Русские Вести

Последнее сражение Гражданской войны


Окончание Гражданской войны большинство из нас связывают с падением белого Крыма в 1920 году: отходящие от Графской пристани корабли с Русской армией, на берегу прощально машут им вслед решившие остаться (многие из них ещё не раз пожалеют о своём решении). А между тем свой поход Красная Армия окончила на Тихом Океане, и лишь в октябре 1922 года над Владивостоком взметнулось красное знамя. Но и это был ещё не конец: до июня 1923 года в далёкой Якутии сражалась Сибирская Добровольческая Дружина генерала Пепеляева с призрачной надеждой отстоять от большевиков хоть маленькой кусочек старой России.

Якутское восстание

1921 год. Разбиты Деникин, Юденич, Врангель. Расстрелян Колчак. Во Владивостоке Временное Приамурское правительство строит грандиозные планы похода на запад, но наиболее прозорливые понимают, что Красную Армию не остановить и пакуют чемоданы. А в тылу у большевиков в это время полыхают мятежи: Кронштадтское восстание, Тамбовское, Западно-Сибирское, Воронежское. В сентябре вспыхнуло в Якутии. Восстание охватило Якутский, Камчатский, Колымский, Олекминский и Вилюйский уезды. Началось поголовное истребление коммунистов и совработников. В марте 1922 года восставшие взяли Якутск.

Однако стоявший во главе восстания эсер Куликовский понимал, что это временный успех и без поддержки извне восстание погибнет: восставшим не хватает оружия, боеприпасов, и главное, нет грамотного военного руководителя. Поэтому весной он отбыл в Харбин. В дороге Куликовский читал и перечитывал составленную для него краткую справку.

Генерал Пепеляев Анатолий Николаевич

Потомственный военный. Окончил Омский кадетский корпус (1908) и Павловское военное училище в Санкт-Петербурге (1910). Участник Первой мировой войны, семь орденов и Георгиевское оружие. В 1917 году получил чин  подполковника. Руководитель антибольшевистского восстания в Томске в марте 1918 года, командующий 1-го среднесибирского стрелкового корпуса Временного Сибирского правительства. Поддержал Колчака в первый же день омского переворота. Был произведён Колчаком в генерал-лейтенанты и назначен командующим Северной группы Сибирской армии. За успешные военные операции против большевиков получил у солдат прозвище «Сибирский Суворов». После разгрома и расстрела Колчака эмигрировал в Китай. В настоящее время с семьёй проживает в Харбине, работает плотником.

Разговор в Харбине

- Неужели Вы всерьёз думаете взять Москву? – Пепеляев с удивлением смотрел на собеседника.
- Нет, конечно. Но Иркутск – да. Там мы сформируем Временное Сибирское правительство и начнём подготовку к учредительному собранию. Сибирская республика станет плацдармом, где соберутся все здоровые силы России, откуда мы будем продолжать нашу борьбу.
- Ваши планы – авантюра чистой воды.
- А разве большевистский переворот в октябре не был авантюрой? Однако у них всё получилось. Якутск уже в наших руках.
- А деньги? Военный поход – дорогое мероприятие.
- Якутские промышленники готовы поддержать нас, выделить необходимые средства. Так что Вы скажете?
- Мне нужно подумать.
Летом 1922 года Пепеляев прибыл во Владивосток.

Сибирская добровольческая дружина начинает поход

На призыв Пепеляева откликнулись 722 добровольца. Правитель Приморья генерал Дитерихс поддержал идею Якутского похода и отряд получил на вооружение 1,4 тыс. винтовок, 2 пулемета, 175 тыс. патронов и 9800 ручных гранат, тёплое обмундирование. 29 августа канонерская лодка «Батарея» и пароход «Защитник» отплыли из Владивостока с первой партией десанта (533 человека).

В обстановке всеобщего подъёма солдаты и офицеры нашивали на головные уборы сине-зелёные ленточки – отличительные знаки армии Сибирской республики, а у Пепеляева на душе кошки скребли: орудий нет, подвоза боеприпасов не предусмотрено, весь состав экспедиции – 700 бойцов. Авантюра.

Утром 6 сентября десант высадился в Аяне, где их встретили 200 якутских партизан. Здесь же Пепеляев узнал, что помощь восставшим опоздала: ещё в июле отряды ЧОН и ЧК на 11 судах с 10 орудиями и 30 пулеметами спустились по Лене, отбили Якутск, разбили отряды восставших. Две сотни бойцов – это всё, что осталось от грозной армии якутских партизан.

Пепеляеву предстояло принять ответственное решение: продолжать экспедицию или вернуться во Владивосток. Шансы на удачное завершение похода, казавшиеся в Харбине призрачными, в Аяне стали совсем мизерными. И всё же 14 сентября, оставив в Аяне 40 человек, Пепеляев выступил в направлении Якутска, надеясь, что с началом боевых действий пламя восстания разгорится вновь.

За 15 дней дружина прошла 240 вёрст по бездорожью в условиях осенней распутицы перевалила труднопроходимый Джугджурский хребет и 29-го вышла к посёлку Нелькан, где по данным разведки стоял отряд ЧОН, имелся склад с запасами вооружения и продовольствия. Солдаты валились с ног и генерал решил дать им перед боем несколько часов отдыха. Вся надежда была на внезапность удара.

Нельканский капкан

Внезапного удара не получилось. Во время отдыха трое добровольцев перебежали к красным и предупредили их о подходе белых. ЧОНовцы погрузили на баржи всё, что смогли, что не смогли утопили и ушли по реке. Дружине достались 120 винчестеров, 50.000 патронов и никаких запасов продовольствия. Отрезанная от Аяна осенней распутицей, дружина оказалась в ловушке.

Начался голод. Сперва съели лошадей. Затем собак. Постреляли ворон. Варили кожу, содранную с дверей. 19 ноября в Нелькан пришли 187 человек (прибывшая в Аян вторая группа десанта) с запасом продовольствия. Командовавший группой генерал Вишневский доложил Пепеляеву, что 25 октября пал Владивосток и назад пути нет. Клочок земли у побережья Охотского моря, удерживаемый Пепеляевым – теперь это и есть вся свободная от большевиков Россия, а его дружина – последние солдаты Белой армии на русской земле.

На Амгу!

В Нелькане Пепеляев простоял месяц, готовясь к походу, устанавливая связь с партизанскими отрядами. От партизан стало известно о дислокации частей Красной Армии в окрестностях: 350 бойцов в слободе Амга, почти столько же в селах Чурапча и Петропавловское. Решение напрашивалось само: не дожидаясь, пока красные соберут все силы в кулак, бить их по частям. Первый удар Пепеляев решил нанести по слободе Амге. В конце января 400 бойцов при двух пулемётах выступили для взятия Амги.

Никто не ожидал, что в местах, имеющих славу полюса холода, Пепеляев решится на длительный переход. Но Пепеляев решился, и дружинники за шесть суток при температуре минус 50 прошли более 200 вёрст и в ночь на 2 февраля с ходу взяли Амгу, захватив 13 пулеметов, 150 винтовок, патроны, гранаты. До Якутска оставалось менее 160 вёрст.

В Якутске после известий о падении Амги объявили военное положение, вокруг города спешно возводились укрепления. Город готовился к длительной осаде, стягивал к себе силы  петропавловского и чурапского гарнизонов. 12 февраля отряд из Петропавловского вышел в направлении Якутска. На перехват Пепеляев направил батальон под командой генерала Вишневского, 13 февраля у селения Лисья Нора два отряда встретились.

«Ледяная осада»

Потеряв в первом столкновении 56 человек, и весь обоз, три сотни красноармейцев заняли две заброшенные юрты для скота, окружённые «забором» из замёрзшего кизяка и приготовились к круговой обороне. К укреплению вышел парламентёр и предложил гарнизону сдаться под гарантии сохранения жизни. В ответ над «крепостью» поднялось красное знамя и раздалось пение «Интернационала».

Белые пошли на штурм, но красные жестоким пулемётным огнём отбили атаку. В Лисью Нору прибыл сам Пепеляев с тремя батальонами: он не мог наступать на Якутск, имея у себя в тылу неподавленный красный гарнизон. Второй штурм, третий… 18 суток отбивали атаки красноармейцы, оттягивая на себя основные силы Пепеляева, не давая тому развернуть наступление на Якутск. Осадный гарнизон терял людей, бойцы питались мясом павших лошадей, но держался. Эти 18 суток решили судьбу похода: воспользовавшись передышкой, красные сформировали ударную группу и 21 февраля 600 бойцов при двух орудиях вышли в направлении Амги. Утром 2 марта они подошли к слободе и открыли по ней артиллерийский огонь. К полудню Амга пала. Это был конец. Утром 3 марта генерал Пепеляев отдал приказ прекратить атаки «кизячной крепости» и отступать в Аян.

Последний приказ генерала Пепеляева

В ночь на 18 июня к Аяну вышел экспедиционный отряд Красной Армии и занял господствующие высоты вокруг города и предложили защитникам Аяна сдаться. Понимая бессмысленность сопротивления, Пепеляев приказал войскам сложить оружие. Так закончился последний поход Белой Армии против Советской России.

Klim Podkova для журнала "Все загадки мира"

Источник: zavtra.ru