Русские Вести

Сквозь стену огня


Первые боевые вылеты один из лучших летчиков Авиации дальнего действия (АДД) Степан Иванович Кретов совершил в июне 1941 года в составе 21-го авиационного полка на бомбардировщике ДБ-3А с характерной, частично остеклённой кабиной штурмана. Экипажами под командованием Кретова уже в начале войны было уничтожено на земле большое количество оккупантов и вражеской техники, в воздушных боях сбито в воздухе несколько самолётов. Один из них, Ме-109, сбит в небе над Каховкой в сентябре 1941 года. При этом наш самолёт получил около 200 пробоин, оба стрелка были ранены, один двигатель вышел из строя. Тем не менее Степан Кретов сумел посадить самолёт...

Ас АДД С.И. Кретов родился 25 декабря 1919 года в селе Малая Ничка Минусинского района Красноярского края в семье крестьянина. Рано потерял родителей, воспитывался в семье родного дяди. Окончил 7 классов в Минусинске, затем год проучился в Канском сельскохозяйственном техникуме. Одновременно занимался в аэроклубе. Получил направление в лётную школу.

В РККА с февраля 1939 года. Первоначально обучался в Читинской Военной авиационной школе летчиков (ВАШЛ), но вскоре был переведён в Балашовскую ВАШЛ, которую окончил в 1940 году, и стал пилотом бомбардировщика.

С мая 1943 года назначен командиром эскадрильи 21-го АП ДД. В 1942–43 гг. в экипаже с ним летали орденоносцы: капитан К.М. Матюшко, стрелок-радист старшина В.Я. Оводенко, стрелок старший сержант Кравчук. После выполнения одного из заданий около 800 километров возвращался на аэродром на одном двигателе, поскольку второй был повреждён. В сентябре 1943 года его полк стал 24-м гвардейским полка АДД. «Как лётчик и командир подготовлен отлично, летает днём и ночью в сложных метеоусловиях на полный радиус действия самолёта Ил-4», – пишет в представлении к званию Героя Советского Союза командир 24-го гвардейского полка АДД гвардии полковник Гусаров 27 сентября 1943 года. К тому времени комэск гвардии капитан Кретов совершил 306 боевых вылетов, его эскадрилья – 455 боевых вылетов.

В конце ноября 1943 года советские войска высадили морской десант южнее и северо-восточнее Керчи. Плацдарм на северо-востоке удалось расширить. Войска вышли к окраинам города, но противник упорно оборонял важный порт. Экипаж Кретова получил приказ нанести бомбовый удар по танкерам, складским и погрузочным сооружениям в Керченском порту. Задание было очень сложным. Противник буквально опоясал порт стеной зенитного огня. Несколько раз бомбардировщики тщетно пытались пробиться на территорию порта. Было потеряно несколько машин. Но экипажу Кретова удалось преодолеть заградительный огонь, выйти на цель и прицельно сбросить бомбы. Самолет при этом получил повреждения, у него отказал один мотор, второй двигатель работал с перебоями.

Вскоре бомбардировщик загорелся. Кретов, как командир, прыгал последним. Освободившись от парашюта, наглотавшись воды, он увидел в волнах три головы: Матюшко, Оводенко, Кравчук. Все были живы. Вскоре неподалеку нашли кусок большого бревна… Как добрались до берега, а затем и до своей части, он помнил плохо.

6 февраля 1944 года группе дальних бомбардировщиков было поручено нанести эшелонированный удар строго по военным и морским объектам Хельсинки. Финляндию старались вывести из войны.

Вылетели к полуночи. Нагруженные самолеты тяжело оторвались от земли, стали набирать высоту. Что такое эшелонированный удар? Это когда каждому самолету, а их летят многие десятки, дается определенная высота, определенный объект и определенное время выхода на цель. Менять что-либо нельзя — помешаешь другому.

При подходе к Хельсинки самолеты были встречены ураганным зенитным огнем. За 20 километров до цели Кретов, для экономии времени при проведении бомбардировки, приказал штурману открыть бомболюки. В кабину хлынул дьявольский холод. Но Кретов не обращал на него внимания. Ему нужно было увертываться от слепящих лучей прожекторов, от зенитного огня и при этом точно вести самолет по курсу. Нестерпимо долгим показался выход на цель.

— Два градуса вправо. Чуть-чуть левее. Еще градус влево, — уточнял курс штурман.

Наконец — все! Бомбы сброшены. Главное сделано. Теперь можно свободнее маневрировать – самолёт стал легче. Но что это? Кабина Ил-4 не была оснащена достаточным подогревом и многочасовой полёт на холодном самолёте требовал немалого терпения и выносливости, прежде всего от лётчика.

Он не мог оторвать пальцы от штурвала. «Отморозил», — пронеслась в его голове ужасная догадка. С большим трудом оторвал от штурвала одну руку. Чтобы добиться её чувствительности, начал бить рукой по стенке кабины. Наконец, ощутил сильную боль: рука ожила. Переложив штурвал, принялся приводить в чувство другую руку.

И опять – в море огня. Надо вновь пройти над целью, сфотографировать результаты бомбежки...

13 марта 1944 года за боевые заслуги гвардии капитан Кретов был удостоен звания Героя Советского Союза.

В декабре 1944 года 24-й гвардейский авиационный полк АДД был преобразован в 240-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк.

К концу войны гвардии майор С.И. Кретов был командиром эскадрильи 240-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (36-я бомбардировочная авиационная дивизия, 18-й воздушная армия). 2 мая 1945 года он совершил свой 400–й боевой вылет — на бомбардировку Берлина. Около 50 боевых вылетов он совершил на ДБ-3А, затем летал на глубоко модернизированном ДБ-3Ф (Ил-4). За годы войны он 146 раз бомбил передний край противника, 40 — вражеские аэродромы, 138 — железнодорожные узлы, 27 — порты, 23 — мосты и переправы. 24 боевых вылета совершил на бомбардировку целей в глубоком тылу противника. Такие вылеты на крупные города и военно-промышленные центры противника чаще специально выделялись в наградных листах лётчиков Дальней авиации. Полистаем эти документы…

30 ноября 1941 года он нанес дневной удар по противнику в районе западнее Ростова и одиночным бомбометанием и огнём с самолёта уничтожил до 15 автомашин противника и до взвода живой силы.

При бомбардировке переправы противника через реку Дон в районе Константиновки 27 июля 1942 года он добился прямого попадания в переправу, вызвавшего пожар большой силы. Ночью 2 августа 1942 года в районе Цымлянской он сумел дважды попасть 250 кг бомбами в переправу противника, разрушив её.

В сентябре 1942 года он с экипажем совершал по 2–3 вылета в сутки, нанеся противнику в районе реки Терек существенные потери.

Согласно представлению к званию Героя Советского Союза, подписанного в сентябре 1943 года, 25 сентября 1942 года он успешно бомбардировал железнодорожный узел Батайск, где экипажем было уничтожено шесть эшелонов противника с боеприпасами и горючим.

В районе боёв за Днепр и Крым совершал по два боевых вылета за ночь с максимальной бомбовой нагрузкой в 2 500 кг.

10 марта 1943 года, при бомбардировке аэродрома Сарабуз, сделал два захода на цель на малой высоте, прицельно сбросив бомбы и вызвав два взрыва с многочисленными пожарами. По донесениям агентурной разведки на аэродроме в ту ночь было уничтожено 26 самолётов противника.

14 марта 1943 года точно сбросив бомбы на аэродром Мокрая поджёг два самолёта противника.

24 апреля 1943 года, несмотря на активное прикрытие зенитной артиллерией (10 батарей и 30 прожекторов) успешно бомбардировал противника в порту Керчь, вызвав там два взрыва большой силы с последующими пожарами.

11 августа 1943 года, прямым попаданием бомб уничтожил неприятельский эшелон на станции Красноград.

В наградных листах отмечается, что тов. Кретов с мая 1943 года отлично руководил эскадрильей, совершившей по сентябрь 1943 г. 455 боевых вылетов с налётом 1223 часа. При этом из прибывшего пополнения им введено в строй 4 лётчика и 6 штурманов, отлично выполняющих боевые задания.

Таких примеров в боевой судьбе Степана Ивановича Кретова десятки.

За отличные боевые действия по освобождению Советского Донбасса приказом Сталина от 10 сентября 1943 года ему была объявлена благодарность.

Главный маршал авиации, командующий Авиацией дальнего действия А.Е. Голованов, среди пяти своих лётчиков – дважды Героев Советского Союза (С.И. Кретова, А.И. Молодчего, В.Н. Осипова, П.А. Тарана, Е.П. Фёдорова) вспоминает его в мемуарах «Дальняя бомбардировочная…».

…19 сентября 1944 года Степан Иванович женился. С женой Розалией Фёдоровной они прожили более 30 лет, вырастили трёх сыновей.

Звание дважды Героя (по представлению от 21 мая 1945 года) было присвоено майору Кретову уже после войны, 23 февраля 1948 года.

По окончании войны служил командиром эскадрильи. В 1950 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу Дальней авиации (Иваново). После окончания школы служил начальником отделения перелётов и старшим офицером в Управлении 50-й воздушной армии Дальней авиации (Смоленск). В 1953–1959 гг. служил начальником отделения боевой подготовки 11-й гвардейской тяжелой бомбардировочной авиадивизии (Шаталово, Смоленской области). В 1958 году заочно окончил ВВА.

С марта 1959 служил командиром ракетных полков в Белой Церкви (Киевская область) и в Стрые (Львовская область). В 1960 году ему было присвоено звание полковника.

С сентября 1961 года преподаватель кафедры боевого применения ракет и тактики, позднее кафедры тактики и военного искусства в Ростовском высшем командном инженерном училище. С 1972-го – преподаватель, затем старший преподаватель Военной академии им. Дзержинского. С апреля 1974 года полковник С.И. Кретов – в отставке.

Умер 19 января 1975 года. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Дважды Герой Советского Союза С.И. Кретов (13.03.1944, №3538; 23.02.1948, №44/II) награждён: двумя орденами Ленина (31.12 1942, 13.03.1944), двумя – Красного Знамени (23.12.1941, 14.11.1942), орденом Красной Звезды (30.04.1954), медалями.

В Минусинске установлен бюст Герою, мемориальные доски на здании школы, где он учился и на улице его имени. Именем Героя названы улицы городов Минусинска и Быхова, села Малая Ничка, Селиваниха. Почётный гражданин Минусинска.

Николай Бодрихин

Источник: www.stoletie.ru