Русские Вести

Расстреляли ради «американской мечты»


Бортпроводница Надежда Курченко погибла 51 год назад, 15 октября 1970 года, пытаясь воспрепятствовать угону самолёта Ан-24 двумя литовскими террористами.

В этот день, 15 октября, 51 год назад погибла бортпроводница Сухумского авиационного отряда Надежда Курченко. Девушка была убита Пранасом Бразинскасом, когда пыталась остановить запланированный им и его 15-летним сыном Альгирдасом угон самолета Ан-24 – борта СССР 46256.

В 1970 году её подвиг и героическая гибель потрясли всю страну. В день смерти Надежде Курченко было 19 лет. Ровно через три недели должна была состояться её свадьба.

Курченко была посмертно награждена орденом Красного Знамени. В честь неё были названы улицы и проспекты в нескольких городах и сёлах Советского Союза, а также один из пиков Гиссарского хребта. Впоследствии её имя также получили астероид и танкер отечественного флота. 

Хотела быть как Космодемьянская

Брат отважной стюардессы Александр Курченко вспоминает, что семья жила в Удмуртии. И жила довольно бедно.

А когда они с Надей были ещё детьми, случилось такое несчастье: папа избил маму. После фронта он вернулся с контузией, был неуравновешен. Мать попала в больницу, а отца увезли в милицию. Ему дали срок. С тех пор, говорит Александр, его и не видели.

Надю перевели в интернат. Однако девчушка была всегда задорна и весела, старалась не унывать. Все силы отдавала учёбе. А ещё любила очень стихи и фильмы про войну. Как-то, увидев фильм про Зою Космодемьянскую, обронила: мол, жаль, сейчас нельзя стать такой же героиней.

"Мама тогда сказала: подвиги совершаются даже в мирное время. Как в воду глядела", – цитирует "КП" слова Курченко.

После школы Надежда уехала в Сухуми. Там работал её дядя. Сначала девушку взяли на работу в бухгалтерию, а затем она, как только ей исполнилось 18, перешла в стюардессы.

За два месяца до самой трагедии в самолёте начался пожар. Была экстренная посадка. А Надежда тогда успокаивала пассажиров и помогала их эвакуировать. За выдержку ей вручили именные часы.

"Через час уже знал, что свадьбы не будет"

В начале октября 1970 года стало известно, что Надя Курченко выходит замуж. Свадьба была назначена на ноябрьские праздники.

"В старших классах за Надей начал ухаживать Володя Борисенко, её одноклассник, – объясняет брат Надежды Александр Курченко. – Он и стал её женихом".

Перед тем злополучным полётом командир экипажа Ан-24 Георгий Чахракия в шутку сказал Наде, мол, а чего не приглашаешь на свадьбу? Надя смутилась, конечно, растерялась. Но тут же пригласила.

"Я обрадовался и закричал: "Ребята! На праздники гуляем на свадьбе!" – рассказывал Чахракия. Через час он уже знал, что никакой свадьбы не будет.

Это был плановый рейс. На борту 44 пассажира. Из них 17 женщин и один ребёнок.

В 12:40, через 5 минут после взлёта, на высоте 800 метров мужчина, сидевший в первых рядах, вызвал стюардессу и отдал конверт. Пассажир требовал передать этот конверт командиру экипажа.

Внутри был такой текст:

Приказываю лететь по указанному маршруту.
Прекратить радиосвязь.
За невыполнение приказа – смерть.

Что делать в подобных ситуациях? Тогда просто не давали таких инструкций. Надя, прочитав послание, была внешне спокойной. Мужчина начал выходить из себя. Его взбесила невозмутимость девушки.

Тогда он рванулся к кабине пилота. А сидевший с ним рядом парень, сын, тоже вскочил и показал закреплённую на груди гранату. Он кричал, что взорвёт самолёт, если кто-то попытается помешать.

Надежда упрямо стояла в проходе и не давала преступникам пройти к пилотам.

"Сюда нельзя, – говорила она. – Вернитесь".

Потом она крикнула пилотам: "Нападение, они вооружены".

Сразу после этого раздались выстрелы. Преступники хладнокровно убили хрупкую девчушку.

"Хотели врезаться в скалу, чтобы отомстить за Надю"

Бандиты после этого начали стрелять беспорядочно – и по кабине пилотов, и по салону. Позже в обшивке насчитают 24 пулевые пробоины.

Самолёт кидало из стороны в сторону. Так, командир корабля заложил глубокий вираж, надеясь сбить преступников с ног. Тем временем одна из пуль попала ему в ногу.

"Я обернулся и увидел страшную картину. Надя без движения – в крови на полу. Рядом лежал штурман Фадеев, – рассказывал Георгий Чахракия. – А за спиной у нас стоял человек и, потрясая гранатой, выкрикивал: "Курс на юг! Слушаться, а не то взорвём самолёт!"

Пилоты хотели взять курс на ближайшую скалу – врезаться туда, чтобы раз – и отомстить за Надю. Но понимали: на борту ещё пассажиры. В итоге сажали самолёт в Турции.

"Сделали круг и пустили зелёные ракеты, дав понять, что нужна свободная полоса", – отмечал командир.

Едва самолёт приземлился, его сразу же оцепили. И пока не приехали представители турецких властей, и экипаж, и пассажиры были под дулами пистолетов.

Примечательно, но туркам преступники сдались безоговорочно.

"После ремонта этот самолёт долго летал с фотографией Нади на борту – она улыбалась со снимка всем пассажирам, – вспоминает брат Надежды Александр Курченко. – А члены экипажа все остались инвалидами и были списаны на землю".

Похоронили Надю Курченко в форме стюардессы в центральном парке Сухуми.

Как вспоминал брат, их мама очень тосковала по дочери. Один раз чуть руки на себя не наложила: ей не давало покоя то, что бандиты, убившие Надю, спокойно жили за рубежом.

Убийцы гнались за американской мечтой

Спустя месяц после трагедии были обнародованы имена террористов. Бывший завмаг из Вильнюса Пранас Бразинскас ненавидел советскую власть. Он считал, что именно она – причина его бедности и неудавшейся жизни.

В 1955 году его судили за растрату. Отсидев, он вышел и занял пост директора магазина. Спустя 10 лет снова попал за решётку – за хищения.

Когда он освободился, то решил бежать в "зарубежный рай". И взял с собой оружие и сына.

Их судили в Турции. Пранаса приговорили к восьми годам тюрьмы, а его сына – к двум.

В 1974 году они оба попали под амнистию. И тут же направились в Канаду. Но по дороге высадились в Штатах и попросили там убежища. Отцу и сыну дали вид на жительство.

В 1983 году они получили американские паспорта. Штаты также не стали выдавать преступников Союзу.

Однако американская мечта у отца и сына не сбылась. Ввиду отсутствия денег им приходилось подрабатывать на стройке. И в итоге всё закончилось банально. В 2002 году сын насмерть забил своего 78-летнего отца гантелью.

Трагедия стала для всей страны не только потрясением, но и предупреждением: именно после неё в аэропортах начали досматривать багаж пассажиров. Пилотов и бортпроводниц – инструктировать, как вести себя при захвате самолёта.

Галина Рогова

Источник: tsargrad.tv