Неравный бой
Павел Вавилов служил простым кочегаром на ледоколе "Александр Сибиряков". Он уже не был новичком в морском деле и к моменту описываемых событий (1942 год) его стаж насчитывал 15 лет службы на Северном морском пути.
Когда началась война, не старое еще гражданское судно оснастили несколькими орудиями и стали использовать для поставок топлива и продовольствия на советские метеостанции в северных морях. В свой последний рейс ледокол отправился в августе 1942 года из советского порта Диксон к мысу Молотова на архипелаге Северная Земля. Там полярникам предстояло организовать новую станцию.
24 августа в Карском море "Сибиряков" вдруг неожиданно столкнулся с немецким тяжелым крейсером "Адмирал Шеер", который рыскал в тех местах охотившись на наши конвои с грузами по ленд-лизу из США.
Немецкий крейсер "Адмирал Шеер"/ © bigpicture.ru
Первоначально немецкому кораблю удалось притупить бдительность советских моряков. Сменив свой флаг на американский, крейсер смог подойти к нашему ледоколу и потребовал сдачи в плен. Капитан Анатолий Качарава ответил отказом и попытался уйти, Немцы открыли огонь, с ледокола последовала ответная стрельба. Но силы, конечно, были неравны, поэтому бой продолжался недолго. Гитлеровцы дали залп из главных 280-миллиметровых орудий по "Сибирякову" и тут же выслали на борт абордажную команду.
На ледоколе не думали сдаваться. Советские моряки решили открыть кингстоны и затопить ледокол чтобы он не достался врагу, как когда-то это сделали герои знаменитого "Варяга". Они спустили на воду шлюпки, но враг тут же обстрелял одну из них и захватил в плен моряков на другой. Павел Вавилов был среди тех моряков, которые оставались на корабле до последней минуты. Когда ледокол пошел ко дну он и еще несколько моряков очутились в ледяной воде. Ослабевших от холода моряков затянуло в гигантскую воронку и лишь только Вавилову удалось выплыть на безопасное место, ухватившись за деталь обшивки.
Последний бой "Александра Сибирякова" 25 августа 1942 года/ © Wikipedia
Ему повезло – недалеко болталась на волнах одна из шлюпок, которая еще чудом держалась на воде. Превозмогая холод Вавилов доплыл до нее и сумел забраться внутрь. В шлюпке находилось тело застреленного немцами моряка Матвеева. С него Вавилов снял сухую одежду, переоделся и лег на дно шлюпки, чтобы его не заметили с немецкого крейсера. Когда он решил поднять голову, была уже ночь и фашистского корабля нигде не было.
К счастью для моряка на шлюпке находился бочонок с водой, ящик галет, спички, пистолет с патронами, топор и спальный мешок. Всю ночь Вавилов дрейфовал, а когда взошло солнце, он увидел что находится недалеко от небольшого скалистого островка. Это была скала Белуха – кусок суши длиной около километра. Выбора особого не было, и Вавилов сумел причалить к берегу.
37 дней борьбы
Единственным плюсом для него было то, что на скале находился деревянный невысокий маяк, давно уже заброшенный. А вот минусов было куда как больше. Первый же поджидал его как только моряк отошел от берега. На острове обитало семейство белых медведей, которые, как известно, не питают дружеских чувств к человеку. Стены маяка, хоть и хлипкие, стали укрытием и убежищем для Павла Вавилова.
Остров Белуха/ © weekend.rambler.ru
Но не животные были настоящей опасностью, а арктический холод и ветра, которые продували насквозь башенку маяка. И вот в таких условиях потянулись томительные дни робинзонады Павла Вавилова. Все это время он провел борясь за собственную жизнь и отгоняя зверей.
Уже скоро на остров опустились первые морозы. Чтобы поддержать силы Вавилов собирал плавник на берегу, разжигал костер, грелся и питался только одними галетами и отрубями. На второй день шлюпку, на которой он пристал к берегу, сорвало и разбило волнами о скалу. Выяснилось еще и то, что наган абсолютно бесполезен против медведей и Вавилов в одну из своих вылазок на берег едва унес ноги от разъяренного зверя.
Шли дни, похлебка становилась все жиже, дрова заканчивались, а погода портилась все сильнее и сильнее. Обильные снегопады позволили Павлу не испытывать недостатка в питьевой воде, но вот с едой и дровами ситуация становилась критической.
Единственным шансом на его спасение были проходящие мимо Белухи наши суда. Несколько раз Павел замечал силуэты кораблей, забирался наверх маяка, кричал, стрелял в воздух и размахивал руками, но тщетно – его не замечали.
Остров Белуха в наши дни/ © trendymen.ru
Только спустя месяц его робинзонады Вавилову улыбнулась удача – его заметили с нашего парохода "Сакко". Чтобы привлечь внимание, Павел решился на отчаянный и рисковый шаг – из последних дров он запалил сигнальный костер. Он прекрасно понимал, что если наше судно пройдет мимо, то это конец – он умрет от холода в течение суток. Но риск оправдался – его заметили и выслали к Белухе шлюпку. Однако из-за начавшегося шторма она не смогла пристать к берегу и развернулась обратно. Отчаяние Павла трудно было описать. Но у него хотя бы появилась надежда. На следующий день над Белухой пролетел гидросамолет и сбросил на остров тюк. Там были теплые вещи, продовольствие, а главное, записка, в которой говорилось что терпящего бедствие обязательно заберут с острова как только позволит погода.
И действительно, самолет сумел забрать Павла Вавилова на 37 день его робинзонады. Худого, обросшего, с ввалившимися глазами, но живого, и это было главное!
Память
Другой бы на месте Вавилова больше никогда бы не подошел к морю, но Павел Иванович, подлечившись, до конца войны продолжал ходить на судах, и в мирное время даже сменил три ледокола. Когда моряку исполнилось 50 лет, его наградили орденом Ленина и присвоили звание Героя Социалистического труда. К сожалению Павел Иванович умер рано – в 56 лет. Его именем назвали один из островов в Карском море. Ирония судьбы заключается в том, что этот остров более пригоден для проживания, чем скалистая Белуха, на которой первый советский робинзон провел долгие 37 дней борьбы за жизнь.
В заключение остается добавить, что останки "Александра Сибирякова" были обнаружены только в 2014 году на глубине в 49 метров на дне Карского моря. На его корпусе водолазы закрепили памятную табличку в честь погибших моряков.