Русские Вести

Подвиг советского лётчика Михаила Ююкина


В середине 1930-х годов Япония подобно Советскому Союзу, стремилась распространить своё влияние в Дальневосточном регионе. Попытки захватить богатые сырьём и ресурсами восточные территории бывшей Российской империи успехом не увенчались, но спустя несколько лет Япония объектом притязаний избрала Манчжурию, область на северо-востоке Китая. В 1932 году после японской интервенции на этих территориях было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го, ставшее ареной ожесточённой борьбы между Китаем и Японией.

Для китайского населения Маньчжоу-го и особенно для девяти тысяч русских, оказавшихся здесь в результате вынужденной эмиграции, наступили тяжёлые времена. Новые власти проводили политику стравливания китайцев и русских с целью не допустить их объединения против себя. В результате дискриминационной политики русские лишались бизнеса, рабочих мест и оказывались на улице без средств к существованию.

В то же время Государство Манчжурия стала плацдармом, откуда японцы пытались осуществить свои агрессорские планы в отношении СССР и помешать советскому контролю над Монголией и оказанию помощи Китаю. В 1938 году японские войска нарушили советскую границу, что привело к боевым столкновениям у озера Хасан, в мае 1939 году начали ещё одну «разведку боем» на западном берегу реки Халкин-Гол.

Для усиления 57-го Особого корпуса РККА, части которого были развёрнуты на территории Монголии, и отражения ударов противника сюда были переброшены дополнительные подразделения. К августу 1939 года советская группировка в Монголии насчитывала 57 тысяч человек, 542 орудий и миномётов, 2255 пулемётов, 498 танков, 385 бронемашин и 515 самолётов.

Для усиления истребительного полка, потерявшего за два первых дня боев 15 машин, военное руководство направило группу лётчиков-асов, участников боевых действий в Испании и Китае. Асы очень быстро исправили положение и в конце июня в ходе воздушных боёв уничтожили 90, а в июле 67 самолётов противника. Именно в небе над Халкин-Голом впервые в истории авиации советским лётчиком Михаилом Ююкиным был совершён таран наземной цели. Батальонный комиссар 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка Михаил Анисимович Ююкин был опытным пилотом, за его плечами была Сталинградская военная авиационная школа и служба в частях ВВС военкомом эскадрильи.

Бомбардировщик СБ. На самолете этого типа совершил таран экипаж Михаила Ююкина

5 августа 1939 года на скоростном бомбардировщике (СБ) Ююкин в составе группы самолётов проводил бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. Группу вёл командир авиаполка майор Михаил Бурмистров, Ююкин был на подстраховке, и в случае выхода из строя ведущей машины, был готов занять её место. Японские зенитки были наготове и открыли огонь по советским самолётам, в тот момент когда СБ Ююкина закончил бомбометание, в левый двигатель попал снаряд зенитной установки. Пламя охватило крыло самолёта, лётчик попытался его сбить скольжением вправо, но самолёт уже начал терять высоту.

Стрелок-радист Пётр Разбойников, выполняя приказ командира, стал готовиться к прыжку с парашютом, но, увидев под собой противника, вернулся на место. Покинуть самолёт удалось лишь штурману Александру Морковкину, через сутки он вернётся в расположение части. Михаил Ююкин, понимая, что дотянуть до линии фронта не получится, принял решение направить бомбардировщик в центр японских позиций, на огневые точки и пехоту, «чтобы своей смертью нести смерть врагу».

За героизм все члены экипажа получили высокие награды: батальонный комиссар Михаил Ююкин Орден Ленина, старшина Пётр Разбойников и старший лейтенант Александр Морковкин — Орден Красного Знамени.

В августе 1939 года Красная Армия и армия Монгольской Народной Республики завершили боевые действия на Халкин-Голе. Эта победа стала одной из основных причин отказа от нападения Японии на Советский Союз во время Великой Отечественной войны.

Кмрмлл Брагин

Источник: rusplt.ru