Русские Вести

Подвиг Алдара Цыденжапова


24 сентября 2010 года при ликвидации пожара на эсминце «Быстрый» Тихоокеанского флота (ТОФ) сильнейшие ожоги получил 19-летний матрос Алдар Цыденжапов. 

Молодого человека доставили в больницу, но не смогли спасти. Срочник скончался 28 сентября. 7 октября он был похоронен на своей малой родине в Забайкалье.

По официальной версии, Цыденжапов совершил жертвенный подвиг и ценой своей жизни смог спасти 300 человек экипажа и боевой корабль первого ранга, который в момент ЧП находился на военно-морской базе в Фокино (Приморский край) и готовился к походу на Камчатку.

Указом президента РФ № 1431 от 16 ноября 2010 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, Цыденжапову было присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно

23 февраля 2011 года Дмитрий Медведев вручил звезду Героя родителям матроса. Распоряжением главы администрации окружного центра мать и отец Алдара получили трёхкомнатную квартиру в новом доме.

Память Цыденжапова была увековечена в названии одного из корветов проекта 20380. На торжественной церемонии закладки этого корабля в Комсомольске-на-Амуре в июле 2015 года присутствовали мать героя Билигма и сестра Арюна Цыденжаповы.

Строительство корвета велось на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). В настоящее время корабль проходит испытания и до конца текущего года должен войти в состав ВМФ. Цыденжапов — первый моряк-надводник Тихоокеанского флота, удостоенный Золотой Звезды со времён окончания Второй мировой войны.

Алдар был навечно внесён в список личного состава «Быстрого». Благо эсминец продолжает службу на Тихоокеанском флоте, оставаясь вторым строевым кораблём проекта 956 «Сарыч». Ещё один такой эсминец «Адмирал Ушаков» несёт вахту на Северном флоте.

«Перекрыл клапан, находясь в пламени»

Цыденжапов родился в селении Агинское Бурятского округа (сейчас входит в Забайкальский край). В 2009 году он закончил среднюю школу №1 и в ноябре того же года ушёл в армию. Алдар вызвался служить на флоте по примеру своего дедушки Зыдыги Ванчикова. Молодой человек рассчитывал остаться на ТОФ по контракту. До трагедии ему оставалось служить чуть более месяца.

По словам отца Цыденжапова Батора, сына могли не взять на службу во Владивосток. В списке моряков его фамилию вычеркнули, однако он смог договориться с военкоматом, исполнив тем самым желание Алдара.

Согласно официальным данным, 24 сентября 2010 года Цыденжапов заступил на дежурство в качестве вахтенного по обслуживанию главной энергетической установки «Быстрого». Пребывая на своём посту, он обнаружил прорыв топливного трубопровода в машинном отделении эсминца. Рискуя жизнью, матрос устранил утечку и не допустил крупный пожар

Остальную работу по ликвидации последствия ЧП провели его сослуживцы. В частности, капитан-лейтенант Алексей Коноплев задраил люки горящего помещения, а потом включил систему объёмного пожаротушения, при которой в котельное отделение был закачан инертный газ фреон.

Также с пожаром боролись матросы Павел Осетров, Александр Коровин, Сергей Турутин и Олег Ерзюков. Первые два получили ожоги различной степени тяжести, остальные — острое отравление угарным газом.

В течение девяти секунд Алдар находился в двух метрах от очага возгорания. Несмотря на ужасающую температуру, матрос всё-таки смог принять необходимые экстренные меры, отключив энергоустановку, которая оказалась под угрозой взрыва.

«Его своевременные профессиональные действия позволили избежать разгерметизации корпуса корабля и гибели всего личного состава... Он сам перекрыл клапан, находясь в пламени. Вышел из отсека, поднялся в столовую команды», — рассказал ранее заместитель командира соединения ракетных кораблей ТОФ Владимир Пискайкин, земляк Цыденжапова

Как сообщил командир электромеханической боевой части эсминца Александр Козачук, Цыденжапов смог самостоятельно добраться до медицинского блока. При этом 19-летний срочник находился в сознании. По словам офицера, у матроса был выбор покинуть пост с «минимальными потерями», но он выполнил свой долг до конца.

До сих пор непонятно, как Цыденжапов вообще смог выжить. Если верить СМИ, Алдар закручивал вентиль в густом дыму, пока не ослабло пламя. Пока он находится в отделении на матроса вылилось топливо, он практически оказался в шаре огня.

В отдельных изданиях можно встретить упоминание о том, что на Цыденжапове загорелась одежда, но это не так — в машинном отделении настолько жарко (около 50 градусов тепла), что матросы несут вахту в нижнем белье.

Во владивостокском госпитале, куда доставили Алдара, медики диагностировали почти 100-процентный ожог кожи. Как при таких увечьях Цыденжапов смог самостоятельно выбрался наружу и ещё какое-то время оставаться в сознании — просто не укладывается в голове.

«В трюме, где случился пожар, находятся два котла и правая турбина двигателя. Каждый котёл вырабатывает 115 тонн пара в час при температуре 470 градусов. При этом там гигантское давление!» — заявил в 2010 году пресс-секретарь командующего Тихоокеанским флотом Роман Мартов.

Цена халатности

Причиной ЧП, жертвой которого едва не стали 300 человек и гордость Тихоокеанского флота — эсминец «Быстрый», была самая банальная российская безалаберность. Об этом в 2010 году сообщил Роман Мартов.

«Цистерну переполнили топливом, а в четыре утра этого никто не увидел. Кроме того, один из матросов неправильно завинтил заглушку трубопровода. В итоге топливо под давлением выдавило вентиль, попало на светильник и всё вспыхнуло», — цитирует Мартова «Комсомольская правда».

Как пояснил Владимир Пискайкин, энергетическая установка эсминца по своему принципу работы напоминает самовар. В котёл, который топится мазутом, попадает вода. Там она превращается в пар, который поступает на лопатки турбины, а она свою очередь крутит винт. Перед походом на Камчатку два матроса «Быстрого» начали заполнение цистерны с мазутом и подачу воду.

«Когда цистерна заполнилась топливом, матрос, что замерял количество мазута, набросил крышку, но, не закрутив её, побежал к сослуживцу дать указание закрыть насос. В этот момент цистерна переполнилась и под давлением мазут выдавило. Топливо стало распыляться по отсеку, где нёс вахту Алдар», — рассказал Пискайкин иркутскому отделению КП

Как сообщила ранее «Новая газета» со ссылкой на материалы расследования инцидента, в смене в машинном отделении, помимо Цыденжапова, находились трюмные Цыремпилун и Микешев. Матросы «без чьего-либо приказания» решили перелить мазут из большой корабельной цистерны в расходную, откуда он подаётся в топку корабельной кочегарки.

«Трюмные Цыремпилун и Микешев открыли на трубопроводе все положенные клапаны, топливо начало переливаться, однако проконтролировать наполнение расходной цистерны на корабле оказалось некому и нечем. Как говорится в расследовании, на цистерне не было «сигнализации верхнего уровня», — пишет издание.

Таким образом важнейшие показатели исправной работы энергоустановки замерялись буквально на глазок и с помощью нехитрых инструментов вроде линейки-мазутомера. В итоге ночью 24 сентября 2010 года мазут вылился на электрокабель.

О результатах дальнейшего разбирательства по поводу инцидента на «Быстром» ничего неизвестно. Скорее всего, дело не стали переводить в плоскость уголовного разбирательства, так как налицо — вина не только Цыремпилуна и Микешева

Гораздо уместнее говорить о системных проблемах в материально-техническом обеспечении Тихоокеанского флота. Искать ответственных необходимо на самом верху, среди высшего командования, которое прекрасно осознавало всё несовершенство такого важного процесса как отслеживание заполняемости мазутом корабельной цистерны.

Последствия халатного отношения к таким «мелочам» рано или поздно оборачиваются трагедиями. В инциденте с «Быстрым» положительную роль сыграла моментальная реакция и мужество Цыденжапова, а также его товарищей, которые оперативно сориентировались в экстренной ситуации. 

Но второго шанса, как в трагедии с «Курском», у моряков могло и не быть.

Александр Кочан

Источник: rusplt.ru