"Ночные ведьмы" - неофициальное название женского авиационного полка, навевавшего ужас на солдат фашистской Германии на протяжении всей Второй мировой войны. Отважные молодые летчицы на простых "кукурузниках" внесли неоценимый вклад в победу над врагом.
Женщины идут воевать
Великая Отечественная война - война народная. Никто не остался в стороне. Воевали все - мужчины, женщины, дети. Практически каждый советский человек внес свою лепту на пути к Великой победе. Через некоторое время после начала военных действий на территории СССР женщины, оставаясь в тылу, устали смотреть на то, как их мужчин забирают на фронт. Именно тогда советские девушки приняли решение пойти защищать Родину "огнем и мечом" наравне со своими мужьями и братьями. Все началось с полковника Марины Расковой, которую называли "Советской Амелией Эрхарт". Она горячо желала отправиться на фронт. Заручившись поддержкой единомышленниц, Раскова обратилась к Иосифу Виссарионовичу Сталину с просьбой организовать полк женщин-летчиц.
В октябре 1941 года генсек удовлетворил ее просьбу. Так появился легендарный 588-й полк ночных бомбардировщиц ВВС СССР, которых окрестили "ночными ведьмами". Он состоял полностью из женщин.
"Дунькин полк"
Женский авиационный полк был сформирован в октябре 1941 года. Формированием подразделения управляла Марина Раскова - та женщина, которая была в первую очередь причастна к формированию женского авиаполка. Мария Рунт занималась партийно-политическими делами подразделения. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская. Она командовала "ночными ведьмами" вплоть до окончания войны. Именно в ее честь советских летчиц, любя, окрестили в народе "Дунькиным полком".
Невозможное возможно
Полк формировался и обучался в городе Энгельс в Саратовской области. Женщинами были все его участницы: от механиков до штурманов и пилотов.
В конце мая 1942 года полк впервые оказался на фронте. Первый боевой вылет пришелся на 12 июня 1942 года.
Полк, состоявший только из женщин, был очень плохо подготовлен с технической точки зрения. В большинстве своем хрупким молодым 17-25-летним девушкам выдали слишком большую форму, сапоги, которые приходилось набивать рваными тряпками, а также самолеты, совершенно не предназначенные для ведения боевых действий. Казалось, что шансы на успех были ничтожно малы.
Летчицы должны были выходить в бой на самолетах Поликарпов П0-2, изначально предназначенных для посевных работ. Они имели два сидения, открытую кабину без каких-либо защитных элементов, без приборов для связи и тем более какого-либо оружия. В кабинах даже не было парашютов. Девушки обходились без каких-либо навигационных приборов, сражаясь не только с врагом, но и погодными условиями в виде дождя, ветра и низких температур.
Почему "ведьмы"?
В примитивной конструкции самолетов были и свои плюсы. Она затрудняла их обнаружение на радарах и делала их более маневренными, позволяя какое-то время передвигаться с выключенным двигателем. Благодаря этому "ведьмы" могли фактически подкрадываться к ничего не подозревающему врагу и сбрасывать на него свои бомбы. Самолеты с отключенными двигателями, скользя в воздухе, лишь еле слышно шелестели своими крыльями будто метлами. Именно эта особенность принесла им прозвище "ночные ведьмы", данное им немецкими солдатами, которые с ужасом отмечали, что их небольшие самолеты похожи на ведьминские метлы в ночном небе.
Летали "ведьмы" всегда группами по три самолета и только в ночи. Два самолета использовались как приманка, чтобы вызвать огонь противника, в то время как третий начинал бомбардировку.
Эти молодые девушки, вчерашние школьницы, вселяли в немецких солдат жуткий страх. Под покровом ночи фрицы боялись даже закурить сигарету и случайно разоблачить свое месторасположение. О них ходили слухи. Немцы поговаривали, что советские врачи прибегли к экспериментальной медицине, чтобы улучшить зрение летчиц. За одну сбитую "ведьму" немецким солдатам обещали в награду Железный Крест.
Боевой путь
Начиная с 1942 года и до самого конца войны полк ни разу не уходил на переформирование. Отряд "ночных ведьм" принимал участие во множестве военных операций.
За 4 года войны "ночные ведьмы" совершили 30 тысяч бомбардировок и сбросили на немецкую армию более 23 тысяч тонн боеприпасов.
На протяжении всего существования полка летчицы произвели в общей сложности 23 672 боевых вылета в битвах за Кавказ, за освобождение Кубани, Тамани, Новороссийска, Крыма, Белоруссии и Польши, а также непосредственно в самой Германии в конце войны.
Самолеты могли нести лишь 2 бомбы за один раз, поэтому за ночь "ведьмы" совершали 6-8 вылетов летом и 10-12 зимой. Рекордом стали 18 вылетов за ночь, которые совершила легендарная Надежда Попова, один из командиров отряда. Перерывы между вылетами составляли 5-8 минут. Всего в воздухе самолеты провели 28 676 часов. Женский авиационный полк уничтожал вражеские переправы, железнодорожные станции и поезда, склады, цистерны с горючим, автомобили, прожектора и огневые точки. В общей сложности они вызвали 811 пожаров и 1092 мощных взрыва.
Кроме уничтожения вражеских стратегически важных позиций, летчицы помогали окруженным солдатам советской армии, сбрасывая им мешки с продовольствием и боеприпасами.
Награды и знаки отличия
За заслуги перед Советским Союзом и вклад в победу над Германией "ночные ведьмы" были удостоены множества наград. За мужество и героизм личного состава полк получил наименование "Гвардейский" и "Таманский", а также орден Красного Знамени и орден Суворова 3 степени. "Ночные ведьмы" воевали наравне с мужчинами до самого конца Великой Отечественной войны.
Более 250 летчиц были награждены медалями и орденами.
32 "ночные ведьмы", в том числе и полковник Раскова, погибли во время выполнения военных операций. 23 летчицы были удостоены звания «Герой Советского Союза».
Летчицы женского авиационного полка, по сути, делали невозможное. Одержимые желанием защищать свою Родину и ведомые волей к победе, они держали в страхе Нацистскую Германию на протяжении всей войны. Их самолеты, никак не подготовленные к ведению боевых действий, вселяли страх и ужас в немецких солдат. Их подвиг и их вклад в победу неоспорим, а память о них - вечна.
Маргарита Сулик