Русские Вести

С третьей попытки: как Речь Посполитую делили Австрия, Пруссия и Россия


Ян Матейко «Рейтан. Упадок Польши»

220 лет назад, 26 января 1797 года, подписанием Петербургской конвенции был завершён третий раздел Польши. Россия, Австрия и Пруссия прервали разгоревшийся бунт Костюшко и закрепили за собой территории польского государства. Какие проблемы накопились в Речи Посполитой и почему она не смогла противиться разделу со стороны соседних держав — в материале RT.

Защита от восстания

Весной 1794-го, спустя два года после второго раздела Речи Посполитой, в её юго-западных землях вспыхнуло восстание. Его возглавил Тадеуш Костюшко, отличившийся в Войне за независимость США и имевший связи с революционными кругами Франции. Мечтая преобразовать Речь Посполитую в республику, он хотел добиться всенародного восстания. Польская знать, объединившаяся в конфедерацию под началом Костюшко, всерьёз намеревалась избавиться от влияния России, Австрии и Пруссии. Руководитель бунта ставил перед собой и другую цель — добиться улучшения положения крестьян. Последние массово присоединялись к восстанию с пиками и вилами в руках, а число профессиональных военных достигало 30 тыс. Бунт закончился в 1795 году третьим и последним в XVIII веке разделом Польши.

«Каждый понимал, что если заберёт польские территории у всех остальных, то придётся в одиночку иметь дело с восстанием. Раздел Польши был хорошим оборонительным актом со стороны Австрии, Пруссии и России», — рассказал RT кандидат исторических наук, преподаватель НИУ ВШЭ в Перми Дмитрий Офицеров-Бельский.

Восстание было подавлено силовым путём. Далее двумя договорами, прусско-российским и прусско-австрийским, был фактически закреплён раздел Речи Посполитой, а двумя годами позже страны определились с деталями. Конвенцию 1797 года подписали граф Иван Остерман, граф Александр Безбородко и князь Александр Куракин со стороны России, посланник граф Тауенцин со стороны Пруссии, а также посланник от Австрии граф Кобенцль. Польша фактически прекратила своё существование. Согласно условиям договора, императоры стран — участниц раздела обязались не использовать в титулах название «Королевство Польское», чтобы стереть даже память о нём. Коренные польские земли отошли Австрии и Пруссии, а Российской империи достались литовские, белорусские и часть украинских земель.

Перепроизводство элиты

К 1794 году в Польше критической точки достигли политические и общественные проблемы. Страну считали «больным Европы». Во времена, когда на территории континента уже образовались национальные государства, Польша всё ещё продолжала приглашать правителей из-за рубежа, но наделяла везучих высокопоставленных чужестранцев, по сути, только военной властью — шансы получить поддержку в обществе у них были невелики. Да и общество было раздроблено: пёстрое население страны не имело национального единства, а шляхтой — «настоящими поляками» — считались только представители элиты.

Правители отдельных областей — представители той самой элиты — могли объединяться в конфедерации и идти войной на соседние города, ухудшая и без того нестабильную общественную обстановку междоусобицами.

Польский сейм (законодательный орган) не мог эффективно решать накапливавшиеся годами вопросы: долгие переговоры заканчивались ничем, стоило лишь одному магнату, представителю знатнейших кругов, воспользоваться правом вето.

По словам Дмитрия Офицерова-Бельского, практически в любом обществе наступает кризис, когда происходит перепроизводство элиты:

«В Польше было именно так. Представителей элиты было слишком много, это можно сказать уже о XIV—XV веках. На конец XVII — начало XVIII века она составляла порядка 10% населения. Для сравнения: в Российской империи или, например, Франции это порядка 2%».

Необходимость изменений была очевидна, и в Польше, конечно, развивалась прогрессивная общественно-политическая мысль. Например, 3 мая 1791 года в Речи Посполитой была принята первая в Европе конституция — наряду с закреплением монархического строя она значительно улучшала положение крестьян и горожан по сравнению с элитой. Поляками наконец стали считаться рядовые жители государства.

Тем не менее развитие тенденций в духе французских просветителей, начавшееся ещё в 1770—1780-х годах, прервалось исчезновением государства как такового — его жителям в 1795 году Австрия, Пруссия и Россия предложили определяться с подданством самостоятельно.

Три раздела союза Польши и Литвы на одной карте © Wikimedia

Разделение и уменьшение

Дело в том, что крайне нестабильная внутренняя обстановка в Речи Посполитой и усилившееся влияние соседей на её политику позволяли России, Австрии и Пруссии претендовать на разные части территории одного из крупнейших на тот момент государств в Европе.

Так, после слияния в XVI веке Польши и Великого княжества Литовского в Речь Посполитую входили обширные территории современной Польши, Белоруссии, Украины и Литвы, некоторые части России, Словакии, Латвии, Молдавии и Эстонии. Общая площадь государства составляла более 700 тыс. квадратных километров (сейчас Польша занимает чуть меньше 313 тыс. квадратных километров).

«Если бы Россия выиграла Семилетнюю войну, Елизавета Петровна умерла бы попозже, к власти бы не пришёл Пётр III, и, учитывая, что наша армия находилась в Берлине, а король Пруссии Фридрих II был готов подписать акт об отречении от престола, Российская империя, возможно, смогла бы инкорпорировать Польшу целиком», — считает эксперт.

Однако этого не случилось. После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, вместе с которым закончилось и военное противостояние католического и некатолического (пользовавшегося поддержкой России) населения, Пруссии отошёл ряд земель общей площадью 36 тыс. квадратных километров на северо-западе Речи Посполитой. Австрия получила территорию, превосходящую прусскую часть примерно в 2,5 раза. В состав России входила часть Прибалтики и Белоруссии до рек Днепр, Друть и Двина.

Российская империя, Пруссия и Австрия в рамках секретного договора условились гарантировать неизменность политического строя Речи Посполитой. С этого момента никакие реформы и изменения не могли происходить без одобрения соседних стран. Фактически это означало, что польские земли превращаются в «заповедник политической архаики».

Противоборствующие партии в Польше (патриотическая и пророссийская) воевали между собой, вмешательство стран, деливших оказавшуюся в глубоком кризисе территорию, к сплочению не вело. К концу 1780-х годов Польша получила право увеличить численность армии до 100 тыс. человек, это вызвало опасения, что государство восстановится в границах начала 1770-х годов, — и страну разделили заново. В результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году к Пруссии, Австрии и России отошло более половины территории Польши. За этим и последовало восстание Костюшко, подавленное странами — участницами процесса.

Независимая Польская Республика образовалась только после Великопольского восстания 1918—1919 годов, но очертания страны продолжали меняться. Так, в конце 1930-х годов различные области Польши контролировались Германией и СССР. Современные же границы Польши были установлены в 1945 году на Потсдамской и Ялтинской конференциях.