мобилизовано 8,7 млн., 5,1 млн. освобождено от мобилизации, 2,8 млн. признано негодными к строевой службе (цифры из «Германия во второй мировой войне (1939—1945)», автор Блейер В. и др.). То есть, людей в Германии оставалось для армии уже очень мало. Немцам пришлось пересматривать основания для признания негодными по здоровью; в частности появились пресловутые батальоны для солдат с ушными и желудочными заболеваниями. Прочёсывали освобождённых от мобилизации – точно ли военная экономика не обойдётся без них. Раздвинули возраст подлежащих мобилизации. Мобилизовано немалое количество женщин. Мобилизовали также массу иностранцев.
Тайна немецких потерь во Второй мировой войне. Часть I. Про Мюллера-Гиллебранда

В общем, 21 млн. человек для армии немцы могли бы найти. Но люди нужны были не только в собственно вооружённые силы.

Таблица из М-Г. Видно, что огромное количество людей состояло в вольнонаёмном составе ВСГ и военизированных организациях; уже в 1941 г. в них было 900 000 человек – это до появления хиви-иностранцев. В 1944 г. эта категория насчитывала уже 2,3 млн. человек (вместе с собственно военнослужащими получается 12,07 млн). Помимо этого в 1944 появился фольскштурм в 1,5 млн. человек. Плюс ещё организация Тодта (немецкий стройбат) – 1,5 млн. человек на июнь 1944 (немцев из них 200 000). Плюс полиция: в 1944 — 573 000 человек, из них в Германии 323 000. Плюс функционеры нацистской партии — 343 000 в 1944 г. Плюс сотни тысяч человек в администрации оккупированных территорий, формированиях службы безопасности (СД), тайной полиции (гестапо), общих силах СС. Ну и, конечно, значительное количество мужчин призывного возраста должно было остаться в экономике, не всех возможно было заменить иностранцами и женщинами. Людей на всё это и на 21 млн. в ВСГ явно не хватило бы, несмотря ни на какие ухищрения.

Итак, цифра М-Г — около 18 млн. мобилизованных в ВСГ – это именно общее их количество. Другое дело — насколько верна эта цифра? Говоря о немецких потерях, М-Г указывал, что не все их можно было учесть, а в последние месяцы войны учёт потерь принципиально неполон, поскольку начался общий развал, затронувший и системы учёта. Но это же касается и учёта мобилизованных — централизованный сбор сведений о них в последние месяцы был очень затруднён. Насколько полно учтены мобилизации 1945-го? Тогда личный состав из фольскштурма, гитлерюгенда и других военизированных организаций зачастую вливался в соединения вермахта прямо на фронте; в прифронтовых городах мобилизовали рабочих, прежде не подлежащих призыву (заводы всё равно уже останавливались).

Сам М-Г прямо под таблицей мобилизованных пишет: «Цифровые данные можно рассматривать как достоверные за весь период, за исключением последних пяти месяцев войны». В цифру М-Г надо вносить поправку на недоучёт мобилизованных. Как минимум, не около 18 млн., а более 18 млн.

Часть публицистов считает, что 18 млн. человек, указанных М-Г, — это мобилизованные с территории Германии. Иностранцы в это число не входили. Форма подачи М-Г способствует такому предположению: сначала он даёт население Германии к началу войны (80,6 млн.), а затем количество мобилизованных — 17,9 млн. В каких границах Германии посчитаны мобилизованные он не уточняет. Следовательно, к 18 млн. надо прибавить иностранцев.

Известно, что ВСГ пополнялись не только уроженцами Германии (в границах 1939 г). После начала войны территория и население Германии увеличилась. Были присоединены Эльзас с Лотарингией, Люксембург, запад Польши, Словения. В распоряжении гитлеровцев оказались дополнительные призывные контингенты. Также мобилизация проводилась среди немцев-фольскдойче* Югославии, Венгрии, Румынии и частично СССР (численность фольскдойче на 1938 по немецким оценкам: в Польше — 1,2 млн., Румынии — 0,4 млн, Венгрии — 0,6 млн., Югославии — 0,55 млн., СССР — 1,15 млн. (в оккупированной зоне оказались примерно 300 000)). В войска СС была набрана масса отребья с почти всей Европы. В ВСГ вступили сотни тысяч граждан СССР.

В некоторых публикациях масштабы внегерманского набора несколько преувеличивают. Отрывок для примера: «Далее следуют эльзасцы, общая численность которых в эти годы определялась в 1,6 млн. чел., и у которых немцы могли при поголовной мобилизации мужчин поставить под ружье порядка 300-400 тыс. чел. Еще около 100 тыс. таким же образом мог дать Люксембург, включенный в состав рейха». Здесь сразу нет, 100 000 – это около половины всего населения Люксембурга, если глянуть источники – то там немцы мобилизовали 10-12 000 человек. В Эльзасе мобилизовали 130 000, на это тоже есть источники. Всего, количество мобилизованных вне границ Германии 1939 г. оценивают примерно в 2 млн. человек. Итого, общее количество получается 20 млн.

Однако этот тезис: М-Г посчитал только мобилизованных в границах Германии 1939 г. и к ним следует прибавить мобилизованных вне этих границ – это только предположение. И, скорее всего, неверное. Известный немецкий историк Р. Оверманс, кажется, вносит некоторую ясность в вопрос. Его данные по мобилизованным с распределением по месту мобилизации:

1) Германия, послевоенные границы: мобилизовано 11.813.000 — убито из них 3.546.000.
2) Бывшие восточные территории Германии: мобилизовано 2.525.000 — убито 910000.
3) Иностранцы немецкого происхождения из аннексированных территорий (польские области, Судеты, Мемель): мобилизовано 588000 — убито 206000.
4) Австрия: мобилизовано 1.306.000 — убито 261000.
5) Итого большая Германия: мобилизовано 16.232.000 — убито 4.932.000.
6) Иностранцы немецкого происхождения из Восточной Европы (Польша, Венгрия, Румыния, Югославия): мобилизовано 846000 — убито 332000.
7) Эльзас-Лотарингия: мобилизовано 136000 — убито 30000.
8) Другие (из Западной Европы): мобилизовано 86000 — убито 33000.
Всего: мобилизовано 17.300.000 — погибло 5.318.000. Мобилизованные считаются только в вермахт, убитые — и в вермахте и войсках СС.

Оверманс не учитывает мобилизованных в войска СС (900 000 человек), поскольку достоверно неизвестно – сколько из них немцев, а сколько иностранцев. То есть, вроде как Оверманс считает только солдат немецкого происхождения. Тут неясно с поляками и словенцами, проживавшими на территориях, включённых в Германию, а также чехами из протектората. Польские историки пишут, что в ВСГ было мобилизовано 375 000 поляков (о них можно погуглить «Polacy w Wehrmachtu»). Возможно, поляки входят в 846 000 человек из графы (6), немецкое население указанных в графе территорий было не настолько большим, чтоб дать столько солдат. Тем более, что часть немцев Венгрии и Румынии были мобилизованы в армии этих стран, а не в армию Германии.

Неясно также с количеством мобилизованных в войска СС. Оверманс даёт цифру 900 000 человек. Сложив её с цифрой мобилизованных в вермахт, получаем 18,2 млн. – столько по Овермансу было всего мобилизовано в ВСГ. Но, есть и другие цифры; на март 1945 в войсках СС числилось 800 000 человек, следовательно за время войны в них было мобилизовано больше – до 1,2-1,4 млн.

Также Оверманс не включает в общее число мобилизованных (и соответственно в немецкие потери) уроженцев СССР — от власовцев до прибалтов. По сведениям М-Г: «общая численность «восточных войск» (без «хиви») в конце 1943 г. достигла 370 000 человек». Далее их численность ещё увеличилась.

Не учтены также испанцы, которых прошло через вермахт около 50 000 чел.

Итак, к цифре Оверманса (18,2 млн.) надо добавить всех неучтённых — в результате недоучёта мобилизованных и в вермахт и в войска СС, плюс уроженцы СССР и т.п. Итого можно принять: в ВСГ за время войны было мобилизовано 19 млн. человек. Меньше точно нет, много больше вряд ли.

19 млн. — это мобилизованные в ВСГ. Вольнонаёмные (включая хиви), военизированные организации, разные виды полиции и т.п. считаются отдельно. Но с ухудшением обстановки на фронтах все они тоже втягивались в боевые действия. Известно о множестве батальонов фольскштурма и полиции брошенных в бой. Другой пример: служба труда (отряды подростков, отбывающих положенный в Германии срок трудовой повинности) – в неё были переданы 400 зенитных батарей. Из фильма «Бункер» мне запомнился фанатизм подросткового расчёта зенитки в боях за Берлин. Женщин и девушек целыми отрядами включали в службы ПВО Германии.

Кривошеев сетует, что люди из вольнонаёмного состава (включая хиви) и военизированных организаций нередко воевали, как настоящие военные, но их потери учитываются как потери гражданского населения. Ну, это как раз нормально; с нашей стороны не учитываются, как военные, потери партизан, военизированных импровизаций 1941-го — истребительные отряды, ополчение. Даже выделяемые Кривошеевым 0,5 млн. призванных, но не зачисленных в армейские части, надо, на мой взгляд, отнести в потери гражданского населения СССР.

Приходная часть баланса германских вооружённых сил приблизительно установлена. Теперь расходная часть. М-Г даёт такие потери ВСГ с 1 сентября 1939 по 30 апреля 1945:

М-Г подаёт эти цифры как достоверные и официальные. Точнее, это официальный отчёт отдела учёта потерь при ОКW. Учёт потерь в Германии вёлся по двум каналам: 1) войска слали донесения о потерях; 2) каждый призванный вносился мобилизационными органами Германии в картотеки поименного учёта, далее в этих картотеках отмечалось — что случилось с призванным. Общий отчёт основан на этих двух системах учёта: просуммированы донесения из войск с уточнением по картотекам поименного учёта.

Но ниже М-Г пишет о недостатках учёта. В донесениях из войск о потерях содержался «целый ряд ошибочных сведений»; «к моменту отправки донесения... не всегда представлялось возможным собрать полные и надёжные сведения о числе убитых»; «в условиях быстротечной маневренной войны... особенно в периоды отступления войск имело место, естественно, некоторое запоздание с представлением донесений или частичное отсутствие таких донесений в течение многих дней вследствие сложившейся боевой обстановки или повреждения и выхода из строя средств связи».

То есть донесения из войск были неполными. Картотеки тоже не являлись надёжным инструментом учёта – немало их сгорело в огне бомбёжек, значительная часть картотек из восточных областей Германии была утрачена в ходе изгнания оттуда немецкого населения. Поименные данные по восточным областям не сохранились – а ведь мобилизованные из них понесли наибольшие потери. Как пишет М-Г: «потери в войне населения восточных немецких провинций – Восточной Пруссии, Померании, Бранденбурга, Силезии – в процентном отношении были более высокими..., поскольку здесь на Востоке, действовавшие войска пополнялись людьми из восточных областей Германии».

То есть цифры потерь М-Г достоверные, официальные, но не полные. Сам М-Г прямо об этом пишет. Цитата: «К числу убитых, числившихся в категории пропавших без вести, равному одному-двумя и даже более миллионам человек, следовало бы добавить ориентировочное количество убитых, равное 2330 тыс. человек, и тогда общее количество убитых военнослужащих составило бы цифру между 3,3 и 4,5 млн. человек». То есть, неизвестно на самом деле — сколько пропало без вести, сколько из них погибло; в общем, количество погибших может быть больше, чем указывается в отчёте – до 4,5 млн. (тут оценка немецких потерь по М-Г совпадает с их оценкой по Кривошееву).

Сводим баланс: 19 млн. мобилизовано в ВСГ, выбыло из них 7 млн. (2,2 млн. убито, 2,8 млн. пропало без вести, 2,3 млн. искалечены — так по отчётности М-Г). Спрашивается: куда делись остальные? Имелось 19 млн. бойцов, убыло 7 млн. – остаётся 12 млн.

Есть публицисты, что выдают цифры М-Г как настоящие потери Германии, не обращая внимания на невероятную нестыковку между приходом и убылью и не обращая внимания даже на оговорки самого М-Г. Это лживый мусор. Но если набрать в поиске «Потери Германии в ВМВ» — то этот мусор высвечивается в первых строчках. Вообще, кто-то напихал в викиреадинг немало подобного мусора.

В самой Германии усомнились в этих цифрах. Хотя и не сразу, а лет через 50 лет после их появления. До этого там был запрос на другое, битые военачальники писали мемуары: как они успешно наступали при соотношении сил 1 к 4 в пользу советских войск, успешно оборонялись при соотношении 1 к 7, и вынуждены были отступить при соотношении 1 к 15. Большие потери немецких войск тут никак не вписывались.

Есть мнение о немецкой педантичности, в силу которой они должны точно посчитать свои потери. Нет, не подсчитали. Причины здесь вполне объективные: отчёты из войск о потерях просто не могли быть полными, а в последние месяцы и подавно. Не сохранилась и значительная часть картотек поименного учёта.

Немцы не смогли также посчитать количество погибших от бомбёжек. Оценки разнятся не на проценты, а в разы. Также не установлено — сколько немцев погибло при изгнании немецкого населения из Чехии, Польши, Югославии и бывших восточных провинций Германии. Разброс оценок — от 0,5 млн до 2,5 млн. Неизвестно даже — сколько в ВСГ мобилизовали женщин, «численность не установлена» — цитата из немецкого сборника «Итоги Второй мировой войны. Выводы побеждённых». Так что мнение, будто немцы по своей педантичной природе всё точно подсчитали, отметается.

В общем, прямой статистический подсчет потерь немецкой армии невозможен. Для этого просто нет надёжных источников.

Ярослав 2

Использованы фотографии: Википедия

Источник: topwar.ru





войдите VkontakteYandex
символов осталось..


Комментарии 0

    Выделите опечатку и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отправить сообщение об ошибке.