Русские Вести

Советский учёный-микробиолог Зинаида Ермольева


Герои культовых книг советских писателей занимали особое место в жизни страны. Они становились образцами для подражания, их представления о смысле жизни, справедливости, поступки воспринимались как эталонные. Литературные и киногерои с "правильными" биографиями часто отличались от своих реальных прототипов.

В 1930-е гг. по популярности не было равных Павке Корчагину - герою романа Николая Островского "Как закалялась сталь". Его ближайшим конкурентом стал выбравший профессию полярного летчика Саня Григорьев - главный персонаж приключенческого романа Вениамина Каверина "Два капитана", написанного в 1938-1944 гг. и удостоенного Сталинской премии. Знаменитый девиз романа "Бороться и искать, найти и не сдаваться" не в меньшей степени подошел бы и следующему масштабному произведению Каверина - трилогии "Открытая книга" о выдающейся женщине-ученом.

Обложка романа В. Каверина "Открытая книга".

Но если многие легендарные литературные герои были придуманы писателями, то героиня "Открытой книги" была "списана" с конкретного человека. Микробиолога Зинаиды Ермольевой.

Зинаида Виссарионовна Ермольева (1897-1974) в лаборатории.

"Итак, она звалась Татьяной..."

Автор, большой почитатель А.С. Пушкина (собственный псевдоним "Каверин" он взял из "Евгения Онегина", где упомянут реальный приятель молодого Пушкина - гусар П.П. Каверин) недолго думал над именем главной героини. Конечно, Татьяна... Роман написан от первого лица. Это исповедь, отразившая научные и нравственные поиски, неудачи, успехи, переживания женщины в ее разных возрастах и ипостасях - дочери, жены, матери, пытливого исследователя.

Биография микробиолога, образцового ученого новой формации Татьяны Власенковой включала набор обязательных атрибутов советской Золушки. Девочка из бедной семьи, вынужденная, несмотря на желание учиться, прислуживать в трактире, волею судьбы попадает в дом, где живет старый ученый (он, естественно, носитель передовых идей, бесплатно лечит больных и не в ладах с царским режимом), который подготовил Татьяну к школе и разбудил в ней интерес к науке. Другим серьезным увлечением девушки является сцена. Осознав ограниченность своего актерского дарования, Татьяна сосредотачивается на микробиологии и поступает в вуз: благо советская власть предоставила девушкам из бедных семей эту возможность. Отсутствие помощи со стороны родителей компенсируется целеустремленностью, высокой работоспособностью и требовательностью к себе.

Каверин умело избегал злоупотребления традиционной советской риторикой. В итоге образ Татьяны получился живым и реалистичным, а профессия микробиолога обрела популярность среди советских девушек.

Наталья Дикарева в роли молодой Татьяны Власенковой в телесериале "Открытая книга" (реж. В. Титов).

Образ на экране

В 1970-е гг. уже любимый в СССР роман В. Каверина "Открытая книга" экранизировали. Двухсерийный фильм режиссера Владимира Фетина вышел в 1974 г., девятисерийный Виктора Титова - в 1979 г. Фетин выбрал на роль главной героини свою жену - красавицу Людмилу Чурсину, которая в предыдущих его фильмах ("Виринея", "Любовь Яровая") успешно справилась с воплощением неординарного женского характера. Тем не менее фильм стал бледной копией романа. Заботясь о массовом успехе, режиссер сделал ставку на внешние данные актрисы, а не на ее богатый внутренний мир. Отсюда - придуманные им самим эффектные сцены. Например, письмо будущего мужа Татьяна Власенкова читает в бане, придерживая короткую простыню зубами. По мысли режиссера, на полуобнаженную актрису должны были "сбежаться все мужики".

Зрелую Татьяну Власенкову сыграла знаменитая Ия Саввина. Фото: kino-teatr.ru

В следующей экранизации наконец появилась настоящая героиня Каверина в исполнении Натальи Дикаревой. Внешность актрисы и трактовка образа соответствовали литературному замыслу. Зрелую Татьяну Власенкову сыграла знаменитая Ия Саввина, превратив ее в лишенную обаяния женщину, что заметили не только зрители и критика, но и сам автор романа, он же соавтор сценария1. Тем не менее хорошо поставленный сериал с сильным актерским составом имел успех.

Каверин не случайно обратился к судьбе женщины-ученого. Сам писатель в молодости активно занимался научной деятельностью, защитил диссертацию по филологии. Его женой была автор исторических повестей Лидия Тынянова, сестра известного литературоведа Юрия Тынянова. Родной брат Каверина Лев Зильбер - основоположник советской вирусологии. Но главное - писателя связывала многолетняя дружба и родственные отношения с Зинаидой Ермольевой, без которой, по признанию самого Каверина, романа бы не было.

Именно она стала прообразом Татьяны Власенковой.

"Открытая книга" вышла в свет, когда доктор медицинских наук, лауреат Сталинской премии и других правительственных наград Зинаида Виссарионовна Ермольева была уже хорошо известна в научном сообществе СССР и зарубежных стран. В 1984 г. в Волгограде была издана небольшая научно-популярная книжка Т.Л. Мельниковой "Сквозь призму невидимого". Там хорошо описано научное творчество Ермольевой, чего не скажешь об истории ее жизни.

Гимназию - с золотой медалью

Многочисленные статьи и телепередачи о З.В. Ермольевой пестрят ошибками, касающимися ее семьи и ранних лет. Юбилеи отмечаются исходя из официальной (1898 г.), а не реальной (1897 г.) даты рождения, соответствующей метрической записи2. В текущем году - 125-летие выдающегося ученого.

Ранние годы жизни Зинаиды Ермольевой существенно отличались от истории героини Каверина. Зинаида родилась 2 (16) октября 1897 г. в семье донских казаков - подъесаула 4-го Донского казачьего полка (позже войскового старшины) Виссариона Васильевича Ермольева и его жены Александры Гавриловны в Щучине Ломжинской губернии, где был расквартирован полк отца. Вскоре Ермольевы вернулись на Дон. Они жили на хуторе Фролово Усть-Медведицкого округа около железнодорожной станции Арчеда. Ныне город Фролово относится к Волгоградской области. По окончании семи классов гимназии Зинаида была удостоена золотой медали; после дополнительного восьмого класса она получила квалификацию домашней учительницы по русскому языку и математике3.

Первые шаги в науку

Ровно в год завершения Зинаидой гимназического образования (1916) в Ростове-на-Дону открылся Женский медицинский институт, где преподавали в основном профессора эвакуированного в город Варшавского университета. Туда после преодоления формальных препятствий и поступила девушка4. В январе 1921 г. З. Ермольева получила диплом медицинского факультета советского Донского университета, "поглотившего" ее alma mater.

Еще будучи студенткой, благодаря наставникам - профессорам В.А. Барыкину и П.Ф. Здродовскому, Зинаида определилась со специализацией в области бактериологии. Она принимала непосредственное участие в ликвидации эпидемий испанки и тифа, бушевавших на Дону. В начале 1920-х гг. заведующая лабораторией Бактериологического института и преподаватель кафедры микробиологии Донского университета Ермольева самоотверженно боролась с холерой, используя для исследования холерного вибриона не только лабораторное оборудование, но и собственный организм.

В.А. Энгельгардт, З.В. Ермольева и Л.А. Зильбер на конгрессе в Берлине. 1927 год.

Тогда же произошла встреча с любовью всей жизни - молодым врачом IX армии, будущим выдающимся вирусологом Львом Зильбером (тем самым братом В. Каверина; в романе он Андрей Львов).

В Москву!

Первые публикации молодого ростовского ученого, ее доклады на всероссийских съездах эпидемиологов и бактериологов впечатлили столичных коллег. Зинаиду пригласили в Москву. С 1925 г. она заведовала отделом биохимии микробов в Биохимическом институте Наркомздрава РСФСР (позже Институт биохимии АН СССР). В 1930-е гг. отдел химии микробов и иммунитета под руководством Ермольевой работал в стенах Всесоюзного института экспериментальной медицины (ВИЭМ). Стажировки за рубежом, в том числе в знаменитом институте Пастера в Париже, давали возможность обмена опытом. Вот где пригодилось хорошее знание французского, немецкого и английского языков.

В 1935 г. молодому, но уже авторитетному ученому присвоили звание доктора медицинских наук без защиты диссертации. Работы Ермольевой в области химической природы явлений иммунитета, ферментоподобной природы бактериофага и лизоцима имели большое практическое значение для лечения хирургических, гинекологических, глазных заболеваний. В глазной клинике Первого медицинского института лизоцим признали высокоэффективным при лечении гнойных заболеваний и ползучей язвы роговицы глаза. Научным ответом на обращение руководителей Главного управления рыбной промышленности, озабоченных быстрой порчей черной икры, стала консервация одного из стратегических продуктов советского экспорта лизоцимом5.

Активная научная деятельность происходила на фоне арестов коллег, родных и близких, в том числе второго мужа Ермольевой - микробиолога А.А. Захарова, Л.А. Зильбера, брата Александра.

В осажденном Сталинграде З. Ермольева наладила выпуск антибактериального препарата и спасла город от холеры. Фото: РИА Новости

Работа в осажденном Сталинграде

Научные разработки в области медицины стали особенно востребованными в военное время. Количество спасенных учеными жизней не поддается подсчету.

В разгар лета 1942 г. в осажденном Сталинграде были зарегистрированы первые случаи холеры. С целью предупреждения новых заболеваний в город была направлена Ермольева, которая во время холерной эпидемии на границе с Афганистаном вместе с коллегами апробировала холерный бактериофаг и разработала ускоренный метод бактериологической диагностики холеры.

Наша героиня позже вспоминала, как в подземной лаборатории Сталинграда оперативно наладили производство бактериофага, "необходимого в огромных, с каждым днем все возрастающих количествах". Его получало все гражданское население и войска. В борьбе с "незримой армией" принимали участие не только бактериологи, а все, кто остался в городе: они выявляли больных, хлорировали колодцы7. По прямому проводу, справляясь о состоянии дел в осажденном городе, Зинаиде Виссарионовне звонил сам И.В. Сталин, называвший ее "сестренкой". В итоге распространение холеры удалось предотвратить.

За успешное выполнение задания Наркомздрава Ермольева была награждена орденом Ленина8. Ее монография "Холера", изданная в 1942 г., стала настольной книгой врачей-инфекционистов.

Лауреаты Сталинской премии сотрудницы ВИЭМ З.В. Ермольева и Л.М. Якобсон - "за разработку нового метода быстрой диагностики и фагопрофилактики инфекционной болезни". Фото: Государственный центральный музей современной истории России

23 марта 1943 г. в газете "Известия" опубликовали списки новых лауреатов Сталинской премии. Среди награжденных за "коренные усовершенствования методов производственной работы за 1942 год" были знаменитые авиаконструкторы С.В. Ильюшин, Н.Н. Поликарпов, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев, создавшие новые образцы и усовершенствовавшие конструкции самолетов, а также сотрудницы ВИЭМ Ермольева и Л.М. Якобсон - "за разработку нового метода быстрой диагностики и фагопрофилактики инфекционной болезни". Деньги были переданы в фонд обороны, а вскоре истребитель с надписью на борту "Зинаида Ермольева" взлетел в небо.

Сталинскую премию женщины-ученые потратили на постройку истребителя Ла-5. Фото: НПО Лавочкина

Восьмое чудо света

Настоящим прорывом военных лет стало создание Ермольевой и ее коллегами по ВИЭМ из плесневых грибков первого отечественного антибиотика - пенициллина-крустозина. Зинаиде Виссарионовне было доверено в сжатые сроки наладить его промышленное производство.

Зинаида Ермольева и Говард Флори. Москва, 1944 г.

В научных трудах неоднократно рассмотрены все этапы изобретения, но первым был Каверин, описавший тесный и необорудованный институтский флигель с термостатами в ящиках от письменных столов, где родился крустозин - "восьмое чудо света" и состязание создателей советского и английского антибиотиков по воздействию их препаратов на раненых с сепсисом - пациентов Яузской больницы. Будущий Нобелевский лауреат Г. Флори, в романе Каверина - Норкросс, признал преимущество советского препарата.

Ампулы с первым отечественным антибиотиком пенициллином-крустозином. Фото: ТАСС

З.В. Ермольева убедилась в эффективности своего детища для предупреждения осложнений при тяжелых ранениях на 1-м Прибалтийском фронте, куда в 1944 г. выезжала в составе бригады под руководством Н.Н. Бурденко - главного хирурга Красной армии, президента только что образованной Академии медицинских наук.

З.В. Ермольева на 1-ом Прибалтийском фронте с медицинскими работниками, работавшими с первым советским пенициллином. Фото: из фондов Музея современной истории России

Производство отечественного пенициллина было поставлено на поток. А научный поиск продолжался. Под руководством Ермольевой создавались и внедрялись в производство новые антибиотики, а в 1960 г. был получен противовирусный препарат интерферон. Возглавляемый ею журнал "Антибиотики" стал авторитетной площадкой обмена идеями и опытом. Зинаида Виссарионовна также являлась членом редколлегии международного "Журнала антибиотиков", издаваемого в Токио.

Зинаида Виссарионовна Ермольева (1897-1974) в лаборатории. Фото: Давид Шоломович / РИА Новости

Признание и память

Действительный член Академии медицинских наук СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, удостоенная множества высоких государственных наград, Зинаида Ермольева была одной из самых известных за рубежом советских женщин-ученых. Консультант Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), участница научных форумов в Париже, Праге, Будапеште, Милане, Всемирных конгрессов женщин - она везде достойно представляла свою страну. Автор 535 научных работ, подготовившая более 150 кандидатов и 30 докторов наук, член президиумов Дома ученых АН СССР и Всесоюзного общества "Знание", Ермольева была востребована до последних дней жизни. Почтовый ящик ее квартиры в доме 4 на Сивцевом Вражке был всегда полон корреспонденции. При этом мало кто в масштабе необъятной страны знал ее фамилию, а открытие отечественных антибиотиков в представлении советской читательской и киноаудитории прочно ассоциировалось с именем... Татьяны Власенковой.

Обложка монографии З. Ермольевой "Холера" (1942).

Ермольевой не стало 2 декабря 1974 г. Память о ней сохраняется в названии кафедры микробиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (место работы ученого с 1952 по 1974 гг.), улиц в Москве и Фролове. В музее-заповеднике "Сталинградская битва" демонстрируется монография "Холера" и лабораторные инструменты Ермольевой.

Сняты документальные фильмы, в том числе "Госпожа пенициллин" - проект канала "Культура". В телесериале "Черные кошки" фигурирует изобретатель антибиотиков Зинаида Илларионовна Ермолова...

Памятник З.В. Ермольевой в г. Фролово Волгоградской области.

Три года назад торжественно открыли бюст Ермольевой в городе Фролово, а в сентябре 2021 г. в Парке культуры и отдыха имени 1 Мая в Ростове-на-Дону, городе студенческой юности ученого, вблизи корпуса Ростовского государственного медицинского университета был заложен памятный камень и объявлено о сооружении на этом месте памятника выдающемуся микробиологу.

Памятный камень в Ростове-на-Дону на месте будущего памятника З.В. Ермольевой. 2021 г.

Страна должна знать своих героев!

  • 1. Каверин В. Трагикомедия экранизации // Каверин В. Литератор. Дневники и письма. М., 1988. С. 93-95.
  • 2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 19. Оп. 128. Д. 405. Л. 95 об. -96.
  • 3. Государственный архив Ростовской области. Ф. Р-46. Оп. 2. Ч. 1. Д. 698а. Л. 4-5.
  • 4. Еремеева А.Н., Заман М.Х. Однокурсницы. Зинаида Eрмольева и Нина Клюева: путь в профессию // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. N 74. С. 191-199. DOI: 10.17223/19988613/74/25
  • 5. ГА РФ. Ф. Р-4737. Оп. 2. Д. 1118. Л. 17.
  • 6. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 25. Л. 14-15.
  • 7. Ермольева З.В. В борьбе с незримой армией // Дочери России. М., 1975. С. 195-201.
  • 8. Болотова Е.Ю., Болдырев Ю.Ф., Старшинина О.В. Зинаида Виссарионовна Ермольева в Сталинграде: страницы подвига. 1942 год // Великая Отечественная война1941-1945 гг. в судьбах народов и регионов. Казань, 2015. С. 397-403.

Источник: rg.ru