Русские Вести

Реквием северным караванам


31 августа 1941 года в порт Архангельск пришёл первый союзный морской конвой. Отправленный из исландского Хвалфьордура, он проложил арктический маршрут для проводки судов, доставлявших в военные годы стратегические грузы в северные порты Советского Союза.

Сбор и отправка первых северных конвоев проходила в Исландии – в порту Хвалфьордуре (Китовом фьорде) и в Рейкьявике ввиду их удаленности от района боевых действий и отсутствия на тот момент активности германских авиации и флота в Арктической зоне.

Опорный пункт в Северной Атлантике

Исландия, страна-остров на перекрестье океанических путей между американским континентом и Европой, с начала Второй мировой войны оказалась в центре разгоравшегося противоборства между Британией и Германией и их союзниками за контроль над стратегическими морскими коммуникациями в Северной Атлантике.

10 мая в ответ на операцию вермахта в Норвегии и оккупацию Дании британские пехотинцы высадились в Исландии. Через неделю в порт Рейкьявика дополнительно доставили пехотную бригаду. К северу от исландской столицы началось строительство бараков для размещения гарнизона, базы для кораблей, а на окраине Рейкьявика – взлетно-посадочной полосы. К концу 1940-го британский воинский контингент насчитывал 30 тысяч военнослужащих.

Захватив Исландию, Британия обеспечивала себе выгодные позиции, фактически закрыв германскому флоту выход в Атлантику.

Оккупация норвежской территории в результате успешной операции «Везерюбунг» позволила Берлину приобрести новые базы для флота, обеспечить безопасность северного стратегического фланга и тем самым усилить исходные позиции для ведения сражений на море с королевским флотом.

Англичане сохраняли превосходство на море, и немцы не могли противопоставить противнику широкое использование авиации, поскольку не было у них удобных опорных баз для посадки и дозаправки самолетов: пилоты взлетали с норвежских аэродромов и радиуса действия бомбардировщиков едва хватало на то, чтобы, отбомбившись, вернуться назад. Если бы получилось у них закрепиться в Исландии, то Германия могла приобрести огромные военные преимущества.

“Караван PQ-18 в составе 40 судов с усиленным охранением в сопровождении авианосца был атакован германской авиацией. До порта Архангельск дошли только 27 судов”

Лондон, находясь перед угрозой захвата Британских островов германскими войсками, которые уже подходили к проливу Ла-Манш, рассчитывал высадкой в Рейкьявике упредить возможную попытку Германии оккупировать остров, занимающий важное стратегическое положение.

Исландское правительство, сомневаясь в способности англичан защитить страну от немецкой оккупации, 12 июля 1940 года обратилось к США с неофициальным запросом о возможности взять на себя защиту Исландии в соответствии с доктриной Монро. В ответ Вашингтон, еще не вступивший в войну, ограничился уклончивым ответом, что исландское обращение «будет принято во внимание».

Уже на следующий год после высадки войск в Рейкьявике Лондон, убедившись в непомерных расходах на содержание в Исландии крупной военной группировки, стал активно продвигать идею передачи острова под защиту США.

1 июля 1941 года по итогам состоявшихся при британском посредничестве переговоров был подписан исландско-американский договор, по которому Рейкьявик согласился на присутствие на острове в целях обеспечения его защиты воинского контингента Соединенных Штатов, получив от американцев заверения, что они покинут территорию Исландии сразу по окончании войны. Англия согласилась вывести свои войска, но последние британские солдаты покинули страну только в июле 1946-го. Северная Атлантика была объявлена «зоной патрулирования» ВМС США.

7 июля 1941 года – за пять месяцев до вступления Америки во Вторую мировую войну – на остров прибыли четыре тысячи американских военнослужащих, находившихся под совместным союзным командованием, просуществовавшим до 22 апреля 1942 года, когда полномочия полностью перешли к американцам. 16 августа 1941 года британские и американские военнослужащие приняли участие в параде (в нем также участвовали норвежская бригада и лётчики из стран Британского Содружества наций), организованном по случаю визита в Исландию премьер-министра Уинстона Черчилля. К 1943 году численность военнослужащих США достигла максимума – около 45 тысяч человек, осенью того же года их начали выводить и к концу 1944-го на острове несли службу около 10 тысяч солдат и офицеров.

США, заключив с Исландией 5 мая 1951 года договор об обороне, построили на полуострове Рейкьянес близ рыбацкой деревни Кефлавик крупную базу ВВС и ВМС, а также ряд военных объектов в остальных частях страны.

Колыбель арктических конвоев

Создание на территории Исландии британских и американских ВМБ и аэродромов позволяло обеспечить прикрытие союзных арктических конвоев и удержание морского коридора через Норвежское и Баренцево моря для доставки военных грузов из США и Великобритании в северные порты СССР.

У причалов Хвалфьордура (Китового фьорда) и Рейкьявика формировались конвои, дозаправлялись перед выходом в море союзные транспорты, в основном американские, прибывавшие в Великобританию и Исландию из США.

21 августа 1941 года из Китового фьорда в Архангельск вышел первый северный конвой, получивший кодовое название «Дервиш» (так назвали операцию его проводки) в составе шести торговых судов в охранении трёх эсминцев, трёх минных тральщиков и трёх противолодочных траулеров. 31 августа в сопровождении встретивших конвой в прибрежных территориальных водах СССР эсминцев Северного флота «Урицкий» и «Куйбышев» караван прибыл в Архангельск с грузом разобранных английских самолётов, грузовиков, морских мин, глубинных бомб, сырья и продовольствия.

Конвой «Дервиш» открыл программу военных поставок в СССР.

С 21 августа 1941-го («Дервиш» или PQ-0) по 27 июня 1942-го (PQ-17) из Исландии (Китового фьорда и Рейкьявика) в Архангельск и Мурманск были отправлены 13 морских конвоев. Начиная с сентября 1942-го северные конвои формировались и уходили в море с британской базы в бухте Лох-Ю в Шотландии. Караван PQ-18, отправленный из Великобритании, был самым крупным формированием судов.

Граждане Исландии, не имевшей армии и флота, в составе британских экипажей участвовали в рейсах арктических конвоев. В беседе в Рейкьявике с главным редактором самой крупной исландской газеты «Моргунбладид», в годы Второй мировой войны участвовавшим в опасных рейсах в северные широты, мне стали известны подробности, связанные с подготовкой и проводкой конвоев из исландских фьордов. Запомнились его рассказы о радушном приёме, оказанном морякам жителями Архангельска и Мурманска. Побывав в Хвалфьордуре, я осмотрел сохранившийся полуразрушенный причал. По рассказам местных жителей, этот фьорд оказался «заколдованным» для фашистской авиации из-за аномальных природных явлений: всякий раз, когда приближались самолёты, его закрывали густые облака, мешавшие прицельному бомбометанию.

Первые конвои из Исландии прошли без потерь, поскольку оказались незамеченными противником: Германия, занятая блокадой Великобритании, не успела перестроиться и выделить необходимые силы и средства для перехвата судов, доставлявших военные грузы в северные порты СССР.

Положение изменилось с марта 1942 года после создания Берлином на захваченной норвежской и финской территориях авиа- и военно-морских баз. Сосредоточив там значительные силы – авиацию, крупные надводные корабли и подводные лодки, фашисты начали непрерывные атаки на караваны, пытаясь прервать доставку в СССР военных грузов.

Первое судно, шедшее в составе конвоя PQ-7, было потеряно 7 января 1942-го. В марте потоплен лесовоз «Ижора», следующий из Мурманска в Рейкьявик в составе обратного каравана QP-8. Воздушной атаке подвергся вышедший 1 марта из Исландии караван PQ-12, пришедший в Мурманск без потерь. В апреле и мае сильным атакам германской авиации, надводных кораблей и подводных лодок подверглись последующие четыре конвоя. Конвой PQ-13 потерял 5 судов из 19.

В апреле 1942 года, ссылаясь на потери, понесённые PQ-13, британский премьер-министр Черчилль выступил против отправки в СССР конвоев по крайней мере до окончания полярного дня, то есть почти на полгода. В послании от 6 мая Иосиф Сталин обратился к нему с настоятельной просьбой отправить в СССР в течение мая 90 судов, скопившихся в портах Исландии. Британский премьер вынужден был временно отступить, и в мае отправили ещё три конвоя.

В караване PQ-14 из-за ледовых условий и тумана 14 из 23 транспортников пришлось вернуться в Исландию, одно судно погибло и только восемь продолжили рейс и пришли в Мурманск. В конвоях PQ-15 и PQ-16 из 60 транспортов жертвой германских воздушных атак стали 10 судов.

Трагическая судьба постигла PQ-17, последний из сформированных у причалов Исландии северных конвоев. Выйдя 27 июня 1942 года из Хвалфьордура, на переходе караван подвергся массированным атакам немецких самолётов и субмарин. Из 36 судов, в том числе двух советских транспортов «Азербайджан» и «Донбасс», к Мурманску и Архангельску прорвались 11, потоплены 23, в Исландию вернулись два транспорта. В этом рейсе погибли 153 человека, советские корабли и суда спасли около 300 моряков союзников. Потеряно большое количество грузов, в том числе самолёты, танки, грузовики и боеприпасы.

18 июля Черчилль уведомил Сталина о судьбе PQ-17 и, подробно изложив трудности проводки конвоев в период полярного дня, сообщил, что британское и американское правительства пришли к выводу о нецелесообразности посылки в ближайшее время в СССР очередного PQ-18. Вместо этого он обещал временно усилить снабжение СССР по трансиранскому маршруту. Ответственность за разгром РQ-17 целиком несло британское адмиралтейство. В письме от 23 июля Сталин резко ответил британскому премьеру: «Приказ английского адмиралтейства 17-му конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено без риска и потерь». Подвоз через персидские порты, подчёркивалось в письме, ни в какой мере не окупит той потери, которая будет иметь место при отказе от подвоза северным путём.

Не оправдались надежды на открытие второго фронта в Западной Европе, отложенное с 1942 на 1943-й и вновь перенесённое на весну 1944 года.

После двухмесячного перерыва 2 сентября из бухты Лох-Ю на северо-западе Шотландии в Архангельск вышел конвой PQ-18. Этому предшествовали напряжённые совещания с участием посла СССР в Великобритании Ивана Майского, руководителя военной миссии адмирала Николая Харламова и представителей британского адмиралтейства. «Протесты из Москвы, протесты со стороны советских представителей в Лондоне, отрицательное отношение Рузвельта к прекращению северных конвоев возымели своё действие, и в начале сентября из Исландии в СССР вышел PQ-18 в составе 40 судов, – вспоминал в мемуарах Иван Михайлович Майский. – На этот раз охрана каравана была реорганизована: помимо общего прикрытия главными силами военно-морского флота, его сопровождали 16 эсминцев и небольшой авианосец с 12 истребителями. Кроме того, по просьбе Черчилля советское правительство направило на север крупные воздушные силы для охраны каравана в Баренцевом море. Немцы яростно атаковали конвой, главным образом с помощью авиации, но все-таки 27 судов из 40 благополучно прибыли в советские порты».

С октября по декабрь 1942 года наступил новый перерыв в отправке караванов судов из-за отказа союзников посылать конвои до наступления полярной ночи (в этот период, пользуясь наступившей в северных широтах темнотой, по предложению советской стороны в Мурманск и Архангельск отправлялись единичные суда без охраны).

Отправка конвоев в порты СССР возобновилась 15 декабря. Конвой JW-51a вышел из Лох-Ю и прошёл, незамеченный противником. 22 декабря JW-51b отправился из шотландского порта и после боя в районе Нордкапа без потерь прибыл в Кольский залив.

С января 1943-го и до конца мая 1945-го, несмотря на снижение доли северного морского маршрута в общем объёме поставок в СССР по ленд-лизу в связи с расширением использования южного пути через Иран, из базы Лох-Ю в Кольский залив было проведено 16 караванов. Последний – конвой JW-67 вышел из Шотландии 12 мая и прибыл в Кольский залив 20-го. В обратном направлении караван RA-67 отправился 23 и пришёл на базу в Лох-Ю 30 мая.

Всего с августа 1941-го по май 1945-го проведёнными в обоих направлениях 78 арктическими конвоями (1398 судами) в Советский Союз доставлена почти треть всех или около половины военных грузов по ленд-лизу за годы Второй мировой войны.

Наиболее востребованы были танки, самолёты и другие стратегические грузы, доставленные союзными конвоями по морскому арктическому маршруту в 1941–1942 годах на первом этапе Великой Отечественной войны, в самый трудный для нашей страны период.

Память участников

Арктические конвои 1941–1945 годов стали примером боевого взаимодействия флотов стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

История северных конвоев хранит множество примеров героизма и самоотверженности тысяч британских, американских, советских моряков и лётчиков, граждан других стран, участвовавших в проводке караванов судов на протяжении двухсотмильного маршрута в суровых полярных широтах под регулярными атаками германских ВВС и ВМФ. Многие были награждены орденами и медалями Советского Союза, Великобритании, других стран – участниц арктических конвоев.

Память о героях былых морских боев бережно хранят в мире. Монумент памяти моряков полярных конвоев 1941–1945 годов 31 августа 2014 года открыт в Санкт-Петербурге. Работает региональная общественная организация «Полярные конвои». В Архангельске в октябре 2015-го в честь 75-летия прибытия первого каравана открыт памятник участникам северных конвоев 1941–1945 годов. Действует фонд сохранения исторической памяти «Международный центр северных конвоев».

Памятники в честь героев арктических широт возведены в бухте Лох-Ю – там, где формировались многие арктические конвои, и в посёлке Лайнесс на берегу бухты Скапа-Флоу на Оркнейских островах, откуда уходили британские военные корабли, прикрывавшие грузовые суда в Арктике.

В мае 2005 года по случаю 60-летия Победы, в ознаменование первого союзного арктического конвоя на центральном кладбище Рейкьявика открыли мемориал, венцом которого были памятник «Надежда на мир» работы народного художника России Владимира Суровцева и гранитные плиты, на которых увековечены имена транспортных судов и военных кораблей, погибших в сражениях с немецким флотом и авиацией. Статуя молодой женщины с косынкой в руке, провожающей моряка в длинное и опасное плавание, олицетворяет, по замыслу скульптора, надежду на благополучное возвращение из рейса, надежду на победу над врагом.

Ежегодно 9 мая в День Победы российское посольство в Рейкьявике организует церемонию возложения венков к этому памятнику, в которой участвуют ветераны Второй мировой войны, представители местных властей и дипломатического корпуса.

На берегу залива Хвалфьордур, откуда отправился в непростой первый союзный конвой, 1 ноября 2017 года установлена авторская копия памятника «Надежда на мир».

В городе Исафьордур увековечили память моряков полярного конвоя QP-13, погибших у берегов Исландии 5 июля 1942 года. В Рейкьявике в 2018 году создана международная ассоциация «Братство союзных конвоев», по инициативе которой в этом островном государстве проведена международная конференция.

По случаю 80-летия первого северного конвоя в Архангельске, Мурманске, Санкт-Петербурге и других городах России, в Исландии и Шотландии пройдут юбилейные памятные церемонии.

Сооружение памятников в честь павших во время проводки северных конвоев – не только дань памяти прошедшим временам. Это и воззвание, обращённое к людям послевоенных поколений, напоминание тем, кто пытается заставить нас забыть или переписать историю.

Анатолий Зайцев

Источник: vpk-news.ru