Русские Вести

Правда и ложь о «черте осёдлости»


Любимая тема интеллигентствующих критиканов Российской Империи – смаковать разнообразные ужасы пресловутой "черты оседлости". Этот символ якобы всегда существовавшего в России антисемитизма объявляется главной причиной массового прихода евреев в революционное движение. На самом деле всё было намного сложнее.

"Не мириться с несправедливостью"

Жил-поживал в начале прошлого века в Российской Империи считавшийся главным знатоком народной жизни писатель Максим Горький. Который, как и почти вся тогдашняя интеллигенция, власть царскую не любил, а проживающих за "чертой" евреев жалел и даже идеализировал:

Меня изумляет духовная стойкость еврейского народа, его мужественный идеализм, необратимая вера в победу добра над злом, в возможность счастья на земле,

– писал этот неустрашимый бичеватель русских пороков.

Наиболее трудоспособные люди, евреи, наименее обеспечены в своих человеческих правах. С этой несправедливостью мы, русские, не должны мириться, это – пятно позора на совести каждого из нас,

– поучал "буревестник революции" в перерывах между призывами "пусть сильнее грянет буря!". Что ж, "буря" в конце концов грянула, выросла в кровавую смуту, в коей приняло активное участие немало выходцев из-за "черты оседлости". "Буревестник" же, увидев результат, поспешил исчезнуть из страны (благо денег у "главного пролетарского писателя" имелось предостаточно) и прекрасно провёл в эмиграции самые страшные для России 18 лет (в т. ч. 15 – в Италии), так и не удосужившись выучить за это время хотя бы один иностранный язык.

Горького давно нет, но тема про "ужасы черты оседлости" до сей поры одна из любимых у либеральствующих интеллигентов, обожающих обзывать Россию "тюрьмой народов". Мол, именно эти "ужасы" и толкнули массу евреев в революцию. Что ж, давайте разберёмся.

Екатерина, ты была неправа?

Да, конечно, "черта оседлости", появившаяся в России ровно 230 лет назад, по новому стилю 3 января 1792 года, – малосимпатичный момент нашей истории. Как и любая другая черта, отделяющая одну часть граждан страны от другой с ограничением её прав. Но является ли это основанием считать Россию "тюрьмой народов"?

Началось всё в эпоху Императрицы Екатерины Второй, которая в самом начале своего правления столкнулась с тем, что все (!) её предшественники своими указами вообще запрещали евреям проживание на территории России. Единственное исключение делалось для только что присоединённой Новороссии, где строили города и развивали торговлю, а уж с этим последним евреи справлялись как никто.

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ. ФОТО: VLADIMIR BOIKO / GLOBALLOOKPRESS  

Однако после разделов Речи Посполитой Россия получила массу новых земель, на которых проживали сотни тысяч евреев. А вместе с тем – колоссальный бытовой антисемитизм нееврейского населения, вызванный тем, что владевшая землёй шляхта хозяйством заниматься не желала, и потому охотно брала евреев в арендаторы и управляющие своих имений, из которых те, понятно, выжимали и свой гешефт.

Соответственно, непосредственным эксплуататором воспринимался именно еврей, он же был главным ростовщиком и банкиром. Именно здесь корни польского и украинского антисемитизма, столь кроваво проявившегося в ходе Второй мировой войны: из шестимиллионных потерь Польши более трёх миллионов составляют евреи, многие из которых были убиты даже не немцами, а польским населением, активно принимавшим участие в решении "еврейского вопроса".

Указ 16 августа 1772 года "О принятии под Российскую Державу уступленных от Польши провинций" хотя и не уравнивал евреев в правах с христианами, но сохранял за ними свободу вероисповедания и владения собственностью. Разумеется, несмотря на формальные ограничения, евреи селились и в других губерниях, активно ведя торговлю и участвуя в организации промыслов. И, как следствие, весьма негативно воспринимались купечеством, видевшим в них конкурентов. Плюс к тому их религиозная и культурная отчуждённость, а также кагальное самоуправление способствовали восприятию их как "чужаков".

Имперское решение "еврейского вопроса"

В конце концов евреев решили считать отдельным сословием, которое платило единый налог – 1 рубль с человека в год, что было больше, чем у крестьян, но меньше, чем у купцов. Кроме того, имперские власти восстановили урезанные поляками в 1764 году широкие полномочия кагала, т. е. еврейского общинного самоуправления. Имперским чиновникам нужен был посредник для управления новыми подданными, которых они не понимали.

В 1785 году Жалованная грамота городам подтвердила право евреев входить во все шесть предусмотренных ею разрядов городских жителей, избиравших городскую думу. Со второй половины 1780-х годов правовое положение евреев в Российской Империи стало куда лучше, чем где бы то ни было в Европе.

Купцы-евреи, приписанные к гильдиям, оказались в 1780-е годы в выигрышном положении даже по сравнению с русскими купцами: сенатский указ 1782 года разрешал им, когда того требовали коммерческие интересы, переезжать из одного города в другой, притом что купцам и мещанам запрещалось покидать города, в которых они были прописаны.

Так за что же евреям Екатерину ругать? При всех ограничениях "черты оседлости" они от присоединения к России даже выиграли. Кстати, именно Екатерина по просьбе евреев Шклова в 1787 году запретила употреблять общепринятое тогда слово "жид" как оскорбительное и приказала в официальных документах заменить его словом "еврей".

Французская поправка

Перемена в отношении Екатерины II к евреям произошла под влиянием Французской революции, в которой французские евреи принимали активное участие, а один из первых революционных законов предоставил евреям равноправие. Смертельно испугавшаяся французских событий Екатерина стала воспринимать евреев как потенциальных революционеров, и в декабре 1791 года был опубликован указ, ограничивавший право евреев на расселение Екатеринославской, Белорусской и Таврической губерниями и Курляндией, законом обозначивший так называемую черту оседлости:

За пределами "черты оседлости" разрешалось проживать евреям, имеющим высшее образование, специалистам в области медицины, ремесленникам высокой квалификации и купцам 1 и 2-й гильдий.

А как же еврейские погромы?!

Именно в этом Россию доселе упрекает "цивилизованная Европа", где антисемитизм процветал чуть не тысячу лет, а евреев не то что "погромляли", а выселяли всех поголовно: в 1492 году – из Испании, а ещё раньше, в 1290-м, из Англии.

В России же погромы (которые действительно были) носили, как правило, не столько национальный, сколько политический характер. Вот что писал в письме своей матери – Императрице Марии – последний русский Император Николай Второй:

В первые дни после манифеста (манифест 1905 года. – Ред.) нехорошие элементы сильно подняли головы, но затем наступила сильная реакция, и вся масса преданных людей воспряла. Результат случился понятный и обыкновенный у нас: народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как 9/10 из них жиды, то вся злость обрушилась на тех – отсюда еврейские погромы... Досталось и русским агитаторам: инженерам, адвокатам и всяким другим скверным людям...

Таким образом, имело место типичное для любой гражданской войны явление, когда одна сторона террором отвечает на террор другой. Национальность здесь была вторичной, а то, что непропорционально большое число еврейской молодёжи примкнуло к разного рода революционерам в силу указанных выше причин, есть доказанный факт, который никто не опровергает.

Заметим, кстати, что попытки отменить "черту оседлости" делались Императором Александром Вторым, а Пётр Столыпин и вовсе боролся за то, чтобы даровать евреям полное равноправие. Но оба они погибли от рук революционных террористов… к которым в ходе революционных событий всех трёх "русских революций" примкнуло немалое число выходцев из "черты оседлости".

Евреи вовсе не были для России чужими

Режим "черты оседлости" постепенно смягчался, и к началу событий 1917 года мы видим немалое число евреев – финансистов, промышленников, журналистов. Это в основном были люди, осознанно порвавшие с "кагальной" средой и полностью ассимилировавшиеся. Крещёный же еврей считался православным и по положению мог пользоваться всеми теми же правами, что и христиане. В частности, делать военную и чиновничью карьеру. Белый генерал Антон Деникин в книге "Путь русского офицера" писал:

Из моего и двух смежных выпусков Академии Генштаба я знал лично семь офицеров еврейского происхождения, из которых шесть ко времени Мировой войны достигли генеральского чина.

Особого упоминания заслуживает участие евреев в Первой мировой войне. Перед её началом в Российской Империи евреи были пятым по численности народом (около 5 миллионов). И хотя "черта оседлости" сохранялась, как и процентная норма при поступлении в вузы, и ряд ограничений на некоторые виды деятельности, трудности при зачислении на государственную службу и т. д., это вовсе не означало, что вся изобиженная на власть еврейская молодёжь подалась в революционеры.

Несмотря на периодически появлявшиеся обращения командования австро-германской армии к русским евреям об освобождении их из "многовековой мрачной темницы", в 1914 году в армии насчитывалось 400 тыс. евреев, к концу 1916-го – 500 тысяч. Причём воевали они достойно: более трёх тысяч стали Георгиевскими кавалерами, из них около 40 – получили "полный бант". Не менее 100 тысяч евреев погибло на фронте. Согласитесь, что за страну, которую считают мачехой, так не воюют. В начале 1918 года в составе еврейского "Союза георгиевских кавалеров" было более 2500 человек, и этот союз выступал против позорного Брестского мира.

Не такие уж бесправные

Разумеется, предубеждения никуда не делись, и зачастую воинское командование неохотно включало евреев в состав полевых частей, имело место и массовое выселение их вглубь России из-за "черты оседлости" как ненадёжного населения. Но касалось это не только евреев, но и, например, уже нескольких поколений живших в России немцев.

Что же касается утверждения, что в революцию масса евреев подалась из-за притеснений "черты оседлости", то нельзя не заметить, что наиболее заметные из них в большинстве своём отношения к "черте" не имели. Лев Давидович Бронштейн (Троцкий) – сын крупного землевладельца. Яков Моисеевич (Михайлович) Свердлов – сын владельца печатной и типографской мастерских. Моисей Соломонович Урицкий – сын купца. Григорий Евсеевич Радомысльский (Зиновьев) – из состоятельной семьи владельца крупной молочной фермы. И т. д., и т. п. Список известных можно продолжать, но несомненно одно: большинство из них к еврейской бедноте из-за "черты оседлости" отношения не имели, а напротив, были богатыми и полноправными, заканчивали гимназии и университеты. Кстати, даже студент-недоучка Мордко Гершович Багров, застреливший стремившегося дать евреям равноправие премьера Столыпина, был сыном юриста и крупного землевладельца…

Что с того?

И "черта оседлости" была в нашей истории, и определённая дискриминация евреев в плане прав. Тем не менее представлять жизнь евреев в России времён "черты оседлости" как некий сплошной кошмар нет никаких оснований.

Что же касается самой идеи сегрегации своих граждан по какому-либо признаку с ограничением их прав, то это творилось везде, сплошь и рядом.

В Англии избирательным правом пользовались только обладатели определённого имущественного ценза, а женщины аж до 1928 года не голосовали вообще. В "демократических" США с парламентаризмом и свободами веками уживалось рабство, а потом – аж до 1970-х – дискриминация негров.

В коммунистическом СССР с его "всеобщим равенством" реальный уровень прав долгое время определялся "классовым происхождением".

Да и в нынешней России – что уж греха таить! – периодически предлагается подобие незримой "черты оседлости", разделяющей народ надвое – полноправных обладателей QR-кодов и людей без "куаров". И что самое неприятное, сегодня буквально "из каждого утюга" защитники новой разделяющей народ "черты" не стесняются вещать о том, как это хорошо и правильно.

Владимир Хомяков

Источник: tsargrad.tv