Спустя десять лет исследовательской работы историк Ян Грабовский опубликовал книгу с доказательствами того, что местные правоохранительные органы помогали убивать евреев.
Одним из последних табу Второй мировой войны остается тот факт, что местные жители и правоохранительные органы стран, оккупированных нацистами, помогали им преследовать, выселять и массово уничтожать евреев. Холокост был бы невозможен без сотрудничества местного населения, и эту тему еще предстоит изучить подробнее, потому что она никоим образом не соотносится с официальными данными многих стран. Исследователи по сей день наталкиваются на стену молчания.
Некоторые страны, например, Франция и Голландия, справились с этой проблемой, во многих других этот вопрос еще не решен. Вот что сказала в одном интервью венгерский философ Агнеш Хеллер (Agnes Heller), выжившая в будапештском гетто, о роли местного населения в истреблении евреев: «Адольф Эйхман (Adolf Eichmann) прибыл сюда с 300 солдатами. Нацисты не могли убить 500 тысяч человек без помощи венгров. Пособничество было повсеместным».
Возможно, Польша — это страна, где эта проблема наиболее запущена и вызывает наибольшее отвращение, поскольку ультраконсервативное правительство превратило невинность поляков в Холокосте в дело государственной важности. Профессор университета Оттавы и один из самых выдающихся исследователей того, что происходило в Польше во времена Второй мировой войны, профессор Ян Грабовский (Jan Grabowski) совсем недавно опубликовал книгу, которая окончательно опровергает заявления правительства об участии польских правоохранительных органов в преследовании евреев. Его книга «На службе. Роль польской синей и уголовной полиции в уничтожении евреев» (Na Posterunku. Udział polskiej policji granatowej i kryminalnej w zagladzie Zydów), которая в конце года выйдет на английском языке, — это результат десятилетнего исследования тысяч документов. В ней представлены неоспоримые доказательства участия польской полиции в Холокосте. В некоторых случаях речь идет о людях, которые сражались против нацистов, но при этом участвовали в массовых убийствах.
«Меня поразило, что многие полицейские боролись с нацистами, но в то же время участвовали в массовых убийствах евреев», — объясняет во время видеоконференции 57-летний Грабовский, находящийся в Берлине. Также он автор статьи, вызвавшей широкий резонанс: «Охота на евреев. Измена и убийство в Польше, оккупированной Германией». В 2013 году она выиграла международную литературную премию Яд ва-Шем за исследования Холокоста. После этого Грабовский стал заклятым врагом ультраконсервативного правительства Польши из-за последствий, которые вызвали представленные им факты. «Это один из вопросов, который рассматривается в книге и противоречит официальной позиции правительства», — говорит он. Организация, близкая к исполнительной власти, подала два иска против Грабовского за исследование темы антисемитизма в Польше во время войны.
Та же участь постигла и других выдающихся историков за разоблачение фактов, что польские граждане участвовали в массовых убийствах евреев. Например, Барбару Энгелькинг (Barbara Engelking), автора книги «Такой прекрасный солнечный день. Евреи, ищущие убежища в польской деревне, 1942-1945», или Яна Томаша Гросса (Jan T. Gross), автора книги «Соседи. История уничтожения еврейского местечка» о погроме, виновными в котором всегда считали нацистов, хотя на самом деле его осуществили поляки. Польское правительство открыто конфликтует с ЕС, который обвиняет его в нарушении принципов правового государства. В 2018 году оно издало закон, однако потом его отменило, согласно которому людям, обвиняющим поляков в участии в нацистских преступлениях, грозило тюремное заключение. Средства массовой информации, близкие к правящей партии «Право и справедливость», подвергли Грабовского жесткой критике за его новую книгу. Польский еженедельник Do Rzeczy опубликовал статью о нем на первой полосе. Ее сопровождала фотография историка, а называлась она «Безнаказанная ложь».
В Польше, в отличие от других оккупированных стран, было не коллаборационистское правительство, а правительство в изгнании, которое боролось против нацистов из Лондона. Эта страна была первой захвачена немцами и Советами в начале Второй мировой войны: часть была присоединена к Рейху, еще одна осталась в руках СССР под руководством Сталина, а последняя была оккупирована. На ней нацисты установили жесточайший режим, так называемое генерал-губернаторство. Гитлер даже не признавал существования такой страны и приказывал убивать и преследовать миллионы поляков и не только евреев. В Польше Германия создала лагеря смерти, например, Аушвиц-Биркенау, к которым поляки не имели никакого отношения. Но Грабовский нашел доказательства того, что правоохранительные органы, синяя и уголовная полиция, активно способствовали уничтожению евреев в оккупированной Польше, и их помощь была незаменимой. Раньше никто не изучал этот вопрос. Речь идет о пособничестве со стороны государственных учреждений. Преступления против евреев совершали не только отдельные люди, но и представители различных ведомств.
«Почему раньше никто не пытался изучить роль синей полиции? Это необъяснимо», — отмечает Грабовский. «Последние десять лет я исследовал всевозможные документы, что было нелегко, поскольку все архивы были уничтожены, когда немцы покинули страну. Мы говорим о 18 тысячах человек, в большинстве своем сотрудниках полиции. Немцы пытались использовать местное население и учреждения настолько, насколько было возможно. Так же они поступили во Франции, Голландии… Здесь это была полиция. Однако мы не знали, насколько активно немцы использовали силы польской полиции, чтобы осуществлять политику, направленную против евреев».
Исследование Грабовского сосредоточено на сельской Польше, на штетлах или еврейских поселениях. «Очень часто порядок обеспечивала только синяя полиция, потому что немцев там не было», — отмечает ученый. Вопреки распространенному мнению у большинства гетто, в которых содержались польские евреи, не было стен. Иногда там были проволочные заграждения. Поэтому контроль был прежде всего общественным, и наблюдением занимались полицейские, а не немцы. Они прекрасно знали евреев, потому что очень часто это были их соседи. «Существуют десятки примеров того, как польские полицейские убивали одноклассников, соседей, людей, которых они знали всю жизнь, ремесленников, лавочников».
С 1942 года, как только гетто были ликвидированы, многих евреев убили в газовых камерах лагерей смерти, например, в Аушвице, в рамках так называемой операции Рейнхард. Но некоторым удавалось сбежать и затеряться среди поляков. В этом случае синяя полиция играла решающую роль. «Немцы не могли найти исчезнувших евреев, когда те снимали повязки со звездой Давида и смешивались с местным населением. Синяя полиция имела ключевое значение. Они хорошо знали, кто был евреем, поскольку были местными, быстро находили тех, кто помогал евреям прятаться. Кроме того, многие евреи еще не успели ассимилироваться, поэтому говорили по-польски с сильным акцентом. Немцы этого не замечали, а вот поляки сразу же. В 1942 году полицейские стали убивать евреев, даже не сообщая об этом немцам. Одной из причин была алчность, потому что они оставляли себе их собственность и не обязаны были отчитываться перед немцами».
Одна из самых неоднозначных тем, представленных в книге, состоит в том, что автор нашел многочисленные дела полицейских, которые участвовали в массовых убийствах евреев, но при этом были героями сопротивления нацистам. Один из них Владислав Крулик (Władysław Królik). «Скромный сержант, служивший на востоке Польши. В 1942 году он был обычным полицейским, а в 1943 — убийцей евреев», — рассказывает Грабовский.
«В книге я описываю ситуацию, в которой он через информаторов узнает, где прячутся евреи. Идет туда, находит их, вытаскивает на улицу и понимает, что это его соседи. Один из польских свидетелей рассказал, что он даже называл их по именам. Крулик и его коллеги убили их на окраине поселка. Потом вернулись в тот дом и попросили живущую там женщину приготовить им таз с водой, чтобы смыть кровь с рук. В других документах я нашел информацию о том, что тот же Крулик был героем сопротивления. Даже сейчас местные историки чтят его память, поскольку его вклад в подпольную борьбу с нацистами был неоценим. Есть и другие похожие случаи».
Грабовский превратился в объект для критики со стороны правящей партии «Право и справедливость», потому что в своем предыдущем эссе он писал, что во время войны поляки убили 200 тысяч евреев. Однако в новом исследовании он пересмотрел эту цифру. Теперь профессор считает, что она слишком занижена, хотя не может назвать точные данные, поскольку имеющиеся документы не содержат такой информации. В любом случае он уверен, что эта цифра гораздо выше. Но его книга меняет наше представление не только о количестве убитых евреев, но и об истории холокоста в Польше и о том, как страна должна относиться к своему прошлому.
Для того чтобы выжить, нет ничего важнее удачи
Ян Грабовский родился в Польше в семье евреев, переживших Холокост. В 1988 году он переехал в Канаду, когда коммунистическая диктатура в стране пошатнулась, Кроме того, ранее он был активным членом антикоммунистического профсоюза «Солидарность». В Оттаве он стал строить карьеру в науке, при этом не теряя связи с Польшей. Он был одним из основателей Польского центра по исследованию холокоста, которым руководит Барбара Энгелькинг. Это независимая и очень престижная организация, которая занимается изучением катастрофы европейского еврейства.
Он не понаслышке знает, какую роль сыграла польская полиция в преследовании евреев, поскольку в 1943 году на его семью донесли, и их задержала уголовная полиция. Затем их отвезли в штаб гестапо в Варшаве. Шанс выйти оттуда живым у польского еврея был минимальным.
Но его дед в Первую мировую войну сражался в австро-венгерской армии, и один из немецких полицейских, с которыми он встретился в этом зловещем месте, был его другом. «Он дал моему деду визитку и сказал всегда звонить, когда тот будет в опасности. На ней был его номер телефона, который дед использовал три раза до конца оккупации. Этот пример показывает, насколько важна удача, чтобы выжить: он мог быть богатым или умным, но в итоге важнее всего была удача».
Гильермо Альтарес (Guillermo Altares)