Одна из древнейших линз была обнаружена на севере Ирака в городе Нимруд. Линза представляла собой кусок горного хрусталя, одна сторона которого была плоской, а другая выпуклой. По всем параметрам этот предмет походил на увеличительную линзу, и эти свойства подтвердил физический анализ находки.
Этот знаменитый артефакт, изготовленный из горного хрусталя находится в Британском музее.
Большинство посетителей, изумленных каменными изваяниями царей, барельефами, первыми письменными клинописными знаками, потрясающими произведениями искусства из золота и самоцветов, равнодушно скользят взглядом по витрине с овальным кусочком тусклого горного хрусталя на проволочной подставке.
Между тем, этот неприметный экспонат заслуживает самого пристального внимания. Он способен перевернуть наши представления о возможностях одной из древнейших цивилизаций человечества.
В 1850 году британский археолог Лейярд раскапывал город Нимруд в Персии (ныне руины на территории современного Ирака) погребенный под огромным холмом из глины и песка. За 1300 лет до Р.Х. здесь была столица царя Нимрода, упомянутого в Библии.
Первая же находка глубоко потрясла Лейярда. Ворота города охраняли прекрасно сохранившиеся каменные изваяния вавилонских кентавров – полубыков-полулюдей.
Затем находки посыпались, словно из рога изобилия.
Среди них была и вот эта исцарапанная линза из горного хрусталя, чудом сохранившаяся под обломками рухнувшего дворца. Она вошла в историю археологии как линза Нимруда или линза Лейярда.
Консервативные европейские ученые мужи по сей день осторожно предполагают, что артефакт служил декоративным украшением дворцового интерьера или парадной одежды.
Исследователи посмелее провели эксперименты и выяснили, что хрустальная линза Лейярда способна сконцентрировать солнечный свет и поджечь хворост в очаге. Также выяснилось, что линза дает трехкратное увеличение отдаленных предметов.
Но все скептики от официальной науки отказываясь поверить в оптическое применение хрустального Нимрудского артефакта. Тем более, что для простейшего телескопа требуются две линзы. Проще всего объявить артефакт «ритуальным предметом культа», что и сделали кураторы Британского музея.
Однако в полевых дневниках Лейярда имеются записи о том, что линза была окружена истлевшей древесиной. Она явно была вставлена в какое-то устройство. Возможно, существовала и вторая хрустальная линза, служившая окуляром древнейшего ассирийского телескопа (а может, первого в мире микроскопа?), но она либо разрушилась, либо ее просто не нашли в руинах.