Русские Вести

Ранние скандинавские церкви. К вопросу о том, как выглядели языческие храмы


Стена церкви XI столетия в городе Урнес, Норвегия.

В средневековых хрониках, как в немецких, так и датских, можно встретить удивительную картину. Католические священники, лично разрушавшие славянские языческие храмы, все как один восхищаются их, храмов, красотой и искусной отделкой. Они сообщают, что стены храмов были отделаны удивительной резьбой, изображавшей богов и животных настолько хорошо, что казались такие изображения живыми.

А вот раскопанные археологами сооружения, интерпретируемые как храмы, такие красочные описания не напоминают даже при большой фантазии – в большинстве случаев это были небольшие домики, похожие на амбары, а иногда и вовсе заборы-ограды из неотёсанных досок. На основе этих находок делаются и попытки реконструкций таких известных святынь, как Аркона и Ретра. Вроде как, так исторически более достоверно и обоснованно, в отличии от современных “фантастических” картин, созданных неоязычниками. Мол, высокое искусство и архитектура пришли только с христианством, а до этого были примитивные амбары.

И хотя не сохранилось примеров славянской резьбы по дереву тех времён, такая резьба сохранилась в Скандинавии. Ранние скандинавские церкви были деревянными и выполнены традиционной для этих мест (и северной Европы вообще) техникой. Не то, что римское, даже христианское(!) влияние в таких церквях ощущается весьма слабо. Конечно, утверждать, что славянские языческие храмы выглядели так же, как и первые скандинавские церкви было бы глупо.

Однако, думаю, не будет большим преувеличением предположить, что они могли быть схожи, как очень схожей была в раннее средневековье и культура скандинавов и славян. Так же можно составить вполне обоснованное представление об уровне резьбы и зодчества тех времён. Как уже было отмечено, скандинавские храмы XI-XIIвв. как снаружи, так и изнутри были украшены традиционными орнаментами и изображениями мифологических сюжетов.

 

Резьба на колоннах, Урнес, Норвегия, XI в.

  

Резьба в церкви города Guldrupe, Швеция

 

Резной портал в церкви города Heddal, Норвегия

 

Сцены из саги о Сигурде на портале в церкви города Lardal, Норвегия

 

Сцены из саги о Сигурде на портале в церкви города Hylestad, Норвегия

 

Изображение Гуннара в змеиной яме на портале в церкви города Uvdal, Норвегия

 

Библейские сцены на колоннах портала в городе Nesland, Норвегия

 

Резной портал церкви из города Äl, Норвегия

Такая резьба не была чем-то особенным, так как встретить её можно чуть ли не во всех древнейших, и далеко не самых важных церквях. Судя по мифологическим и героическим изображаемым сюжетам и традиционным орнаментам, она явно была остатком того самого забытого впоследствии искусства, тесно связанного с языческими представлениями. Как мало все эти сказочные животные и переплетающиеся драконы напоминают христианское учение. А смотрятся такие изображения , действительно, как живые.

Весьма любопытно выглядели старинные деревянные церкви и снаружи. На этой, XII века, из норвежского города Borgund, кресты соседствуют с головами драконов. Очевидно, драконы изображены для надёжности : мало ли, вдруг христианский крест не защитит?

 

* Как напоминает по стилю наши Кижи

Впрочем, кресты на таких церквях были не всегда, иногда ограничивались и просто драконами.

 

Каким богам молились в таких церквях только что обращённые скандинавы, вызывает большие сомнения. Так и представляется, как на летний солцеворот толпа сельчан тащит в такой “домик” упирающегося барашка, распевая “бесовские” песнопения. Но это, конечно, только фантазии. А вот то, что церкви эти “немного странные” – бросается в глаза.

Не менее “странные” лица вырезали и внутри церквей. Не иначе, пытались изобразить какого-то христианского святого))

 

 

А вот это изображение из исладской церкви, датируемое 1200 годом, и того “страннее”. Что за всадник в шляпе? Что с ним за странные хищники? Не волки ли? И не ворон ли та птица, что его сопровождает? Хотя может, конечно, и сюжет из какой-то саги…

Источник: cont.ws